Воспитательная часть
план-конспект

Класные часы, воспитательные мероприятия с классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._tolerantnost.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аграрная школа-интернат Республики Тыва»

 

Сценарий проведения классного часа

на тему

«Толерантность»

(10-11 кл)

Подготовил: Монгуш Алдын-оол Родионович,

 классный руководитель.

Ийи-Тал 2022г.

Сценарий проведения классного часа

на тему «Толерантность»

Цели: 

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.
  • развивать стремление к самовоспитанию.
  • сформулировать принципы толерантности (слайд 1)

Оборудование: бумага, ручки, источники толкования слова толерантность.

Ход мероприятия:

Педагог: В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени. Давайте поговорим об этом. В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые появились и осмысливались очень давно. Взяв мудрость прежних поколений, соединив ее с современностью, можно назвать несколько нравственных принципов, которые нужны каждому человеку: самообладание, коммуникабельность, толерантность.

Это слово пришло в наш язык сравнительно недавно. На вопрос, что такое толерантность, наши учащиеся, в основном, сказали, что слышали это слово, но точного значения его не знают. Целью нашего классного часа является знакомство с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.

В последнее время говорить о толерантности стали много. Нам ближе слово «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

Толерантность – от лат. – терпение – отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. (слайд 2)

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию этого чувства способствует неподдельный интерес к человеку, к его самобытности, понимание его внутреннего мира, его жизненного опыта.

Педагог: знакомы ли вы с определением понятия «толерантность»?

- записываем толкование понятия в тетрадь.

Сделать это довольно трудно, так как в разных языках оно определяется по – разному. 

  1. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  2. Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  3. Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  4. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский) (слайд 3)

 У вас было задание на дом:

  1. Дать определение толерантности.
  2. Дать определение толерантному человеку.

Педагог: На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике 17 )  неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. Но при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие « толерантность».

Оказывается, в словаре В.И.Даля этого слова нет, нет его и у Ожегова. Есть разность в понимании слова у разных авторов. После обмена толкованиями определение получилось кратким:

Толерантность – это терпимость, уважение права быть «иным», невозможность нанести вред другому, признание многообразия сообществ, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Какое определение более точно?

- Можно ли дать одно определение этому слову?

Педагог: многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие  культур и исторического опыта народов. Эти определения служат подтверждением многообразия сообществ, религий. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как вы чувствуете себя в нашем классе?
  2. Комфортно ли вам?
  3. Можно ли сказать, что мы одна команда на время обучения в нашем техникуме?
  4. Каких людей, по вашему мнению, называют интересными? (Люди, которым присущи удача, доброта, радость жизни, красота). (слайд 4)

Педагог: Я предлагаю вашему вниманию легенду.

Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жить на свете без подружки. Пошла она к старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать себе подружку.

Подумал старец и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

« Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.»

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Педагог: А кого выбрали бы вы?

В ходе обсуждения ребята приводят доводы в пользу выбранных качеств.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Педагог: Почему так произошло?

Всегда ли вы толерантны к своему соседу по парте? Всегда ли терпимо относитесь к своим друзьям?

Конечно, это происходит не всегда и не у всех это получается, но к этому нужно стремиться.

Я предлагаю вам выработать правила толерантности поведения в техникуме, в общении, в группе. После обсуждения такие правила получились по теме «Толерантность в техникуме»: (слайд5)

Умение слушать учителя.

Соблюдать порядок в кабинетах

Приветствовать каждого входящего в учебное заведение

Юноши внимательно и приветливо относятся к девушка

Не допускать нецензурной лексики

Правила поведения в группе:

Понимание и терпение друг к другу

Взаимоуважение

Толерантность в общении между собой

Быть внимательным и терпеливым друг к другу

Не оскорблять собеседника

Терпимо вести спор (слайд 6)

Педагог: А дальше идёт легенда «Гуси».  

 Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

Ответьте на вопросы

1. Про что этот рассказ для вас?

Педагог приводит ребят к мысли, что жизнь гусей в стае это наша с вами жизнь в семье, коллективе, на работе.

Так порой хочется чувствовать себя в стае, где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все в жизни – работу, материальное благополучие, дом, детей – несешь ответственность только ты. А так происходит тогда, когда человек, находящийся рядом, не стремится ее с тобой разделить.

Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи», класса, школы, семьи?

Творческая работа «Дерево толерантности»

На листах бумаги написать те качества людей, которые могут объединять людей.

После этого ребята комментируют почему именно эти качества выбрали и прикрепляют их к символическому рисунку дерева.

Педагог: Мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда – то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, любили, общались. А сейчас мы живем и обязательно будем жить в своем и нашем общем будущем. Но волею судьбы мы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на нас прекратилась связь времен, мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими поколениями. Человек не может жить один, так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаем наше настоящее.

  1. Подведение итогов:

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. (слайд 7)

А сейчас я предлагаю всем встать в круг, положить руки на плечи друг другу, поднять правую ногу, вытянуть ее к центру и сделать шаг вперед. Мне очень хочется, чтобы вы вот так тесным кругом шли по жизни с окружающими вас людьми, не причиняя им неудобств и разочарований. Спасибо за работу!

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. Википедия – свободная энциклопедия (Электронный ресурс)

Список использованной литературы:

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: ТЦ «Сфера». – 2003
  2. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. - №7.
  3. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. – М.: «Глобус».- 2007
  4. Соколова Э. Образование. – 2002. - №2

Дата проведения: 16.11.2022. Присутствовали:  3/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг - важная часть воспитательного процесса при введении ФГОС 3 поколения

Для успешного развития  и совершенствования воспитательного процесса в образовательных заведениях необходимым условием является мониторинг.Главной целью мониторинга является управление качеством ...

Инновационный проект Тема «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс комплексной системы коррекционно - оздоровительной работы с часто болеющими и другой категорией детей»

Первоочередная задача дошкольного воспитания  -  формирование здоровья ребенка и фундамента культуры будущего взрослого человека. Система работы по охране и укреплению здоровья детей в дошко...

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»

Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...

Воспитательная часть

Класные часы, воспитательные мероприятия с классом....