«Русские народные игры в часы досуга и на прогулке»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкальный слух, способствуют совершенствованию

двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Целый ряд детских хороводных игр основан на соединении песни с движением.

В подобных играх действия осуществляются в ритме, словах и танцах. Здесь ребёнок изображает то, о чем поётся в песне. Песня тесно связана с народной хороводной игрой, где сама песня переходит в подвижную игру.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает сделать досуг и прогулку детей содержательными и полезными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русские народные игры в часы досуга и на прогулке»
Консультация для воспитателей.
Выполнила музыкальный руководитель Сластенина Г.В.
Май 2023

Уважаемые коллеги!

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкальный слух, способствуют совершенствованию

двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Целый ряд детских хороводных игр основан на соединении песни с движением.

В подобных играх действия осуществляются в ритме, словах и танцах. Здесь ребёнок изображает то, о чем поётся в песне. Песня тесно связана с народной хороводной игрой, где сама песня переходит в подвижную игру.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает сделать досуг и прогулку детей содержательными и полезными.

Игра с «Солнцем»

Ход игры:

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце).

Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра «Горелки»

Ход игры:

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь - дон, динь - дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Карусели»

Ход игры:
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Колечко»

Ход игры:

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает:

«Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро».

Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

 

Игра "Калачи"

Ход игры:

Дети становятся в три круга. Двигаются, по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

Игра «Как у тетушки Арины»

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают тетушку Арину, которая выходит в центр хоровода.

Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет:

Как у тетушки Арины

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Все на тетушку глядели,

Разом делали вот так.

Тетушка Арина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.). Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы.

Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки, тот заменит ее в центре круга, и сам будет показывать товарищам, что делать.

Игра «Золотые ворота»

Ход игры:

В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Дети:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится к солнцу и месяцу в круг, и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.

Игра «Ручеек»

Ход игры:

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка,  берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее

игра, особенно весело проводить под музыку:

«Царевич – Королевич»

По загороду гуляет, по загороду гуляет,

Царевич – королевич, царевич – королевич (идут дети по кругу).

Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,

Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки).

Он царевну выбирает, он царевну выбирает,

Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)

Царевне поклонись, царевне поклонись,

Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)

По загороду гуляет, по загороду гуляет,

Царевич – королевич, царевич – королевич

(хлопают в ладоши).

Игра «Мороз-Красный нос»

Ход игры:
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т. е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз – Красный нос,

Всех морожу без разбора,

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Игра «Дударь»

Ход игры:

Водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Надо крепко

держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.

Игровой текст:

«Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище,

Его во колоду, его во сырую,

Дударь, дударь,

Что болит?»

- «Голова!»

Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».

Игра «Колпачок (паучок)»

Ход игры:

Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

(Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами)

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами

Игра «Кружева»

Ход игры:

Выбирают двух водящих. Один - «челнок», другой - «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» - у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой,

не пропуская ни одни ворота, а «ткач »его догоняет.

Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца

круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.

Игра « Почта»

Ход игры:

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта!

— Откуда?

— Из города …

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов.

Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра

повторяется.

 

 Используемая литература:

1. Т.П. Мерзлякова «Наш веселый хоровод»//Музыкально

–игровой материал для дошкольников и младших школьников.

2. Л.В. Былеева  «Русские народные игры» М., «Советская Россия» 1988г., 44 –

46 с.

3. М.Ю. Картушина  «Русские народные праздники» «Творчество центр» М.,

2007, 320с.

4. В.М Петров, Н.П. Гришина  «Весенние праздники, игры, забавы для детей»

М., 1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду.

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду....

Досуг "Русские народные игры с детьми младшего возраста на улице".

Русские народные игры с детьми младшего возраста на улице....

Конспект досуга для старших детей и родителей «Русские народные игры».

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игр...

Физкультурный досуг «Русские народные игры»

Физкультурный досуг "Русские народные игры" для старших и подготовительных групп....

Физкультурный досуг "Русские народные игры" для детей старшей группы

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физиче...

Сценарий развлекательного досуга в подготовительной к школе группе «Дни русских забав» (русские народные игры

Данный конспект поможет Вам организовать развлекательный досуг в подготовительной группе на тему "Дни русский забав" или "Русские народные игры"....

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...