ЛИТЕРАТУРА ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Знакомство малыша с устным народным творчеством, несомненно начинается с песенок и потешек. Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют нормальному и физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.

Именно в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. А по данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, видеопродукцию. Они приучают употреблять готовые образы, а книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «до фантазировать».

Одним из направлений дошкольного образования, прописанного также в рабочих общеобразовательных программах для ДОУ, согласно ФГОС, является воспитание нравственное, которое воспитывает инициативного и самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей, как мы считаем, играет художественная литература.

Одним из средств воспитания нравственных качеств в дошкольном возрасте, является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства, как сопереживание, гордость, совесть, доброта, стыд и т. д. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе» Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

В основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.

В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы.

Я считаю, что многие родители и воспитатели замечают, что первое восхищение новогодней ёлкой, которое испытывают дети раннего возраста, даёт заметный скачок в развитии их речи. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у ёлки, но и хорошо рассмотреть игрушки, ёлочные украшения, подарки. Всё надо обязательно проговаривать: Это бусы, Вот мишка, Это шар, Это красный шар, На ёлке игрушки и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась ёлочка».

В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать уголок книги, либо книжную полку. Она должна располагаться на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

Отмечу, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

В книжном уголке, надо полагать, должны быть 3-4 книги, подходящей для возраста детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не надо давать, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Педагог должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой, а для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать детям текст, рассказывать о правилах пользования книгой (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми ручками и т. д.)

Интерес к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно я рекомендую следующее:

- устраивать простые чтения педагога в кругу детей;

- проводить недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- проводить вечера чтения;

-организовывать для детей и их родителей выставки книг или устраивать организацию книжного уголка;

- устраивать семейные вечера чтения;

- проводить родительские собрания на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

- проводить тематические праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

В нашем детском саду реализуется программа воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Детям раннего возраста, в которой я и работаю, предлагается примерный перечень художественной литературы: русские народные песенки, потешки, сказки – «Ладушки», «Петушок», «Баю-бай», «Курочка Ряба» и др.

С самых первых дней прихода малышей в детский сад, и поступления в нашу группу, мы начинаем работу по приобщению детей к художественной литературе. Почти сразу можно определить в какой семье детям читают книжки, а в какой нет. Малышам нравится слушать сказки и особенно рассматривать иллюстрации, которые помогают наиболее полно воспринять словесный текст. Еще не до конца понимая смысл услышанного, ребёнок с радостью слушает его, а наиболее часто встречающие словосочетания из прибауток, песенок, и сказок, такие как: «ладушки-ладушки», «ай, качи, качи, качи» «жили-были», «ти-ли, ти-ли, бом», помогают малышам узнавать произведение с первых строчек, воспринимать его как давно знакомое и родное.

Малыши, которым читают мало, не любят слушать сказки, они не умеют фиксировать своё внимание, им трудно спокойно посидеть несколько минут. Поэтому, с такими непоседами мы занимаемся индивидуально: рассматриваем иллюстрации в книге, показываем кукольных персонажей из произведения, затем совмещаем чтение с кукольным показом сказки, затем проводим игру — фрагмент эпизода сказки, стараемся привлечь к участию в игре непосед. Например, рассказывая сказку «Теремок», побуждаем детей к имитированию действий героев: «прискакала лягушка», «прибежала мышка», «тянет потянет-вытянуть не может». Они любят сопровождать чтение произведения игровыми действиями. При некотором запасе слов, стараются за воспитателем договаривать слова и фразы.

И как заключительный этап ознакомления с произведением, мы приступаем к её драматизации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей. Конечно, ещё нет точности в передаче сюжета сказки, зато на лицо творчество, эмоциональный подъём, огромное желание участвовать в действии. Из опыта видно, чем интереснее и полнее подобран игровой инвентарь, тем дольше будут малыши играть в сказку.

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.pptx1003.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Статья: Литература по воспитанию нравственно-этически норм у детей раннего возраста.

Слайд 2

Знакомство малыша с устным народным творчеством, несомненно начинается с песенок и потешек . Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют нормальному и физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.

Слайд 3

Именно в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. А по данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, видеопродукцию. Они приучают употреблять готовые образы, а книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «до фантазировать ».

Слайд 4

Одним из средств воспитания нравственных качеств в дошкольном возрасте, является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства, как сопереживание, гордость, совесть, доброта, стыд и т. д. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам . Чтение ( восприятие) книг решает такие задачи, как: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 5

В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать уголок книги, либо книжную полку. Она должна располагаться на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа , а также диафильмы. Отмечу, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с воспитательно -образовательной работой в группе.

Слайд 6

Для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно я рекомендую следующее: - устраивать простые чтения педагога в кругу детей; - проводить недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов; - проводить вечера чтения; -организовывать для детей и их родителей выставки книг или устраивать организацию книжного уголка; - устраивать семейные вечера чтения; - проводить родительские собрания на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»; - проводить тематические праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Слайд 7

С самых первых дней прихода малышей в детский сад, и поступления в нашу группу, мы начинаем работу по приобщению детей к художественной литературе. Почти сразу можно определить в какой семье детям читают книжки, а в какой нет. Малышам нравится слушать сказки и особенно рассматривать иллюстрации, которые помогают наиболее полно воспринять словесный текст. Еще не до конца понимая смысл услышанного, ребёнок с радостью слушает его, а наиболее часто встречающие словосочетания из прибауток, песенок, и сказок, такие как: «ладушки-ладушки», «ай, качи , качи , качи » «жили-были», « ти -ли, ти -ли, бом», помогают малышам узнавать произведение с первых строчек, воспринимать его как давно знакомое и родное.

Слайд 8

Малыши, которым читают мало, не любят слушать сказки, они не умеют фиксировать своё внимание, им трудно спокойно посидеть несколько минут. Поэтому, с такими непоседами мы занимаемся индивидуально: рассматриваем иллюстрации в книге, показываем кукольных персонажей из произведения, затем совмещаем чтение с кукольным показом сказки, затем проводим игру — фрагмент эпизода сказки, стараемся привлечь к участию в игре непосед. Например, рассказывая сказку «Теремок», побуждаем детей к имитированию действий героев: «прискакала лягушка», «прибежала мышка», «тянет потянет-вытянуть не может». Они любят сопровождать чтение произведения игровыми действиями. При некотором запасе слов, стараются за воспитателем договаривать слова и фразы.

Слайд 9

И как заключительный этап ознакомления с произведением, мы приступаем к её драматизации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей. Конечно, ещё нет точности в передаче сюжета сказки, зато на лицо творчество, эмоциональный подъём, огромное желание участвовать в действии. Из опыта видно, чем интереснее и полнее подобран игровой инвентарь, тем дольше будут малыши играть в сказку.

Слайд 10

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...

Консультация для родителей: "Роль художественной литературы в воспитании любви к Родине у детей дошкольного возраста"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребен...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»

Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе стан...