Воспитание инициативы у ребенка
план-конспект занятия

Поташова Юлия Александровна

Воспитание инициативы у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_initsiativu_1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитывать инициативу у ребенка

 «Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят. »

Элберт Грин Хаббард

Инициатива ребенка - поощрять нельзя наказывать!

Вот в народе часто говорят "инициатива наказуема", и простые служащие-тире-рабочие также часто эту самую инициативу брать на себя не любят. Но современный мир, быстро меняющийся и сложноподчиненный, наоборот, любит таких инициативных, самостоятельных, независимых людей. В чем же соль проблемы? И нужно ли развивать инициативу у ребенка?

Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей - это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые. Получается дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать?

И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается((.

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру - со взрослым или другими детьми.

Для развития инициативности родителям важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.

Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. А то получается как в старом анекдоте - "сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать". Согласна, инициативный разговорчивый ребенок - это иногда испытание для родителей, и нужен очень большой такт, чтобы прервать его словесный поток в общении с окружающими.

Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Развитие самостоятельности и инициативности детей - это очень тонкий воспитательный маневр родителей. С одной стороны, необходимо всячески их поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от "материнской юбки". С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей?

  •  пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;
  •  хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;
  •  "капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность;
  •  развитие инициативности очень важно особенно для мальчиков.

Итак, инициативность - это умение увидеть в ситуации шанс изменения. Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и рискованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как воспитывать инициативу у ребенка»

Консультация для воспитателей и родителей по воспитанию инициативы у ребенка...

Как воспитывать инициативу у ребенка

Инициатива ребенка - поощрять нельзя наказывать!...

Как воспитывать инициативу у ребенка

Инициатива ребенка - поощрять нельзя наказывать!...

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность

Воспитание инициативы и самостоятельности у дошкольников через трудовую и продуктивную деятельность....

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста на примере выполнения режима дня

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и в режимных м...

Как развивать инициативу у ребенка

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей старшего возраста

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей старшего возраста...