Доклад к педсовету «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Доклад к педсовету

«Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_individualnaya_rabota_po_femp.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад, филиал МБДОУ

«Детский сад №189 «Солнышко»

Доклад к педсовету

«Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель высшей

 квалификационной категории

 старшей разновозрастной группы

общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 7 лет

Шемякина Оксана Сергеевна 

2023 г.

Во все времена педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы воспитателю помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Задачи воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого, прежде всего надо хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы и в целях удобства планирования и организации занятий, воспитатель для себя может разделить детей на несколько подгрупп.

        К одной подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Воспитание самостоятельности и активности детей в процессе занятий по математике – важное условие подготовки их к успешному обучению к школе.

        К другой подгруппе отнесем тех детей, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.

        Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность.

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Индивидуальная работа невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения.

При работе с детьми большое внимание должно уделяться индивидуальной работе вне занятий, в свободные отрезки времени. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время, так как систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку.

Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.

Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий:

сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок может выбрать сам; карточки с цифрами может раскрасить как хочет, сам выбирает цвет);

индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;

не травмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Для того, чтобы у ребенка возникало желание выполнить задание, можно подготовить дидактический материал, соответствующий возрасту воспитанников – пособия и игры, изготовленные своими руками.

        Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

        Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

- игры с цифрами и числами;

- игры – путешествия во времени;

- игры на ориентирование в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на логическое мышление.

        К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Такое разнообразие игр помогает детям усвоить программный материал.

        Вторая группа математических игр служит для знакомства детей со временем, с днями недели, с названием месяцев года. Такие игры, как «Живая неделя», «Назови скорее», «Сколько времени?», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро усвоить временные понятия.

        В третью группу игр входят игры на ориентирование в пространстве. Задачей этих игр является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положения того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художник», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

        Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги). При работе с детьми можно использовать такие игры, как «Составь квадрат», «На что похожи?», «Составь прямоугольник, треугольник», «Танграмм», «Геометрическая мозаика».

        Дидактические игры на развитие логического мышления в дошкольном возрасте у детей начинают формировать элементы логического мышления, то есть формируют умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры, как «Найти нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница». Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Привлекательный и яркий, побуждающий положительные эмоции, весь дидактический материал в группе находится в полной доступности детям.

Считаем, что индивидуальные занятия с дошкольниками предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым. Для достижения положительного результата нам помогают такие педагогические приемы, как объяснение, подсказка, поощрение. Не травмирующая положительная оценка подкрепляет стремление ребенка что-то сделать, узнать.

В заключении хочу сказать, что все полученные детьми знания и умения подготавливают их к усвоению более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуальная работа по развитию математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление ...

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Игры с палочками Кюизенера.

Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:Образовательные:Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.Закрепление количес...

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...

Примерные планы проведения индивидуальной работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп

Рекомендации воспитателям ДОУ по проведению индивидуальной работы с детьми разных возрастных групп по РЭМП...