ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ СТЕНЫ» В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
статья (старшая группа)

Гнидина Галина Николаевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы». Одним из самых эффективных способов решения проблемы уровня образования и формирования современного воспитательного пространства является реновация, т.е. «оживление» или преобразование объектов недвижимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ СТЕНЫ» В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Уровень образования является основным показателем, как развития самого образования, так и совершенствования образовательных учреждений. Воспитательное пространство играет важную роль в развитии и воспитании детей. Дети проводят 90% своего времени в помещении, а именно в детском саду. Каждый новый день для ребенка – это увлекательное путешествие по сказочной стране детского сада. И когда пространство хорошо спланировано, хорошо используется и предоставляет всё необходимое, воспитанники более вовлечены, их деятельность может быть более легко персонализирована, сотрудничество облегчается, а обратная связь более эффективна. Поэтому возникает проблема создания и поддержания здорового воспитательного пространства без негативного влияния на здоровье и психическое состояние дошкольников, способствуя их развитию и воспитанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы»

Одним из самых эффективных способов решения проблемы уровня образования и формирования современного воспитательного пространства является реновация, т.е. «оживление» или преобразование объектов недвижимости.

С принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования изменился взгляд на систему дошкольного образования, изменились требования к организации РППС рекреационных зон.

Совсем недавно рекреационные зоны в дошкольном учреждении представляли собой стереотипный лестничный марш, украшенный раскрашенными стенами, стандартными картинками или фотографиями.

В нашем ДОУ, была проведена реновация рекреационных зон, что позволило сделать условия для пребывания и обучения детей значительно более комфортными. Это отразилось на индивидуализации дошкольников, повышения их мотивации к самостоятельному добыванию знаний. В результате, в каждом крыле ДОУ создана «своя» образовательная среда: «Космос», «ПДД», «Профмастерство», «Конструктивная деятельность» в виде «говорящих стен».

Термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее, в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участие неспециалистов, учеников, детей и взрослых. У зрителей появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозициимоделирование собственного маршрута по экспозиции (т.о. экспонаты, начинают говорить с каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его опыт, его интересы и т.д. языком)

Главная составляющая «говорящей стены» - это красочное, насыщенное панно из сюжетов и предметов. В основу деятельности с данной формой рекреационной зоны применяется игра, как ведущий вид детской деятельности. В одной части на панно элементы являются статистическими, то есть недвижимыми.  В другой части дети могут создавать свои сюжеты по замыслу, могут видоизменять, дополнять, так как к деталям сзади прикреплена липучка.

Используя данную форму, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются коммуникативные навыки: обмениваются знаниями, правильно доносят информацию друг другу. «Говорящая стена» используется и как элемент ООД, и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей. Данная форма помогает педагогам ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Литература

1. ФГОС ДО: https://fgos.ru/fgos/fgos-do.

2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2009.

4. Войтина Н.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 8. с.8-10.

5. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России // Педагогика. 2004. № 4. с.3.

6. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. "Айрис пресс", М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)

 Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом  образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс  «Здравствуй, мир!». Одним и...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

«Совместная деятельность воспитателя и специалистов в дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности»

Совместная деятельность воспитателя и специалистов в нашем дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности строится по нескольким направлениям:Совместная деяте...

Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной образовательной организации. Требования ФГОС ДО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Цель создания развивающей среды в дошкольной образов...