Пути эффективного развития познавательной деятельности дошкольников.
материал
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников.
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Чтобы эффективно развивать познавательную активность дошкольников, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами.
Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
В своей работе использую современные технологии в развитии познавательной активности.
Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным. Для формирования у детей интереса к природным явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки, загадки о явлениях природы.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Применяя информационно-коммуникативные технологии, как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Насекомые», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В своей работе использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;
Опыт работы убеждает в необходимости применения в ОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).
Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире. Коммуникативная деятельность в старшем дошкольном возрасте становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Примерами познавательных задач могут быть следующие:
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему замёрзла вода на улице? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег
Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми.
В рамках двигательной деятельности, я знакомлю детей с различными видами спорта, формирую представления о здоровом образе жизни. Здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-144396-1586182427.jpg)
Развитие познавательной деятельности дошкольников. Работа с родителями.
Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад - это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-123901-1353149334.jpg)
Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей
Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в ...
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/31/picture-1146916-1559324863.jpg)
«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников»
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-567427-1428916619.jpg)
Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).
Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/04/picture-88973-1499177754.jpg)
Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.
В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...