"Русская культура-основа патриотического воспитания дошкольников"
статья

Кирилихина Елена Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская культура – основа нравственно-патриотического

 воспитания дошкольников

Е.В. Кирилихина

воспитатель группы «Совушка»,


Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности данного направления в современных условиях говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015 г.

Целью программы является «нравственно – патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Согласно этому документу система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства – основная цель работы ДОУ по развитию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

     По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Решая данные задачи необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, включая ее в разные виды деятельности, предусмотренные программой.C:\Users\1\Desktop\Оксана Аликовна\Оксана\фото\смотр конкрс уголков нравств патриотич воспит 26.03.2015\DSC05506.JPG

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей начинается именно с изучения семьи, родственных связей и традиций. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Но не все зависит от педагога, от целенаправленности и системности его работы. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Поэтому условно работу в ДОУ можно представить, как работу в трех направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями. Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.G:\DCIM\101MSDCF\DSC06346.JPG

  В нашей группе «Теремок», решаем эту проблему через создание предметно – развивающей среды и проведение занятий с приобщением детей к истокам русской народной культуры. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данное направление мы стараемся реализовать во всех видах деятельности: и в играх, и в режимных моментах, и на занятиях. Например, проводя занятие по лепке «Я леплю из пластилина», помимо задач по совершенствованию умения лепить предметы круглой формы, отщипывая пластилин от целого куска и раскатывать его круговыми движениями рук, были включены задачи: дать представление о русской избе и  вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого (печка, люлька) в сравнении с настоящим временем. 
Для этого на занятии использовали различные загадки, потешки, изображение русской избы, люльки, макет печи. Окружение ребёнка предметами национального характера помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
C:\Users\1\Desktop\Оксана Аликовна\Оксана\фото\открытые занятия\Лаврентьева О.В. Горошки для петушка  Теремок 15.-4.2015\DSC06036.JPG

Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы их приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Именно на нравственных нормах мы стараемся сделать акцент. Рассказываем детям о человеческих качествах на примере русских сказок, героев потешек и прибауток. Благодаря фольклорным произведениям, которые несут в себе богатейший источник познавательного и нравственного развития детей весь процесс воспитания и обучения обретает ту форму, через которую наиболее эффективно происходит развитие дошколят.   C:\Users\1\Desktop\Оксана Аликовна\Оксана\фото\открытые занятия\Лаврентьева О.В. Горошки для петушка  Теремок 15.-4.2015\DSC06042.JPGC:\Users\1\Desktop\Оксана Аликовна\Оксана\фото\открытые занятия\Лаврентьева О.В. Горошки для петушка  Теремок 15.-4.2015\DSC06016.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

"Русский музыкальный фольклор в патриотическом воспитании дошкольников"

Русский музыкальный фольклор в патриотическом воспитании дошкольников В последнее время много говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание – задача первостепенной важности. Однако, для т...

Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края  Изучение кубанского фоль...

Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....