"Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать»                                                           В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 14

(дошкольное отделение "Ёлочка"№35)

 

СООБЩЕНИЕ

 

"Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников"

Воспитатель:                                                                                   Павлова Татьяна Геннадьевна

г.о.Электрогорск  

май 2023год

«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать»                                                           В.А.Сухомлинский

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у

детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду

как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольников заключается  в следующем:

1.Снижение у детей интереса к труду.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.

4. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.

В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала

рассматриваться несколько под другим углом. Ведь теперь целью

дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач :

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

- поддержка инициативы в различных видах деятельности;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- принцип развивающего образования (системности и последовательности).

Всем известно, что по своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида

• самообслуживание,

• хозяйственно-бытовой труд,

• труд в природе,

• ручной и художественный труд.

Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий: 

- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление

к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

- поощрения в процессе и по результатам труда.

- подбор материалов и оборудования для труда

Среда – это одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта,  воспитатели и родители  её заметно обновили и преобразили. В групповых комнатах   оформлены уголки природы и  дежурства, в которых в свободном доступе и достаточном количестве для детей имеются необходимые атрибуты для трудового воспитания.

Большое внимание уделяется материалам по профессиям. Собраны картотеки сюжетно-ролевых игр по профессиям, загадок, подвижных игр, пальчиковых гимнастик. Подобрана художественная и познавательная литература, собраны куклы в спецодежде, имеются многофункциональные ширмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, бизиборды.

Все группы обеспечены дидактическими играми и наглядно-дидактическим материалом по трудовому воспитанию. Пополняется коллекция виртуальных экскурсий по предприятиям нашего города. Созданы альбомы и самодельные книжки – малышки «Профессии моей семьи», «Предприятия нашего города».

 Неотъемлемой частью в трудовом воспитании является совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня: дежурства по столовой, по занятиям, уголку природы; оказание посильной помощи помощнику воспитателя, большинство детей принимают активное участие в хозяйственно – бытовом труде. В вечернее время дети совместно с воспитателями занимаются реставрацией книг, ремонтом коробок,    подарков к праздничным мероприятиям. Но хочется отметить, что не все дети находят радость в труде, есть и такие, которые не желают трудиться, над чем мы и работаем.

В этом году силами родителей и сотрудников была проведена работа по благоустройству огорода, где дети, старших групп , под контролем взрослых посеяли морковь, редис, укроп, репу; а дети среднего возраста посадили: лук, капусту, бобы , горох и свеклу.В течение всего сезона дети ухаживают за овощами (пололи, поливали, рыхлили).  

На участках детского сада дети также принимают активное участие в труде: летом ухаживают за цветами в клумбах, а в зимнее время в обязанность детей входит подкормка птиц и забота о деревьях на участках.

По профориентации с младшими дошкольниками были проведены экскурсии по детскому саду, где дети наблюдали за работой дворника, прачки, медсестры, поваров. Для детей старших групп были проведены встречи с интересными людьми (из числа родителей). Дети знакомились с профессиями швеи, лесника, парикмахера, сталевара, художника – оформителя, ветеринара. Побывали в гостях в пожарной части нашего города, почте, библиотеке.

Конечно, не всегда возможно организовать реальную экскурсию, но тут  на помощь приходят виртуальные экскурсии. Составляя виртуальные экскурсии, мы учитываем возраст детей, делая материал доступным и понятным.

В работе с детьми используем современные педагогические технологии такие как квест – игра. С детьми старшей группы была проведена квест – игра « Путешествие в страну профессий»

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают.

Неотъемлемой частью в работе по трудовому воспитанию является использование информационно - коммуникативной технологии. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников. Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания.

Эффективным методом в трудовом воспитании является и театрализованная деятельность, ведь дети любят очень подражать, быть на кого то похожими.  

 Сотрудничество с семьей

Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье.

Поэтому важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома. Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: это и родительские собрания, консультации, беседы, мастер-классы, тематические стенды (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы), совместные творческие выставки (кормушек, скворечников, огородов на окне), экологические акции и субботники, конкурсы поделок и рисунков, фото и видеоотчеты о семейных трудовых делах, встречи с интересными людьми ( из числа родителей), совместные проекты, оформление групповых комнат к праздникам, привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», посещение открытых занятий, участие в праздниках и развлечениях). Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.

ВЫВОД

Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности, что улучшает адаптацию ребенка в обществе .

Список литературы

 

1.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. - М., 1991.

2.Куцакова. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.,2007.

3.Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»

Своей  новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше.     В соответствии с ФГОС ...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...