Рабочая программа "Волшебный песок"
рабочая программа

Лельмеж Татьяна Сергеевна

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progamma_volshebnyy_pesok.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ № 52

«Аленький цветочек»

___________ О.С.Куликова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей младшей и средней группы

по реализации дополнительной                                      общеобразовательной общеразвивающей      программы «Волшебный песок»

на 2021-2023 учебный год

                       (Срок реализации программы: 2 года)

        

Разработчик:  воспитатель Лельмеж Т.С.

Содержание

1. Пояснительная записка

Основные направления программы

1.1. Цели и задачи программы

1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

1.3. Основные направления программы

1.4. Основная идея программы

1.5 Советы по организации занятий.

1.6 Оборудование

1.7 Условия проведения занятий с песком

1.8 Правила поведения в песочнице.

1.9 Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

1.10 Условия реализации программы

1.11 Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

2. Характеристики особенностей развития детей

3. Тематическое планирование

4.Планируемые результаты

5. Приложения

Приложение 1 «Портфолио успешности»

Приложение 2 «Игры с песком» 

6. Список используемой литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                               

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

                                            От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,                                         которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                       В. Сухомлинский

Основные характеристики Программы:

Направленность Программы - Социально – педагогическая

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их…

Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.
А главное – в игре с песком ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций. Главное достоинство песочницы в том, что она

позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. Бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. Это и есть
песочная терапия – другими словами – лечение песком.

1.1 Цель программы:

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Задачи программы:

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

формировать позитивное отношение к своему «Я»;

формировать позитивное отношение к сверстникам;

развивать навыки социального поведения;

совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

способствовать проявлению эмпатии;

развивать фантазию и образное мышление;

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

использовать метод песочной терапии для развития

1.2 Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала  

Александр Григорьевич Асмолов, говоря о реализации ФГОС, сделал акцент на содержании развивающей среды: «Ребенка развивает детская субкультура, не меньше чем взрослая субкультура.

Поэтому, когда вы спрашиваете, что развивает ребенка, помните, что сказки, небылицы, поговорки, небывальщины –все это СРЕДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, в которой развивается ребенок».

Задача педагогов –создать те самые неопределенные развивающие среды («пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), которые позволяют каждому конкретному ребенку эффективно и успешно развиваться.

При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т.е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Игра с песком —это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Мариелла Зейцв книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой.

Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить –это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление » отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Лоуэнфелд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. Она предложила детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг - он утверждал, чтo игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
 Он посоветовал своей ученице Доре Калф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Лоуэнфелд. Д. Калф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия». Она является создателем метода Sandplay («Игра с песком). В России авторами песочной терапии являются – психотерапевт, игротерапевт, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии Т.М. Грабенко и доктор психологических наук, сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Их совместная книга**называется «Чудеса на песке» и др.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д.. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

1.3. Основные направления программы

Игровая деятельность

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

- развивать точность понимания речи;

-способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;

- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями

1.4. Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

 понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

 формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

 гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

 песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

  1. Советы по организации занятий.

 Для того, чтобы организовать игры с песком у себя в группе, можно воспользоваться деревянным ящиком от стола или ящиком, изготовленным из другого материала. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Рекомендую изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет обозначает воду, море; голубые борта-воздух и небо (можно использовать также оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. Ящик для игр с песком называют подносом. Поднос подбирают с учётом количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете организовывать игру с песком в микро-группе детей (2-4 человека), то вам понадобиться поднос размером 50х70 см, с высотой 6-8 см, а если индивидуально, то вам подойдут подносы размером 20х30 см. Для большего количества детей рекомендуется использовать ящик размером 100х140х10 см. То есть размер подноса должен соответствовать количеству детей, принимающих участие в игре и оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет ребёнку визуально охватывать его целиком. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован. В работе используется, как сухой, так и мокрый песок, кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и всего 2 % полимер, который придает песку особые свойства. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Чем больше разнообразных объектов, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира. Недостающие фигурки можно слепить из соленого теста или глины. Фигурки из ПВХ, пластмассы нужно регулярно обрабатывать для дезинфекции: еженедельно промывать их в растворе соды и хозяйственного мыла. Недолговечные игрушки и природные материалы следует периодически обновлять. Также важно следить за тем, чтобы в контейнерах не было слишком мелких (менее 4 см), острых и тяжелых предметов. В среднем размер миниатюры - 8-12 см.

В коллекции должны быть представлены следующие категории:

люди (миниатюры, изображающие людей разных полов, рас, культур и возрастов, они должны быть также разных цветов и размеров, важно наличие таких групп, как родитель и ребенок, пары (мужчина и женщина), семьи, влюбленные или свадебные пары, эта категория игрушек может быть дополнена орудиями труда, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, символами профессий, символами власти (корона, держава) и т. п.;  

животные (фигуры животных различных размеров, цветов, пола, возраста, пород, группа хищников желательно в агрессивных и мирных позах, группа травоядных, насекомые, домашние животные, мифологические животные), эта группа может быть дополнена гнездами для птиц, клетками или заборами для зоопарков, пещерами и т. д.).

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы

растения (морские, горные, тропические, пустынные и др., представленные в естественных -пруты, веточки интересных форм, ветки, имеющие шипы, ветки с плодами, высушенные цветы, литья и сорняки, мох, лишайники на камнях и прутах, стручки, зерна и семена, сосновые шишки и каштаны- и искусственных формах -кусты, комнатные растения, кактусы, вечнозеленые и пальмы в различных стадиях их жизни);

полезные ископаемые (металлы и природные камни);

здания (сделанные из различных материалов и имеющие отношение к различным культурам- вигвамы, деревенские избы, замки, крепости, пещеры, космические станции, сараи, магазины, церкви, школы, тюрьмы, больницы, детские площадки, маяки и пирамиды);

транспорт (фигуры всех видов транспорта, а также поврежденных транспортных средств);

разное (предметы, которые трудно отнести к какой-либо категории: лопатки, кисточки, сита, воронки, пластиковые формочки: геометрические формочки; формочки, изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля, массажные мячики, всевозможный фоновый материал, пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.,) Солнце, Луна, Земля и другие планеты.

  1. Оборудование:

1.Песочница 100х140х10 см

2.Кинетический песок.

3.Песок (кварцевый, цветной)

4.Подносы индивидуальные

5. Фигурки:

Человеческие персонажи

Сказочные герои (злые и добрые)

Животные (домашние, дикие и др.)

Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

6. Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)

7. Бросовый материал (трубочки, цветной картон).

8. Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

9. Совочки, грабельки, стаканчики, сито

10. Музыкальная колонка + аудиоматериалы – 1шт.

       

 

  1. Условия проведения занятий с песком.

Психологи рекомендуют начинать игру ритуалом «вхождения». 

Например, педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

•ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

•ребёнок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

•ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой –внутренней, затем тыльной стороной;

•ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться –посыпает на пальчики детей «песочный дождь».

В последнем случае можно ввести сюрпризный момент –спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -….»

По возможности дети описывают свои ощущения: тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.

Игра обычно заканчивается ритуалом «выхода»

Например:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

При каждой организации игр с песком необходимо:

  1. Проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.
  1. Обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
  2. Проверить на прочность инвентарь, игрушки.

4. Осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.

5. Напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.

1.8 Правила поведения в песочнице.

Нельзя!

1. Сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли), нюхать песок.

2. Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь.

3. Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу.

4. Переносить песок весом до 2-х кг -мальчикам, до 1,5 кг -девочкам.

Можно!

1. Быть аккуратным и внимательным.

2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.

3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.

4. Мыть руки после игры с песком.

При организации игр с песком педагогу

категорически запрещается:

1.Оставлять детей без присмотра.

2.Использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями.

3.Использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы.

1.9. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Методы 

Наглядные методы включают в себя:

 наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/

 наглядно - зрительные / дидактический материал /;

 сенсорно - моторные / обследование /;

 тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;

 формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;

 элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

 объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;

 указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;

 вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /

 Пояснения, уточнения;

Практические методы:

 метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;

 игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

Индивидуальные игры

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму-никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

1.10 Условия реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Целевая группа: дети от 3 до 5 лет. (вторая младшая, средняя группа)

Численный состав групп: подгруппа -7 детей

(I подгруппа, II подгруппа)

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

На изучения курса программы отводится 32 занятия в год, по средам во второй половине дня (с октября по май).

Содержание занятий и подборка упражнений зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Продолжительность занятий:

3-4 года -15 мин.

4-5 лет -20 мин.

  1. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Оценка усвоения программы

Для отслеживания результативности воспитательно – образовательного процесса используются следующие виды мониторинга:

 Вводный (октябрь)

 Текущий (в течение всего учебного года)

 Промежуточный (январь)

 Итоговый (май)

Форма подведения итогов:

 Фотовыставка

 Показ открытых занятий

 Портфолио успешности (Приложение 1) 

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

 

  1. Характеристики особенностей развития детей

Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4 лет.

Четвертый год жизни ребенка характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности. Элементы самосознания у ребенка трех - четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры).

Характерной особенностью детей четырёхлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций.

Не смотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни ещё значительна. Основные стимулы к общению с взрослым у ребёнка начинают переходить из сферы чисто практической (общего выполнения действий) в сферу познавательную. Взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Дети проявляют повышенную чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны взрослых. Дошкольники становятся чувствительными к эмоциональному состоянию сверстников, легко его перенимают. В общении ребёнка этого возраста с взрослыми и сверстниками у детей важно воспитывать гуманные чувства и элементарные представления о доброте, сочувствии, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к окружающим.

В этом возрасте продолжают формироваться практические навыки культуры поведения детей. Они уже хорошо должны знать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка. Дети должны понимать, что взрослые радуются, когда дети самостоятельно одеваются, когда они аккуратны. Ребята должны знать предметы и действия, связанные с гигиеническими процессами. У детей продолжают формировать знание правил поведения за столом: не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил еду; вести себя спокойно; не крошить хлеб; благодарить старших; знать стихотворения об аккуратности, чистоте, читать детские книги, рассматривать картинки, помогать друг другу одеваться, убирать игрушки и т.п.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих. Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят. Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. 12 К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка. Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону. С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.) В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности. В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник). 13 Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти. Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например, запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание. В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

  1. Тематическое планирование

2.1 Тематический план работы с песком с детьми младшего дошкольного возраста.

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Октябрь

1 неделя

«Здравствуй песок!»

2 неделя

Знакомство со свойствами песка

3 неделя

«Осень»

 

4 неделя

Овощи и фрукты

Ноябрь

1 неделя

Норки для зверюшек

2 неделя

Прятки

3 неделя

Заборчики

4 неделя

Я пеку, пеку, пеку

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, зима!»

2 неделя

«Необыкновенные следы»

3 неделя

«Зимующие птицы»

4 неделя

«Новогодние украшения»

Январь

1 неделя

«В гостях у Феи Сказки»

2 неделя

«Я и моя семья»

3 неделя

Заборчики

4 неделя

Домики для друзей

Февраль4

1 неделя

«Снег идет»

2 неделя

«Наши шустрые ручки»

3 неделя

Колобок

4 неделя

Домашние животные

Март

1 неделя

«Признаки весны»

2 неделя

Цветочки для любимой мамочки

3 неделя

В Стране геометрических фигур

4 неделя

Дикие животные

Апрель

1 неделя

Репка»

2 неделя

«Маша и медведь»

3 неделя

В гостях у смурфиков

4 неделя

Народная игрушка.Матрешка.

Май

1 неделя

Подарок для мишки

2 неделя

Путешествие с игрушками

3 неделя

Волшебные цветы

4 неделя

Домик в деревне

 Тематический план работы с песком с детьми средней группы.

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Октябрь

1 неделя

Знакомство со свойствами песка

2 неделя

Знакомство со свойствами сухого песка и кенетического.

3 неделя

«Осень»

4 неделя

Едет,едет поезд

Ноябрь

1 неделя

«Если добрый ты»

2 неделя

«Прятки»

3 неделя

День знаний

4 неделя

Я пеку, пеку, пеку

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, зима!»

2 неделя

«Необыкновенные следы»

3 неделя

«Зимующие птицы»

4 неделя

«Новогодние украшения»

Январь

1 неделя

«В гостях у Феи Сказки»

2 неделя

«Строители»

3 неделя

«Зима в Песочной стране»

4 неделя

«Водный мир»

Февраль4

1 неделя

«Кулинар»

2 неделя

«Чувствительные ладошки»

3 неделя

Инсценирование сказки «Зайкина избушка»

4 неделя

Домашние животные

Март

1 неделя

«Здравствуй, весна!»

 

2 неделя

«Мамин праздник. Подарок для мамы»

3 неделя

 «Математический диктант»;

4 неделя

«Дикие животные»

Апрель

1 неделя

«Зоопарк»

2 неделя

«Секреты песка»;

3 неделя

«Времена года»

4 неделя

«Магазин игрушек»

Май

1 неделя

«Сделай цифру из песка»

2 неделя

«Путешествие с игрушками»

3 неделя

«Узнай букву и назови звук»

4 неделя

«У солнышка в гостях»

  1. Планируемые результаты

игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

 дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

 песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей,  дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

 игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

 в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

 песочные игры развивают творческое мышление и творческие способности у детей

 в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

 игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                   Приложение 1.

                            «Портфолио успешности»

Период

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Речевое

развитие

Физическое развитие (мелкая моторика

I

(вводный)

II

(промежуточный)

III

(итоговый)

- Высокий уровень

+ - Средний уровень

- - Низкий уровень

                                                                                 

                                                                                                 Приложение №2

                                    «Игры с песком»

Упражнение "Здравствуй, песочек"

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?...

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры -прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д..

После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов -камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Волшебное исчезновение»

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например:"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином.

У принцессы Жасмин есть много сокровищ -красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья -зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов.

Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок.

Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять, увеличивая количество фигурок.

Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций

Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

 

Упражнение "Секретик"

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить, что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

          6.  Список используемой литературы:

  1. 1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  2. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.
  3. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , «Речь», 2002.
  4. 3. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, «Речь», 2007.
  5. 4. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками-СПб ,Детство-пресс,2017.
  6. 5. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176с. 16
  7. 6. Сакович Н.В. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176с.
  8. 7. Федосеева М.А. занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград.: «Учитель», 2015. – 122.
  9. 8. Воробьёва Н.А., Сапожникова О.Б. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. - М.: Интеллект – Центр, 2016. – 128с. - (Педагогическая песочница).
  10. Интернет-ресурсы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"

работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...

Рабочая программа клубного часа "Волшебный песок"

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разумК. Г. ЮнгОсновной целью программы является развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством пе...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Рабочая программа "Волшебный песок"

В рабочей программе предствлены корекционно-развивающие занятия с песком и кинетическим песком, игры с песком...

Рабочая программа "Волшебный песок"

Концептуальные подходы к содержанию программы  песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики , принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реал...