Проект «Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).
проект (старшая группа)
Цель: формирование интереса к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида
Проект
«Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).
Разработан воспитателем старшей группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Серяковой Ольгой Сергеевной.
г.о.г. Шахунья
2023 год
- Информационная карта.
Наименование проекта | Проект «Улицы родного города» |
Автор и участники проекта | Авторы проекта: Серякова Ольга Сергеевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида; Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители. |
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта | Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы патриотизма. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления становятся шире. Понятие «Родина» уже связано не только с домом и с улицей, но и с городом, в котором мы живём. Таким образом, одним из приоритетных направлений нашей работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с улицами города. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, где они живут, был разработан проект «Улицы родного города», цель которого - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения, это будет способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Актуальность проекта: Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле. Диагностика детей показывала, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети недостаточно владеют информацией, сомневаются в ответах, многие родители затрудняются в знании истории города. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Поэтому считаю, что эта тема очень актуальна на данном этапе формирования нравственно- патриотических чувств. |
Цель и задачи проекта | Цель: формирование интереса к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения. Задачи: - развивать познавательный интерес при изучении истории возникновения улиц, углублять знания о названиях улиц нашего города; - сформировать представления о различных зданиях и сооружениях нашего города; - обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях; - воспитывать любовь к родному городу, улице; - развивать умение детей ориентироваться в городе; - закреплять знания правил дорожного движения; - обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование интереса к культурным ценностям родного города. |
| |
Краткая аннотация содержания проекта | Проект направлен на ознакомление детей с культурным наследием своего города через знакомство с улицами ближайшего окружения, на формирование у детей и родителей любви к Родине, родному городу. В ходе проекта дети знакомятся с историей возникновения города, происхождением названий некоторых улиц, учатся узнавать достопримечательности города по фотографиям и называть их, ориентироваться на улицах ближайшего окружения. |
Сроки выполнения проекта | долгосрочный, с сентября 2022 г. по май 2023 г. |
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта |
|
- Актуальность и важность данной проблемы.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы патриотизма. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления становятся шире. Понятие «Родина» уже связано не только с домом и с улицей, но и с городом, в котором мы живём. Таким образом, одним из приоритетных направлений нашей работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с улицами города.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, где они живут, был разработан проект «Улицы родного города», цель которого - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения, это будет способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Актуальность проекта: Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.
Проблема: Диагностика детей показывала, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети недостаточно владеют информацией, сомневаются в ответах, многие родители затрудняются в знании истории города. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Поэтому считаю, что эта тема очень актуальна на данном этапе формирования нравственно- патриотических чувств.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с сентября 2022 г. по май 2023 г.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители.
Цель: формирование интереса к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Задачи:
- развивать познавательный интерес при изучении истории возникновения улиц, углублять знания о названиях улиц нашего города;
- сформировать представления о различных зданиях и сооружениях нашего города;
- обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях;
- воспитывать любовь к родному городу, улице;
- обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование интереса к культурным ценностям родного города.
- Сбор и анализ информации по избранной теме.
Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
- уточнение представлений детей о родном городе, истории его возникновения, его достопримечательностях; знаний названий улиц родного города, о правилах безопасного поведения в городе, во время экскурсий;
- анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
- изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
- анализ предметно - развивающей среды.
- Реализация плана действий проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
- Выявления первоначальных знаний детей о том, что такое улица, какие улицы нашего города они знают, знают ли свой адрес, какие бывают здания и какие здания находятся в нашем районе.
- Подбор необходимой литературы, фотографий, предметов для продуктивной деятельности старших дошкольников по теме «Мой дом» и «Моя улица»
- Организация предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
- Заинтересовать родителей темой проекта, к совместной деятельности, для реализации проекта.
2 этап: Основной
Постановка проблемы: Во время прогулки дети заметили, что на домах висят таблички с надписями и номерами. Они заинтересовались, зачем нужны эти таблички. Возникший вопрос о табличках на домах показал, что многие дети не знают, что такое улица, название улиц нашего района, почему их улица так называется. В результате ситуативного разговора по теме «Где я живу» выяснилось, что многие дети не знают, на какой улице живут, не могут описать дорогу домой и как выглядит их дом.
Результаты диагностики детей по теме «Мой родной город» свидетельствуют: есть проблема, которую необходимо решать. Как? Прежде всего нужны эффективные средства. Я предположила, что таким средством может стать технология педагогического проектирования. Поэтому и возникла идея проекта «Улицы родного города».
3 этап: Заключительный
Результат проекта:
Знания, приобретённые во время данного проекта, повысили значимость патриотического воспитания детей, сформировали основы патриотических чувств у дошкольников. Воспитатели и родители убедились в том, что тема изучения родного города очень актуальна. Проектная работа заинтересовала детей и взрослых, сплотила родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. У них появился интерес к изучению истории нашего города.
Все этапы проекта сопровождались разными видами деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В будущем мы хотим продолжить работу в этом направлении и создать картотеку данных по истории улиц нашего города и фотоальбом «Я гуляю по городу» с фотографиями детей около различных достопримечательностей нашего города.
Форма работы с детьми
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Обратить внимание детей, на таблички, которые находятся на домах. На основе полученных знаний провести беседу о них. Что это за таблички? Зачем они нужны? Примеры надписей на них. Цель: формировать знания о том, что такое улица, адрес и для чего он нужен.
Прогулка: обращать внимание на дома (высокий, низкий, большие, маленькие), из чего состоит дом (стены, крыша, окна, дверь), как возводится дом (снизу-вверх).
Работа с родителями: Задание на дом: рассмотреть дом, в котором вы живёте, поговорить с ребёнком по дороге в детский сад о том, какие здания встречаются на вашем пути. Совершенствование ПРС: Подготовить и выложить альбом для рассматривания с фотографиями нашего города. |
Октябрь | Беседа «Какой мой дом». Цель: развивать умение описывать внешний вид и детали в постройке здания. Развивать познавательный интерес и умение высказывать свои мысли.
Целевые прогулки по улицам нашего города «Гагарина», «Советской». Цель: Рассмотреть разнообразие домов, находящихся на улицах; закреплять знания детей о передвижении и поведении на улице.
Работа с родителями: Консультация родителей на тему: «Познакомьте ребенка с родным городом». Совершенствование ПРС: Пополнить уголок художественно-эстетического развития раскрасками на тему «Город». |
Ноябрь | Беседа «Что такое улица». Цель: продолжать формировать представления детей об организации инфраструктуры города, уточнить понятие «улица».
Прогулка: Подвижная игра «Быстрей по домам». Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании. Дидактическая игра «Узнай улицу по фотографии», «Чего не стало?». Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства Шахуньи, развивать восприятие, внимание, память, речь.
Работа с родителями: Предложить организовать выставку книг о стране, истории родного города. Подобрать стихи для детей на темы «Родина», «Город», «Дом». Совершенствование ПРС: Подготовить и выложить альбом с фотографиями и рисунками для рассматривания на тему «Достопримечательности нашего города». |
Декабрь - январь | Беседа на тему «Чьи имена носят наши улицы», «Достопримечательности нашего города» Цель: обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях, патриотическое воспитание.
ЧХЛ: С. Михалков «Моя улица», «Мой город», чтение стихотворений местных поэтов. Прогулка: Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение. Отгадывание загадок на тему «город». Цель: расширять познавательный интерес у детей, развивать словарный запас.
Работа с родителями: Подготовить консультацию для родителей на тему: «Познакомьте ребёнка с родным городом». Совершенствование ПРС: Сконструировать тематическую раскладку для настольной игры «улица города». |
Февраль - март | Беседа на тему: «Моя малая родина». Цель: продолжать формировать понятие «родина», учить рассуждать на заданную тему.
Прогулка: Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Дидактическая игра «Ищем клад». Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.
Работа с родителями: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми при создании зимних построек «Кошкин дом». Совершенствование ПРС: Выложить настольную игру «Россия». Сконструировать деревья из цветной бумаги для настольной игры с раскладкой «улица города». |
Апрель - май | Беседа «Государственные символы нашего города». Цель: познакомить детей с флагом и гербом Шахуньи. Продолжать воспитывать любовь и патриотические чувства к своему городу. Беседа «Первый полет в космос Ю.А.Гагарина». Цель: знакомство детей с жизнью великого космонавта, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Работа с родителями: Подготовить папку передвижку для родителей «Азбука патриотизма». Совершенствование ПРС: Обновление машин маленького размера, для игры с городом, построенным из кубиков или конструктора «Лего». Внести в группы игру «Знаки дорожного движения». |
- Ожидаемые результаты проекта.
Предполагаемые результаты:
- у детей появится интерес к получению знаний о нашем городе, об истории его возникновения;
- дети выучат свой домашний адрес (улица, номер дома, номер квартиры);
- увеличится запас знаний детей о достопримечательностях нашего города;
- в процессе изучения улиц нашего города у детей появиться чувство гордости и любви к своей малой родине;
- у детей сформируются представления о различных зданиях и сооружениях;
- родители проявят интерес к культурным ценностям родного города, возможно этот проект подтолкнет их показать детям достопримечательности нашего города, познакомить с историей города;
- пополнение предметно-пространственной среды группы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков в группе на тему «Моя улица».
Консультация для родителей на тему «Познакомьте ребёнка с родным городом».
Папка-передвижка для родителя «Азбука патриотизма».
Видеоотчет «Улицы родного города».
Список используемой литературы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей». М.: Айрис-пресс, 2008.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». – М.: Мозаика-синтез, 2008.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». М.: Мозаика-Синтез, 2020.
Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-477919-1421698847.jpg)
инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603462-1425408700.jpg)
План – конспект экскурсии в историко – краеведческий музей г. Полесска «Мой город». Старший дошкольный возраст. Разработан воспитателем 1 квалификационной категории Кокориной Н.С. МБДОУ д/с №1 «Родничок». Г. Полесск, 2014 г. Тема: «История моего города».
Экскурсии по родному городу дают возможность приобщить детей к истории, культуре и традициям малой Родины....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461348-1404043792.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основные задачи Месяц Организация развивающей среды Содержание Формы совместной дея...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1326452-1617373142.jpg)
Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.
С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера.Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия ребёнку поможет ТРИ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-245360-1525877450.jpg)
Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-431819-1586415829.jpg)
Экскурсия по городу «Достопримечательности родного города» Старший дошкольный возраст
Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим городом, его особенностями и достопримечательностями.Экскурс...