Консультация для воспитателей младшей группы: "Почему наши дети такие разные?".
консультация (младшая группа)

Токарева Елена Александровна

А Вы не задумывались, почему наши дети иакие разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамай или папой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pochemu_deti_raznye.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей младшей группы

«Почему наши дети такие разные?»

Воспитатель: Токарева Елена Александровна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №137»

г. Саратов 2023г.

А ВЫ не задумывались, почему наши дети такие разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой?

   Почему некоторые дети при поступлении в дошкольное учреждение отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие дети с первых дней чувствуют себя, «как тут всегда и были»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может вспомнить это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким и безболезненным.

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни дни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых- послушный ребенок. Но не каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный- вот какие они разные, наши дети!

Отчего зависят индивидуальные особенности наших детей? Давайте разберемся! Многое решает воспитание, Ребенок не рождается добрым или злым, послушным или драчуном, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.

Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на обшей подвижности  малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают себя проявлять как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои эмоции: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при таких же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь ввиду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.

Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как ба маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.

Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«Спокойный ребенок»

Дети с сильными, уравновешенными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции- радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых  людей, благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.

«Легковозбудимый ребенок»

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их « шустриками») Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам- то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.

У таких детей обычно легко формируется общительность. Они вступают в контакт с незнакомыми  детьми, но редко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то. он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».

Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов.

«Медлительный ребенок»

Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.

Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им просто не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть малых его успехов.

Возможно некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность начнет сказываться на учебе, а неловкость и нерасторопность в играх могут сделать его предметом насмешек сверстников.

«Впечатлительный ребенок»

Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создать спокойную обстановку, по возможности исключить шумы.

Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули- он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу- «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых- помочь такому ребенку войти в детское общество.

Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об их интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогом, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.

В наших общих интересах добиться того, чтобы справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!

Список используемой литературы:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ Авт. –сост. Белкина Л. В.- Воронеж «Учитель», 2004

Правильно ли воспитываем малыша: Пособие для воспитателя/ Под. Ред. Островской Л. Ф.-М. : Просвещение, 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,...

Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и  младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...

Презентация для воспитателя На тему: « Здоровье наших детей- в наших руках»

•Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. •Познакомить воспитателей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоров...

Проект во второй младшей группе "Почему насекомые наши друзья"

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструкт...

НОД по правилам безопасности на дороге для детей 2- ой младшей группы "Почему Хрюша и Степашка опоздали"

Учить детей различать дорожные знаки.Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.Воспитывать в детях чувство ответственности, объяснить детям к чему может привести нарушение правил доро...

Консультация для педагогов младших групп «Почему трудно заговорить ребенку"

Консультация для педагогов младших групп«Почему трудно заговорить ребенку15.04.2021г.ЧУ ДО «Детский сад «Замок детства» В настоящее  время серьёзное недоразвитие или ...

Консультация для родителей младшей группы «ПОЧЕМУ ДЕТИ КУСАЮТСЯ?»

Консультация для родителей младшей группы«ПОЧЕМУ ДЕТИ КУСАЮТСЯ?»...