Доклад на тему: "Семья "группы риска". Раннее выявление"
консультация

Пинигина Ирина Владимировна

Доклад на тему: "Семья "группы риска". Раннее выявление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_semi_gruppy_riska.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Доклад на тему:

«Семьи «группы риска». Раннее выявление»

Автор: социальный педагог Пинигина Ирина Владимировна

г. Надым, 2021г.

Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права. Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Цель работы по раннему выявлению семей:

• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, не допустить семьи до социально опасного положения.

Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия:

1. выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2. оказание социально - психолого - педагогической помощи несовершеннолетним;

3. проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, требующих поддержки.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Воспитатели заполняют карты воспитанников, составляется социальный паспорт группы ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

• санитарно-гигиеническая запущенность;

• неумеренный аппетит;

• задержка роста, отставание в речевом, психо-моторном развитии;

• привлечение внимания любым способом, «прилипчивость» ребенка;

• чрезмерная потребность в ласке;

• проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;

• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

• трудности в обучении.

Так же необходимо обратить внимание на признаки неблагополучия в семье:

1. ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5. родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели обращаются к заведующему, социальному педагогу или к старшему воспитателю, с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению детей;

• отрицательно влияют на их поведение;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• асоциальное поведение;

• устройство в квартире родителями притонов;

• жестокое обращение с детьми (побои);

• побеги из дома, конфликты со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика раннего выявления дислексии и дисграфии

Методика раннего выявления дисграфии и дислексии...

Доклад. Тема: «Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»

Доклад. Тема:«Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»...

Результаты работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта раннего выявления индивидуальных двигательно-физкультурных задатков и врожденных наклонностей.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В это...

буклет для родителей "Риски раннего обучения"

   В последние десятилетия явно обозначилась тенденция раннего обучения детей. Многие родители одержимы идеей «воспитать маленького гения» и поэтому стремятся как можно раньше начать ...

Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

      Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...

Раннее выявления риска аутизма

Раннее выявление риска аутизмаРанняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной изприоритетных областей деятельности здравоохранения, образования,социальной защиты. Развитие и становление системы ...