Елочка 6-7лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Борисовна Мусина

Программа ДОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elochka_6-7l.doc660 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Парциальная образовательная программа

дополнительного образования (по интересам воспитанников)

для детей дошкольного возраста  

по формированию экологических представлений  «Ёлочка»

   Составлена  на основе  программы  С. Н. Николаевой «Юный Эколог», одобренной Министерством образования Российской Федерации

                                                                                       

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа дополнительного образования (по интересам воспитанников)

для детей дошкольного возраста  

по формированию экологических представлений  «Ёлочка»

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

3. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5.  Постановление №28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Министерство юстиции РФ зарегистрировано Регистрационный номер 61573 от 18.12.2020)

6 Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка».

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Воспитатель 1 квалификационной категории Романюк Татьяна Олеговна

Исполнители программы

Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы

Цели программы

Формировать у детей познавательный интерес к миру природы, элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к природе.

Задачи программы

  • 1. Формирование природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе родного края; экологически грамотного, нравственного поведения в природе; представлений о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе; представлений об уникальности природы Сибири;
  • 2. Воспитывать бережное отношение к природе

Ожидаемые конечные результаты

К К концу учебного года у детей будут:

1. Расширены представления детей  о природных зонах, о полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края;

2. Закреплены знания о взаимосвязи человека с природой;

3. Сформированы основные правила поведения у детей к природе.

Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль  за реализацией программы осуществляет:

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Управляющий совет ДОУ

Срок реализации Программы

1 учебный год

Содержание

Стр

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Цель и задачи реализации программы

1.1.2.

Характеристика особенностей развития детей раннего (6л. и до окончания образовательных отношений)

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2.

Планируемые результаты освоения  Программы

1.2.1.

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО

1.2.2.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

1.2.3

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1.2.4.

Педагогическая диагностика

II

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО  и содержанием Программы

2.2.

Комплексно-тематическое планирование

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.

Объем образовательной нагрузки (учебный план)

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV

Заключительный раздел

4.1.

Контроль за реализацией  программы

4.2.

Механизм реализации Программы

Список литературы

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

     Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

 Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. 

 Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

 В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

       Задачи, поставленные ФГОС  перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

  1. Цель и задачи Программы

1. Цель:

Формировать у детей познавательный интерес к миру природы, элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к природе.

Задачи:

1. Формирование природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе родного края; экологически грамотного, нравственного поведения в природе; представлений о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе; представлений об уникальности природы Сибири;

2. Воспитывать бережное отношение к природе

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.

1.1.3.3начимые характеристики для разработки и реализации Программы

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул. Северная 8 «б»

Регистрационное свидетельство

Серия 86-АБ, №908222, регистрационный номер № 86-86-02/024/2014-620

Е-mail

mbdoynv-40@yandex.ru

Сайт

https://dou40.edu-nv.ru/

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста  (6лет -7 лет)

         Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

         Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

         Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

         Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

         В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

     Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

         Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

         У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

         В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

         Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

         Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования

в соответствии с ФГОС

         Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Планируемые результаты:

- имеют представления об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

- уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

       

1.2.2. Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.2.3. Педагогическая диагностика

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

 

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

и содержанием Программы  

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"):

познавательное развитие:        предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичный представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др). Содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных* особенностей детей, определяется целью и задачами Программы и может реализовываться в познавательной деятельности (ФЭМП).

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Совместная деятельность взрослого с детьми

Сентябрь

Сентябрь

1. Знакомство с произведениями Н. Сладкова «Не  долго думая,  или дела и заботы Жалейкина»

Познакомить с содержанием произведения Н. Сладкова.  Познакомить детей с нарушениями связей приспособления живого к среде, и связей в экосистеме.

Чтение произведений. Беседа по содержанию.

Рассматривание иллюстраций книги, беседа по содержанию.

2.Проведение первоначального мониторинга.

Выявить уровень представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы.

Беседа. Отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций.

3. Природные зоны. Климат.

Познакомить детей с разными природными  климатическими зонами. Раскрыть особенности климата нашего округа.

Рассматривание иллюстраций.

Рисование  животных и растений  различных природных зон.

4.Географическое положение округа.

Рассказать о расположении округа на географической карте.

Географическое положение, территория  границ,  крупные города,  реки,  равнины, озера,  заповедники, охраняемые территории,     заказники.

Чтение стихотворения «Гимн округа». М.Юсубова. Рассматривание герба и флага, округа и города.

Октябрь

5.Оформление  макета природной  зоны.

Закрепить представления о особенностях природной зоны  (по выбору).

Арктика, Антарктика и животный мир.

Изготовление макета данной зоны из

бросового материала.

6.Природные богатства нашего округа.

Уточнить представления  детей о природных  запасах  нашего округа  (нефть, газ, вода, рыба, лес, животные, грибы, ягоды, орехи).

Рассматривание природного материала в уголке природы.

Рассматривание коллекции продукции получаемые в результате переработки

нефти.

7.Природная зона тайги.

Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира тайги.

Название деревьев. Ягоды. Грибы. Мхи.

Беседа. Вопросы детям.

Рассматривание презентации, беседа. Составление рассказов с опорой на план.

8. Деревья нашего края.

Закрепить отличительные особенности

  дерева от кустарника.

Показать сходство и различие между  хвойными и лиственными деревьями.

Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников.

Рисование разных деревьев различными материалами.

Ноябрь

9. Дикие животные нашего края.

Уточнить представления о  разнообразии диких животных. Показать приспособленность животных к среде обитания.

Беседа. Вопросы детям.

Рассматривание картин. Лепка животных  из пластилина.

10. Птицы нашего края.

 

Развивать представления детей о птицах нашего края.

Приспособление птиц к их среде обитания.

 Беседа о птицах, о среде их обитания. Способах питания, особенности передвижения. Отгадывание загадок

Рисование птиц. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Узнай и назови»

11.Кустарники.

Закрепить знания детей о кустарниках.

Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок.

Чтение стихотворений о кустарниках произрастающих на территории нашего региона.

12.Лекарственные растения.

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Рассматривание иллюстраций. Беседа. Отгадывание загадок.

Составление  картотеки лекарственных трав.

Декабрь

Д

13.Поляна.

Дать представления о поляне. Как о маленькой экосистеме.

Познакомить с экосистемой  

поляны, с растительным и животным миром.

Чтение стихотворений. Отгадывание загадок. Режиссерская игра «Обитатели поляны»

14.Цветы.

Учить заботиться о комнатных цветах.

 Закрепить названия цветов. Учить описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называя наземные и  подземные части.

Уход за комнатными растениями в холодный период. Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию»

Наблюдение за комнатными растениями. Опыт со светолюбивыми растениями, нужен ли растениям свет.

15.Грибы.

1.Формировать представления о внешнем виде, месте произрастания грибов.

2.Учить узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы.

3.Познакомить с правила ми  сбора грибов.

Рассматривание рисунков. Составление  описательных рассказов о   грибах с  использованием муляжей.

Рисование, лепка грибов. Разгадывание загадок. Изготовление коллажа «Грибное царство»

16.Мхи.

Дать представления о мхах. Места произрастания, использование.

  Раскрыть условия произрастания мхов.

Составление коллекции мхов.

Январь

17 Тундра - растительный и природный мир.

Познакомить детей с отличительными особенностями тундры.

Чтение рассказа из книги Н.Сладкова «Разноцветная земля»; рассказов о растениях и животных тундры из книг «Природа края» (автор О.Н. Гаврилова).

Рассматривание иллюстраций животных и растений тундры.

18. Лес.

Уточнить и расширить представление о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме. Где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находится в тесных взаимосвязях. Вызывать желание беречь лес.

Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников, цветов, трав.

Рассматривание иллюстраций

 деревьев, кустов, травянистых растений. Чтение рассказа «Куница» и «Поползень» Вл. Золотова, Рассматривание презентации.

19 Птицы.

Закрепить представление детей о том, что птицы могут передвигаться по земле и по воздуху. Крылья у птиц и хвост хорошо приспособлены к полету. Строение птиц.

Картинки  с изображением различных птиц. Продолжать развивать наблюдательность и логическое мышление детей.

Рассматривание иллюстраций птиц обитающих

    в   нашем регионе. Рассматривание презентации.

20. Животные.

Расширить представления детей о животных. Воспитывать у детей гуманные чувства к животным. Формировать представления об образе жизни животных: домашних, диких.

Рассматривание картин  о жизни зверей в разное  время года.

Беседа. Рисование кто живет в лесу. Игра «Кто что делает». Рассматривание презентации.

Февраль

21.Пресмыкающиеся.

Дать представления о пресмыкающихся.

Раскрыть особенности строения пресмыкающихся, отличия от животных.

Рассматривание иллюстраций, беседа по материалам презентации.

22. Насекомые.

Расширять представления о насекомых. Познакомить с их многообразием, развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

Рассказ о полезных насекомых. Наблюдение за бабочками, муравьями, жуками.

Чтение сказки «Как муравей домой спешил».  Рассматривание иллюстраций насекомых.

23. Таинственный мир насекомых. «Подземные жители».

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде.

 Беседа с детьми. Рассматривание коллекции насекомых.

Чтение отрывка Н.Павловой сказки «Большое чудо».

Игра «Отгадай какое это насекомое».

24. .Рыбы.  

Формировать понятие о рыбах, как о живых организмах. Дать детям представление о том. Что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов- жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются - так рыба дышит.

 Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, открыток, альбомов.

 

Настольная игра «Поймай рыбку». Рассматривание презентации.

Изготовление  коллажа по теме «Речные обитатели»

25 Подводное

царство.

Дать представления

   о    многообразии  живых существ,  обитающих в пресноводных водоемах, нашего региона.

Рассказать о видовом составе рыб, рассмотреть отличительные признаки каждого вида.

Чтение

Стихотворений местных поэтов о родной природе.

Март

26. Река.

Дать представления о реке.

Познакомить детей с экосистемой реки и ее особеностях (русло, течение, берега, водоворот, омут, берег).

Рассматривание иллюстраций. Изготовление  игрового поля «Река» подбор мелких игрушек к игре.

27. Озеро.

Дать представления об озере.

Познакомить детей с экосистемой озера (котлован, отсутствие течения, берег)

Рассматривание картин по теме «Озера нашего края».

28. Болото.

Дать представления о болоте.

Познакомить детей с экосистемой болота и его особенностях (отсутствие русла, котлована, течения воды), характерные для болота обитатели.

Рисование по теме хантыйской сказки «Золотой топор».

Апрель

29. Времена года (весна, лето).

Закрепить представления детей о приметах весны, лета. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ.

Рассказать детям о перелетных птицах: грачах, скворцах, утках, гусях, лебедях .  наступлением тепла у животных активная линька, появление насекомых; с наступлением лета у животных и птиц появление детенышей (размножение), с приходом лета у птиц и животных обилие  корма.

Рассматривание презентации, беседа по содержанию.

30. Времена года (зима, осень).

Закрепить представления детей о приметах зимы, осени. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ.

Рассказать детям о перелетных птицах; подготовке к зиме животных. О зимующих птицах. Зимней спячке животных.

Чтение сказки В.И. Одоевского «Старик- годовик». Рассматривание иллюстраций.

31. Проведение опытов. Три состояния воды.

Познакомить детей  с

     разными агрегатными состояниями воды.

Показать детям  уникальные свойства  воды (парообразное, жидкое, твердое).

Оформление альбома с результатами проведенных опытов, экспериментов.

32. Ознакомление с энциклопедией.

Дать представления об  энциклопедии как об  обширном источнике информации.

Рассматривание    разного вида энциклопедией.

Рассматривание энциклопедий.

Май

33.Викторина «Мы знаем и любим природу».

Уточнить  знания детей.

Проведение викторины.

Награждение участников викторины. Фото выставка о проведенной викторине.

34Оформление выставки детских работ.

Показать через художественное творчество детей животный и растительный мир округа.

Создание аппликаций, живописных работ.

Обсуждение работ детьми.

35.Рисование по теме: «Природа родного края».

Закреплять полученные знания детей.

Художественная композиция по замыслу ребенка.

Рассматривание иллюстраций.

Составление рассказов по темам:  деревья, кусты,  травы, цветы, животные, птицы,  рыбы.

36. Проведение мониторинга знаний детей на конец года.

Выявить характер представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы.

Беседа. Отгадывание загадок.

Дидактическая игра  «Что может быть …?»

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности:

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия: в ДОУ оборудовано место для проведения занятий в помещении группы кратковременного пребывания.

3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план)

Наименование

услуги

Форма

провед

ения

Количе

ство

детей

Длительн

ость

занятия

(мину

ты)

Количес

тво

занятий

в

неделю

Количе ство занята й в месяц на одну группу

Количе ство заняти й в год на одну группу

Исполни-

тель

Проведение занятий

Труп-

повая

Не менее 10 человек

30

1

4

36

Педагоогиче

ский

работник

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее .

 Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

VI. Заключительный раздел

4.1. Контроль за реализацией Программы

Вид контроля

1

Содержание контроля

Форма

предоставления

информации

Текущий контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый

контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по дополнительной платной образовательной услуге

справка

Фронтальный

контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный

контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка

Список  Литературы.

  1. Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ». Учебное пособие;
  2. М.Д. Махангева «Экология в детском саду и начальной школе»;
  3. С.Н. Николаева «Юный эколог»;
  4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;
  5. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;
  6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии»;
  7. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;
  8. Л.И. Грехова «В союзе с природой». Учебно- методическое пособие;
  9. А.Ф. Тарханова «Природа края» в художественной литературе: Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Елочка-елочка, зеленая иголочка."

Творческая работа родителей с детьми....

Выставка елочек в рамках экологической акции "Живи Елочка"

24 декабря прошел конкурс елок из бросового материала, а также новогодних открыток и игрушек.На этой выставке наша воспитанница Дана Зиннурова из детского сада №3 заняла призовое место в номинации "но...

Открытое занятие "Новогодняя елочка". Упражнение "Елочки" во II младшей группе.

Цели деятельности педагога:  учить сравнивать предметы по длине; изображать елочки, используя выразительность движений;  развивать творческое воображение,   мелкую моторику; активи...

Экологический проект в защиту елочки "Елочка пушистая иголочка"

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Проектная деятельность – «Елочка, елочка – зеленая иголочка»

Проблема: Пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов внутри группы...

Проект "Елочка, елочка - зеленая иголочка"

Дети знакомяться с праздником Новый год....

Новости "Елочка, елочка, праздничная елочка!"

Развивать творческие умения у детей, формировать представления о празднике Новый год....