Проект по патриотическому воспитанию «День Победы»
проект (подготовительная группа)

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_den_pobedy.docx147.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

«День Победы»

для детей 6 - 7 лет

Подготовила: Воспитатель Чепель М.В.

                

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 30 апреля по 11 мая.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Возраст детей: 6 – 7лет.

    День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

   Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым, необходимо рассказывать детям о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и тружениках тыла – женщинах, стариках и детях. О событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали свою Родину, выжившие в Великой Отечественной Войне. О помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

Актуальность.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия.

  В преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.

Проблема:

Дети дошкольного возраста плохо ориентируются в истории нашей страны; у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.  Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза:

Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Цель: формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

    Задачи:

Для детей:

  1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне.
  2. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
  3. Расширение знаний о защитниках Отечества, о функциях армии.
  4. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
  5. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
  6. Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа, к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, трепетное отношение к празднику Победы.
  7. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

      Для педагогов:

  1. Наладить взаимоотношения с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  2. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

Для родителей:

  1. Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада, праздники, досуги, экскурсии.
  2. Рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  3. Подборка исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях.
  4. Повысить компетентность родителей по теме недели. Предполагаемые результаты для детей:
  1. Расширится представление детей о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны;
  2. У детей должны быть сформированы такие понятия как, ветераны, оборона, фашисты, захватчики, фашистская Германия.
  3. Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  4. Сформируется внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

Для педагогов:

  1. Подбор дидактических игр патриотического содержания.
  2. Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней.
  3. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
  4. Самореализация.      

Для родителей:

  1. Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
  2. Активное участие родителей в реализации проекта.
  3. Повышение компетентности по данной теме.
  4. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
  5. Укрепление детско-родительских отношений.

Продукты проектной деятельности:

     Для детей:

  1. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.
  2. Патриотический праздник «День Победы».
  3. Выставка рисунков «Война глазами детей».      

Для педагогов:

  1. Создание в группе мини – музея «Военная техника».
  2. Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажите детям о Великой Отечественной войне.

     Для родителей:

    1.  Участие в конкурсе рисунков «Этот день Победы»

     Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

  1. Выявление уровня представлений у детей.
  2. Определение проблемы, целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  3. Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно – эстетической направленности).
  4. Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений).
  5. Организация предметно – развивающей среды.
  6. Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр;

2. Основной этап

  1. Проведение занятий по плану реализации проекта.
  2. Проведение бесед;
  3. Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  4. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры.
  5. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне.
  6. Консультации и папки – передвижки для родителей.

3.  Заключительный этап

Патриотический праздник «День Победы».

Создание мини – музея «Военная техника».

Выставка рисунков.

     Формы реализации проекта:

     Формы работы с детьми: занятия, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

      Возможные риски: не все дети в одинаковой степени успешно усвоят материал по теме проекта.

План реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Социально – коммуникативное развитие

Коммуникативная

Игровая

Беседы:

«74 года Победе»;

«Почему война называется

Великой Отечественной?»;

«Подвиг на войне»;

«Дети и война»; «История георгиевской ленточки»;

«Праздник Победы». Просмотр видеороликов о

детях – героях войны с последующим обсуждением.

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»;

«Воины – пограничники»; «Разведчики».

Дидактические игры:

«Кто защищает наши границы»; «Отгадай военную профессию;

«Собери картинку»; «Воину - солдату своё

оружие»; «Чья форма»;

«Что изменилось»; «Узнай герб нашей страны»;

"Военный транспорт»;

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Занятие «Беседа о войне»; Заучивание и чтение стихотворений о войне, солдатах, ветеранах. Отгадывание загадок на военную тематику. Чтение пословиц и поговорок о мужестве. Д/и «Доскажи словечко». Рассматривание книг, иллюстраций о Великой Отечественной войне. Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»;

Ю. П. Герман «Вот как это было»;

 А. М. Жариков «Смелые ребята»;

В. А. Осеева «Андрейка»;

 К. Г. Паустовский

«Стальное колечко»; Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;

 Л. Кассиль из книги "Твои защитники"; С. Михалков "День

Победы";

А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки»,

«Почему армия родная»

Познавательное развитие

Занятия:

РПИД «Символы Победы – ордена, медали и знамена» ФЭМП «Разведчики».

Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» И.М.

Тоидзе, «Письмо с фронта»

А. Лактионова;

Художественно – эстетическое развитие.

Изобразительная деятельность

 Музыкальная деятельность

Продуктивная

Рисование:

«Георгиевская ленточка»; «Праздничный салют над городом»;

«Пограничник с собакой». Лепка:

«Танк» (пластилинография) Конструирование

из бумаги «Голубь мира».

Слушание музыки: Прослушивание музыкальных произведений:

 «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, «День победы» Д.

Тухманов,

«Катюша» Б. Блантер, «Прощание славянки» В. Агапкин.  Разучивание песен, танцевальных движений;

Физическое развитие

Двигательная

Подвижные игры:

 «Пройди по трапу»; «Собери патроны»;

«Салют» - эстафета (воздушные шарики); «Снайперы» (попади мешочком в цель); «Смелые моряки».

«Кто быстрее»; «Саперы».

Взаимодействие с родителями.

Подготовка рекомендации для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»; Оформление папки – передвижки «Великая Отечественная Война».

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Организация выставок детских работ: рисунков, поделок из пластилина. Оформление информационного стенда.

Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и поделок.

                                 

Полученный результат

  1. Дети имеют представление о легендарном прошлом нашей Родины.
  2. У детей сформировались понятия о ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии.
  3. Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги;       уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
  4. В группе создан мини – музей военной техники.
  5. Родители приняли активное участие в выставке рисунков и поделок «Этот день Победы».
  6. Развивающая среда группы пополнилась дидактическими играми.

ВЫВОД

    Данный проект, который был реализован с детьми подготовительной группы, показал следующее: у детей расширились представления о Великой Отечественной войне. Дети имеют представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике. Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику. Испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. Обогатился и активизировался словарный запас за счет новых слов.

    Родители – активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию. Проект поможет родителям понять необходимость патриотического воспитания детей.

Список литературы:

1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).

  1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 112 с.
  2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  3. Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе», Москва 2010 г.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
  5. Морозова И. Л., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И.Л. Морозова, М.А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
  6. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138

8.Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.

Приложение

Блиц – опрос детей подготовительной группы.

  1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
  2. Что случилось летом в 1941 г.
  3. Что такое война?
  4. Кто напал на нашу Родину?
  5. Кто встал на защиту нашей Родины?
  6. Кто такие солдаты, что они делают?
  7. Когда закончилась война?
  8. Кто победил в этой войне?
  9. Что такое парад?
  10. Что такое памятник павшим воинам?
  11. Как страна празднует День Победы?
  12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
  13. Тебе читают книги о ВОВ?
  14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?
  15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно, для этого?

НОД «Беседа о войне»

Цель: Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Задачи:

Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет.

Активизировать и пополнять словарный запас детей (подвиг, герой, ветеран).

Стимулировать любознательность, творческую познавательную и речевую активность (строить логически завершенное высказывание, отвечать на вопросы полным предложением).

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание сделать для них подарок.

 Развивать умение самостоятельно заниматься выбранным делом, договариваться.

Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (беседа, вопросы, рассказ, наглядные (демонстрация презентации, рассматривание фотографий,

практические (составление поздравительной открытки.)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, запись песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, презентация, звуки салюта, звуки разрывающихся снарядов, метронома в минуту молчания.

Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Великая Отечественная война», альбомов, фотографий, плаката «Родина - Мать зовет», памятника «Неизвестному солдату». Беседа с детьми о войне, о дне Великой победы, чтение книг: С. Алексеев «Герои Великой Отечественной», А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», А. Печёрская«Дети – герои Великой Отечественной войны».

Ход занятия

Звучит фрагмент песни «Священная война» В. Лебедева-Кумача.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сейчас звучала песня? Чему она посвящена? (Эта песня о войне, о защите Родины).

Воспитатель: да, ребята, 22 июня 1941 года в четыре часа утра на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое война? Что вы знаете о войне? (Это горе и страх, разруха и смерть.Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов).

Воспитатель: Внезапно огромные силы немецкой армии двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.

Воспитатель: Все люди поднялись на защиту своей Родины

Воспитатель: На фронт шли не только солдаты нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.

Воспитатель: Старики, женщины и дети на заводах и фабриках строили танки, самолёты, выпускали автоматы, снаряды для фронта. В госпиталях, лечили раненных солдат. Делали все для победы.

Воспитатель: Война длилась долгие четыре года. Много солдат полегло на поле боя. Много жизней унесла война. Но люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду.

Воспитатель: Наши солдаты дошли до Берлина - столицы Германии. И там, на самом главном здании, был водружен наш красный флаг Победы.

Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие солдаты стали героями.

Воспитатель: Как вы думаете, кто такой герой? (Это храбрый человек, сделавший что-то хорошее).

Воспитатель: Давайте сегодня все вместе узнаем, кто такие герои и почему на войне было много героев.

Воспитатель: Где и как можно узнать информацию о героях войны? (В книгах, газетах, спросить у взрослых).

Воспитатель: Герои совершают подвиги, спасают людей, защищают детей.

Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, героический, самоотверженный, хороший поступок).

Воспитатель: 9 мая 1945 года закончилась Великая отечественная война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы русского народа!

Воспитатель: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.

Воспитатель: По всей стране стоят памятники известным и неизвестным героям. Кто совершил подвиг – всем им присвоено звание Героя Советского Союза.

Воспитатель: У многих памятников горит вечный огонь. Есть такой обычай чтить память погибших героев минутой молчания. Давайте склоним свои головы и почтим память павших героев за Родину минутой молчания.

Воспитатель: Каждый год теперь 9 мая на Красной площади проходят парады, гремят салюты, идут курсанты, офицеры военных училищ. Это внуки тех, кто воевал в ВОВ.

Воспитатель: Открывают парад ветераны Великой Отечественной войны. Что на груди у ветеранов? (Ордена и медали).

И сегодня, Соня Ромакина принесла нам награды своего прапрадедушки, Ромакина Олега Ивановича, который был участником Великой отечественной войны, он прошел всю войну, вернулся с фронта живым, вот с этими наградами. И сейчас Соня расскажет нам о своем дедушке. (Рассказ Сони)

Воспитатель: Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. В этом году 9 мая исполняется 74 года со дня Великой Победы.

Воспитатель: Кого мы поздравляем 9-го мая? (Тех, кто воевал во время войны).

Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто когда-то воевал, защищал нашу страну, трудился в тылу? (Ветераны Великой Отечественной войны).

Воспитатель: С каждым годом ветеранов войны остаётся всё меньше и меньше. Многие из них стали уже совсем старыми и больными. Давайте подумаем, как мы с вами можем поздравить ветеранов? (Подарить цветы, сделать открытку, сказать поздравительные слова, слова благодарности).

Воспитатель: Я предлагаю объединить все предложения в один общий подарок и сделать для Ветеранов Великой Отечественной войны поздравительную открытку. Как вы думаете, что мы можем изобразить на открытке? (Цветы, салют, звезду). Рефлексивно - оценочный этап

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? (О войне, о ветеранах ВОВ).

Воспитатель: Скажите, какой праздник приближается в мае? (День Победы).

Воспитатель: Кого и как мы поздравляем в этот праздник? (Ветеранов Великой

Отечественной войны. Дарим цветы, говорим слова благодарности за мирное небо).

Воспитатель: А, что вы сделали для них? (Поздравительную открытку).

Воспитатель: У нас получился красивый, замечательный подарок. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной, великой Победе. Спасибо вам за помощь в подготовке к Великому празднику!

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»

Великая Отечественная Война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна!

Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы! 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - День Пбеды над Фашисткой Германией.

Вопросы:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Почему она так называется?
  3. Какая страна развязала войну?
  4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
  5. Кто встал на защиту Отечества?

Подвижная игра «Кто быстрее?»

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно.

    «Саперы»

     Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.

    «Смелые моряки»

     Дети делятся на две команды. Капитаны берут шлюпку (большой обруч) обегают буй (конус), в лодку садится пассажир, на лодке капитан переправляет его за буй, затем бежит за вторым пассажиром, итак пока вся команда не будет спасена.

     «Салют» (эстафета).

     Капитаны на линии финиша встают лицом к командам. В руках каждого игрока – «салют» (несколько воздушных шаров). По сигналу первый участник бегом направляется к капитану, передает ему салют, возвращается в свою команду и передает эстафету.

Сюжетно – ролевая игра «Воины – пограничники»

Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно - патриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

 Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу. Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: штаб, плац, застава, шпион, пакет, командир заставы, разведчики, пограничники, санитарки и др.

Предшествующая работа: беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»; Рассматривание картины Б. Окорокова «Пограничники». Чтение произведений: А. Барто «На заставе», Ю. Коваль «Путешествие на границу», А.Митяева «Почему армия всем родная?» Л. Кассиль «Сестра».

Рисование на тему «На границе».

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры (бинокли, пилотки, косынки для медсестер, карта - схема).

Игровой материал. Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружку, пакет в нем зашифрованный ребус слово (шпион) и картинка - лабиринт, карта схема, обручи, мешочки, мишень.

Подготовка к игре: военно - спортивная подготовка: изучение простейших топографических знаков, построение по сигналу тревоги, перевязка раненых, спортивные игры, упражнения:

метание в цель, прыжки, бег между предметами, упражнения на наблюдательность (лабиринты).

Спортивная эстафета: «Кто быстрее?».

Разработка карты - схемы вместе с детьми.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, а в какую вы попробуйте угадать.

Ребенок читает стихотворение М. Исаковского «У самой границы». У самой границы в секрете, я зоркую службу несу, за каждый пригорок в ответе, за каждую елку в лесу.

  • О чем это стихотворение? (о границе). Угадали, в какую игру мы будем играть? правильно, в игру «Воины-пограничники».
  • Давайте, рассмотрим карту - схему, что на ней изображено? (Застава – рис.1).
  • Что находится на заставе? (штаб, санчасть, плац, граница - на карте - схеме это красная линия, рис 2).

А теперь па площадке детского сада найдем все названные объекты.

  • Кто же находится на границе, на заставе? (пограничники)
  • Кто командует пограничниками? (командир заставы)
  • В чем заключается служба пограничников? (они должны охранять границу, чтобы через нee не прошел нарушитель, заниматься строевой подготовкой, чтобы быть сильными, ловкими, быстрыми.)
  • Сейчас мы распределим роли. Сначала командиром буду я, все разделимся на подгруппы:

одни дети будут пограничным патрулем; пограничниками, свободными от несения караула; другие будут разведчиками, санитарками, шпионами.

  • Что делает пограничный патруль? (стоит в дозоре и охраняет границу) - Что делают разведчики? (они внимательно изучают все вокруг, если что-то изменится, сразу докладывают командиру)
  • Что делают санитарки? (готовят все необходимое, чтобы оказать помощь раненым, если потре6уется: перевязать раненных, отвести их в санчасть).

А кто такие шпионы? (нарушители границы, которых послали узнать, что - то секретное важное, или передать пакет с заданием)

Командир заставы (Воспитатель) говорит: «Нам доверено охранять границу, и стало известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача - задержать их, знайте, враг хитер, будет умело маскироваться».

Командир командует, чтобы все приступили к несению службы.

Вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам.

Санитарки в санчасти готовят все необходимое для приема раненных.

Разведчики получают боевое "3адание: пройти 1О шагов, затем повернуть налево, возле кустов внимательно посмотреть не найдете ли что-нибудь, по пути запоминайте все вокруг, возвращайтесь обратно. Доложите мне, что увидели и нашли.

Пограничники свободные от несения караула, будут заниматься строевой подготовкой.

Дети выполняют упражнения на развитие меткости, быстроты.

Игровое упражнение «Кто самый меткий?» (Метание мешочков в вертикальную цель: стоя, с колена, лежа).

Игровое упражнение «Кто быстрее?» (Бег между предметами, пролезание в обруч способом сверху, снизу. Прыжки через кубики высота - 20 см., рис 2)

Командир заставы (Воспитатель) следит за правильным выполнением движений.

Задание «Помоги солдату» – (рис 3)

Отмечает, что патруль хорошо несет службу, внимательно следит за тем, чтобы границу не перешли нарушители.

Разведчики вернулись с задания, и докладывают: «Найден пакет, в котором содержится секретная информация. И увидели, что в сторону границы движутся какие-то люди». Патруль заметил шпионов, которые перешли границу, звучит команда: «Застава в ружье!» пограничники берут автоматы, пистолеты бегут на задержание шпионов, санитарки помогают раненым, шпионы отстреливаются, но их задерживают пограничники. Задержанных шпионов ведут в штаб к командиру, где он с ними беседует: «Для чего их послали перейти границу? Какое у них было задание?

Шпионы отвечают, что у них было задание взять пакет в условленном месте, и вернуться назад.

Командир заставы объявляет о том, что пограничники хорошо несли службу, сумели обезвредить шпионов, действовали дружно, оказывали друг другу помощь, были ловкие, быстрые, смелые. Разведчики были внимательными, зоркими. Медсестры вовремя оказывали помощь раненым, и доставляли их в госпиталь. И зачитывает приказ: «Всем пограничникам, участвующим в боевой операции, за ловкость, смелость, находчивость, объявить благодарность. Всех наградить медалями за Отвагу».

При последующем проведении игры можно расширять сюжет: ребята могут изображать жизнь на пограничной заставе, дежурить в штабе, осваивать способы маскировки, провести соревнование двух погранзастав. И в следующих играх роль командира заставы можно передать ребенку.

Стихи о Великой Отечественной войне.

У кремлевской стены,

Где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки, стоят.

Там пылает огонь,

И в земле рядом спит

Вечным сном неизвестный солдат.

Мы приходим к тебе и приносим цветы,

Скромный дар от российских ребят,

Мы клянемся тебе

Край родной так любить, как любил неизвестный солдат.

***

Сегодня праздник — День Победы!

Счастливый праздник — день весны, в цветы все улицы одеты, и песни звонкие слышны.

Там, где пушки не гремят, в небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы: с фронта едут, едут, едут Наши деды и отцы.

Рекомендации для родителей

«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»

    История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят четыре года минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».

    9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны, простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.     Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченный детский опыт, и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную

связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

   Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.

   Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских

образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

   Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:

  • чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
  • рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
  • словесно – дидактические игры;
  • заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
  • участие в выставках совместного семейного творчества;
  • посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).     Особое внимание родителей хотелось бы уделить ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

    Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

    Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.

    Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;

-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;

  • говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.     И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.    Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

  • С.П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
  • Е. Благинина «Шинель» - о детстве, лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
  • А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
  • С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
  • Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
  • В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов». - В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
  • К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

-И. Токмакова  «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.

  • А. Шишов «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны. - Ю. Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. -Л. Кассиль "Твои защитники"; - С. Михалков "День Победы".

    Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Пусть мир украсит доброта

И расцветут улыбкой лица,

А слово «страшное» война

Пусть никогда не повториться! Пусть солнце светит над землей, Любовь шагает по планете. И в каждой пусть семье большой С любимой мамой будут дети!

(М. В. Сидорова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "День Победы".

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.Подбор материала по образовательным областям....

Проект по патриотическому воспитанию "День Победы - 9 МАЯ " для детей средней группы

        К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего, в сфере передачи нравственного опы...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "День Победы"

Автор проекта воспитатель МБДОУ ДС № 95 "Калинка" Пикатова Виктория Евгеньевна...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " День Победы"

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " День Победы"...

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы» для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет.

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы»для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет....

Творческо - информационный проект по патриотическому воспитанию «День Победы!»

Творческо - информационный проект по патриотическому воспитанию«День Победы!»...

информационно-творческий краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День победы». (старшая группа № 5)

ЦЕЛЬ: · воспитание гражданско-патриотических чувств;· ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественнойвойне. ЗАДАЧИ:· расширять и обобщать полученные...