Деловая игра
методическая разработка

Монгуш Саяна Сергеевна

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

 Тема: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе

Цель: Стимулировать стремление молодых педагогов к повышению уровня ИКТкомпетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Значимость: 

Материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно - коммуникативных технологий в работе с детьми.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • реализация личностно- профессионального роста педагогов;
  • активное использование информационных технологий в образовательном процессе;
  •  повышение ИКТ компетентности.

Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор, флипчарты, карточки с вопросами.

Ход игры:

I. Теоретическая часть.  часть.

- Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста - это одна из самых актуальных тем в отечественной дошкольной педагогике. Информационно-коммуникационные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему самостоятельно решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.

Используя в работе ИКТ мы должны помнить главную заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Каждое занятие должно быть дозировано по времени, составлено с учётом возрастных особенностей детей, и включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

 В нашем учреждении интерактивное оборудование представлено интерактивной доской,  что способствует созданию дидактически активной среды, способствующей познавательной активности дошкольников в ходе усвоения нового материала и закрепления пройденного через использование интерактивных методов обучения.

-Уважаемые коллеги! Я хочу представить Вам этапы современного образовательного процесса, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которых сводится к одному эффективному получению знаний воспитанниками. Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения нашего мероприятия будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий это действительно веяние времени. В связи с тем, что на данный момент мотивация к учебе у детей ослабевает и им становится неинтересно, когда воспитатель на занятии использует только обыденный демонстрационный материал. В обучении обязательно должны присутствовать игровые моменты с применением ИКТ.

- Хочу спросить у Вас, уважаемые коллеги, какие педагогические технологии используете Вы в своей работе? ( Ответы педагогов)

- Действительно, активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества дошкольного образования и подготовке детей к обучению в школе.

- А я предлагаю Вам остановится на ИКТ технологии, ведь занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам информационно- коммуникационная технология с ее мультимедийными возможностями.

 - Хочу у вас спросить: какие преимущества, получает воспитатель, при использовании ИКТ? (Ответы педагогов)

-  Я с Вами согласна, обратите внимание на этот слайд:(Слайд 3 )

1. При использовании ИКТ скорость объяснения увеличивается почти вдвое. 2. Качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств воспитанников (слух, зрение).

 3. Более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу воспитанников, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, залог прочных знаний. Воспитатель должен УДИВЛЯТЬ детей!

4. Использование Интернет - ресурсов позволяет «идти в ногу со временем». 5. Изготовление презентаций, это творчество воспитателя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения воспитателя.

 -Не только воспитатели получают преимущества, но и дети работая с ИКТ получают преимущества, какие по вашему мнению? (Ответы педагогов)

- По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь; Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями, с педагогами. Однако на фоне всех преимуществ есть моменты, которые приводят к (ошибкам)отрицательным эффектам при частом использовании ИКТ в образовательном процессе.

Отрицательные эффекты использования ИКТ

 - И опять мне хочется обратиться к Вам, уважаемые коллеги, какие же есть «подводные камни», ошибки при использовании ИКТ, которые приводят к отрицательному эффекту использования ИКТ: В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально - адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. Ребёнок будет воспринимать виртуальную информацию через ИКТ, игнорируя наглядно - дидактический материал и работу с ним. Проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость». Информатизация практически уничтожает личное общение воспитателя с детьми. Воспитатель перестанет быть авторитетом, дети перестанут воспринимать материал даваемый воспитателем без использования ИКТ.

- Чтобы этого не произошло, педагоги должны методически быть подготовлены к работе с ИКТ, правильно определять роль ИКТ на занятиях. Так как Требования к педагогам по ФГОС - это владеть ИКТ-компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

 II. Практическая часть.

 - Сейчас предлагаю Вам, уважаемые коллеги, немного поработать. Разбейтесь на 2 команды.

- Перед вами на слайде 4 области применения ИКТ в ДОУ,.

- Вам надо тезисно написать на флипчарте, как именно Вы применяете ИКТ по этим 4 направлениям?

-Выберите себе карточки с вопросами, по которым вы будете отвечать (приложение №1)

1. Ведение документации.

 2. Методическая работа, самообразование.

 3. Воспитательно - образовательный процесс.

4. Работа с родителями.

 Работа 2 команд. 

- Предлагаю провести взаимопроверку, посмотрите варианты ответов друг у друга, если есть чем дополнить, предлагаю дописать.( Ответы педагогов)

- Благодарю Вас за работу и разрешите подытожить вышесказанное: Использование компьютера для ведения документации

 Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям в ведении документации, планов по воспитательно-образовательной работе, и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, вести базу данных группы и семей, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы. Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных.

Использование ИКТ в методической работе ДОУ

Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети. В настоящее время большинство педагогов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими очень различен. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к образовательной деятельности, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации. Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических курсах повышения квалификации, проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.

Воспитательно - образовательный процесс.

Воспитательно - образовательнй процесс включает в себя:

 - организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Сюда входят и виды занятий с ИКТ, занятие с мультимедийной поддержкой, создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в работе с родителями 

Большое внимание ДОУ уделяет работе с родителями. Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Виртуальный детский сад позволяет родителям детей по какой-либо причине не посещающих ДОУ (это дети с ОВЗ, инвалиды, частоболеющие) стать источником информации учебного, методического, консультативного или воспитательного характера. Телекоммуникации (вацап, вайбер) позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

III.Заключительная часть.

- И в заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Рефлексия.

- Предлагаю, на шкале отметить с помощью стикеровотношение к прошедшему мероприятию:

 - Понравилось.

- Продолжу изучать.

- Буду применять.

-  Не понравилось.

Спасибо до новых встреч!

Приложение №1

Карточка 1 (1 задание, 2 направления)

1) Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса;

2) Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

 1. Назовите педагогические интернет-сообщества

 

Карточка 2 (1 задание, 2 направления)

1) Методическая работа, повышение квалификации педагога;

2) Ведение документооборот .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...