Семинар по теме: « Кубик Блума – технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты

Воробьева Лариса Владимировна

Форма проведения : лекция.

Автор : Воробьева Лариса Владимировна ( воспитатель дошкольной группы)

Цель:

- познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов,

- развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.

Аудитория: педагоги ДОУ.

Задачи:

- Сформировать у аудитории мотивацию на использование « Кубика Блума» в воспитательно- образовательном процессе дошкольников.

-Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с коллегами.

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников аудитории в развитии креативного мышления у воспитанников.

- Представить , участникам фрагменты занятии с использованием « Кубика – Блума» в образовательной деятельности детей.

Оборудование: кубик- 3 шт.

            Добрый день, уважаемые коллеги ! Я рада видеть Вас !

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы , которую посчитаете обращенной именно к Вам.

- Здравствуйте те, кто готов творчески работать!

- Здравствуйте те, кто любит успех!

- Здравствуйте те, кто любит свою работу!

- Здравствуйте те, кто любит читать!

- Здравствуйте те, кто любит мечтать!

Молодцы!

Продолжаем:

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности -развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

 

« Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

В современном мире требования и нормативные документы перед педагогом ставят цели по улучшению качества дошкольного образования. И эта притча тесно связана с ФГОС ДО , где принцип « учить не науки, а учить учиться».

Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме…? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т.д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.

Древняя мудрость гласит: « Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса к изучаемому материалу, без внутренней мотивации к освоению знаний, чтобы получить продуктивный результат практически невозможно. Возникает вопрос: как же пробудить желание « напиться» из источника знаний?

Я открыла для себя еще один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».

В своей работе я учусь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Я организую образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию полученных знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность разрабатывается таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание.

Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Методика использования «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

-          Назови.

-          Почему.

-          Объясни.

-          Предложи.

-          Придумай.

-          Поделись.

Так как дети не умеют читать, воспитатель

  1. читает сама,
  2. подбирает картинки соответствующие теме для закрепления.

 Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

1.  Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний.

2. Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.

3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.

6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Но я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.

Пример использования кубика на прогулке : «Поговорим о дожде»

-          Назови: дождь – мелкий , жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний (опиши по признакам - формы, размер, цвет).

-          Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой (освоение способа сравнения, укажи сходство и различие).

-          Предложи – грусть (с каким настроением ассоциируется дождь).

-          Объясни – дождь это вода (из чего состоит, как сделано).

-          Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду).

-          Поясни - увлажняет почву, питает растение, но можно промочить ноги и заболеть (расскажи о пользе дождя и о вреде, полезная и вредная функция).

Применение «Кубик Блума » можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.  https://nsportal.ru/vorobevalv

Мои обсуждения и публикации

1) Конспект занятия в ДОУ « Сказки Корнея Ивановича Чуковского с использованием инновационных технологий в работе с дошкольниками («Кубик Блума»)»

2) Конспект по применению " Кубика Блума " в разновозрастной группе на занятии по финансовой грамотности

3) Применение " Кубика Блума " на занятиях и на прогулке.

 Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную , и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так:

-           Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

-           Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

-           Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

-           Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

-           Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

-           Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого)

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа.

Главное:

1.            Адаптировать вопросы и задания, учитывая возрастные особенности детей и уровень их развития.

2.            Придерживаться следующего порядка:

·       с детьми 3-4 лет реализуются только уровень знания, понимания, применения;

·       с детьми 4-5 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа;

·       с детьми 5-6 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа, синтеза;

·       с детьми 6-7 лет – все 6 уровней.

         Такая условная градация совсем не означает того, что запрещается использовать задания более высокого уровня с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Все зависит от темы и возможностей детей группы.

 

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня познавательного развития детей, что подтверждает эффективность использования организации работы по развитию критического мышления детей 4-6 лет с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии и приема «Кубик Блума».

 У детей отмечается:

·          повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);

·          повышение уровня развития познавательных процессов;

·          совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

·          развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают техники «Кубик Блума», «Ромашка вопросов».

А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.

 

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал..Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Осн...

Мастер-класс для педагогов "Кубик-Блума - технология развития критического мышления"

Повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста с помощью...

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления

Цель: познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Кубик Блума-технология развития критического мышления

Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Кубик Блума-технология развития критического мышления методическая разработка

Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Презентация для педагогов "Кубик-Блума - технология развития критического мышления"

quot;Кубик-Блума - технология  развития критического мышления"...