Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»
консультация

Алёна Николаевна Сметанкина

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр мультфильмов, телевизионных передач и компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачи приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Высказывания выдающихся людей о роли книг:

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина)

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое» (В. А. Сухомлинский)

«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков)

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека» (В. Г. Белинский)

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Предлагаем примерный перечень народных сказок для каждой возрастной группы:

Первая младшая группа

«Курочка ряба» (обр. К. Ушинского,

«Репка» (обр. К. Ушинского,

«Теремок» (обр. М. Булатова,

«Колобок» (обр. К. Ушинского)

Вторая младшая группа

«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

«Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова)

«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)

«Маша и медведь» (обр. М. Булатова)

«Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы)

«Лисичка со скалочкой»

Средняя группа

«Смоляной бычок», «Зимовье» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Гуси –лебеди» (обр. М. Булатова)

«Жихарка» (обр. И. Карнауховой)

«Бобовое зёрнышко» (обр. А. Н. Толстого)

«Девочка Снегурочка» (обр. В. Даля)

«Лиса и журавль» (обр. А. Н. Толстого)

«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)

«Привередница» (обр. В. Даля)

«По щучьему велению» (обр. А. Н. Толстого)

«Петушок-золотой гребешок и чудо - меленка» (обр. М. Булатова)

Старшая группа

«Заяц - хвастун» (обр. О. Капицы)

«Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой)

«Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. И. Карнауховой)

«Мороз, солнце да ветер», «Лисичка - сестричка да серый волк» (обр. М. Булатова)

«Сивка – бурка» (обр. М. Булатова)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова)

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Мальчик – с – пальчик» (обр. А. Н. Толстого)

«Белая уточка» (обр. А. Афанасьева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр мультфильмов, телевизионных передач и компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачи приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Высказывания выдающихся людей о роли книг:

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина)

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое» (В. А. Сухомлинский)

«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков)

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека» (В. Г. Белинский)

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Предлагаем примерный перечень народных сказок для каждой возрастной группы:

Первая младшая группа

«Курочка ряба» (обр. К. Ушинского,

«Репка» (обр. К. Ушинского,

«Теремок» (обр. М. Булатова,

«Колобок» (обр. К. Ушинского)

Вторая младшая группа

«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

«Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова)

«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)

«Маша и медведь» (обр. М. Булатова)

«Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы)

«Лисичка со скалочкой»

Средняя группа

«Смоляной бычок», «Зимовье» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Гуси –лебеди» (обр. М. Булатова)

«Жихарка» (обр. И. Карнауховой)

«Бобовое зёрнышко» (обр. А. Н. Толстого)

«Девочка Снегурочка» (обр. В. Даля)

«Лиса и журавль» (обр. А. Н. Толстого)

«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)

«Привередница» (обр. В. Даля)

«По щучьему велению» (обр. А. Н. Толстого)

«Петушок-золотой гребешок и чудо - меленка» (обр. М. Булатова)

Старшая группа

«Заяц - хвастун» (обр. О. Капицы)

«Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой)

«Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. И. Карнауховой)

«Мороз, солнце да ветер», «Лисичка - сестричка да серый волк» (обр. М. Булатова)

«Сивка – бурка» (обр. М. Булатова)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова)

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Мальчик – с – пальчик» (обр. А. Н. Толстого)

«Белая уточка» (обр. А. Афанасьева)

«Волшебное кольцо» (обр. А. Афанасьева)

«Липунюшка» (обр. А. Н. Толстого)

«Иван Царевич и Серый волк» (пересказ И. Карнауховой)

«Кузьма Скоробогатый» (обр. А. Н. Толстого)

«Морозко» (обр. М. Булатова)

Подготовительная к школе группа

«Царевна – лягушка» (обр. М. Булатова)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович»

(обр. В. Одоевского)

«Петух да собака», «Мужик и медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (обр. И. Карнауховой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка".

Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка, определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа....

Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»

      Консультация для воспитателей на тему:       «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»...

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственног...

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста» - доклад

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совер...