Моя педагогическая находка «Интеллект-карты в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка

Насырова Найля Шамилевна

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ.

Интеллект-карта (ментальная карта, mind map, майнд-карта) – это древовидная схема, которая изображает некие обьекты и смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие виды связей между ними.

Автором методики в ее современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу еще в 1974 году.

Остановимся подробнее на принципах составления интеллект-карт, предложенных Бьюзеном:

Лист предпочтительно располагать горизонтально. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (цель, предмет, название новой темы). из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек). Автор методики подчеркивал также важность использования большого количества цвета. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Именно в контексте дошкольного образования этот метод впервые был предложен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Акимова подчеркивает, что связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выходить к доске, но уже после нескольких слов, начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

    Но метод и-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Здесь стоит отметить, что мышление НЕ линейно. Оно имеет ветвящуюся структуру. Каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Такая организация материала называется многомерной или  радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление и именно такую структуру имеет интеллект-карта.

Т. о, и-к "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".

Все мы знаем, что вплоть до 6-7 лет для детей характерен наглядный тип мышления.

Еще основоположник дошкольной педагогики в России К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так вот интеллект-карты сочетают в себе и необходимую детям наглядность и при этом имеют структуру, максимально приближенную к структуре мышления.

Вместе с тем, нтеллектуальные карты – отличный инструмент структурирования информации.  При этом единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку и может быть легко включён в систему его личного опыта. Чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень.

Начинать использовать интеллект-карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Главное, чтобы материал был доступен для понимания. Я начала свое знакомство с методом, работая в подготовительной группе. Создание нашей первой интеллект-карты стало результатом проектной деятельности на тему «Часы».

Здесь есть 2 пути работы: 1) заранее подготовленная педагогом интеллект-карта, как своего рода план работы. Дети могут снова и снова возвращаться к тому, что они уже узнали и отмечать, что им еще предстоит узнать. 2) мы же с ребятами выбрали второй путь. Постепенное совместное заполнение интеллект-карты. Работа велась по следующему алгоритму:

1. Постановка цели. Ежедневно выбирали, что именно хотим узнать о часах. Какую «ветку» нам предстоит заполнить. 2. Знакомство с новой информацией, предложенной педагогом на заявленную тему. На этом же этапе к нашей деятельности были привлечены родители, которые совместно с детьми искали информацию об интересующем вопросе дома. 3. Своего рода «мозговой штурм», цель которого записать все ассоциативно появляющиеся идеи, связанные с создаваемым продуктом; найти картинки. 4. Структурирование информации 5. Создание одной из веток интеллект-карты.

Таким образом итоговым продуктом нашей проектной деятельности спустя месяц стала интеллект-карта на тему «Часы». Уникальность интеллект-карты в том, что в отличии от таких средств, как тематические альбомы, большой объем структурированной информация постоянно находится на виду, а совместное ее создание добавляет ценности в глазах детей и легче запоминается.

Сейчас я работаю с детьми среднего дошкольного возраста и открыла для себя новые направления использования интеллект-карт в образовательном процессе. Знакомство детей началось с изготовленных мной заранее простейших ментальных карт с 2-3 ветками, с игр, в которых нам приходили «зашифрованные» послания от знакомых героев сказок. Также на этом этапе давала детям просто раскрашивать готовые интеллект-карты.

Затем мы начали пробовать создавать карты совместно в НОД. Например, на математике. В центре располагали фигуру и дорисовывали: «что бывает треугольное?». Я увидела интерес детей.

И мы начали делать карты малыми группами. Дети выбирали обьект, о котором хотели бы передать информацию в картинках и с моей помощью успешно справлялись. Стоит отметить, что карты способствуют развитию воображения и творческого мышления. Часто дети способны удивить рождающимися в своей голове ассоциациями.

Яркие картинки и сочетание аппликации и рисования, привлекают к работе всех, независимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить ситуацию успеха каждому ребенку.

В настоящее время я также использую интеллект-карты для закрепления речевого материала тематической недели. Это оказалось очень удобно. Вся информация доступна, наглядна, систематизирована. Дети то и дело возвращаются к разглядыванию материала.

В заключение хочу сказать, что и-к показали себя, как один из перспективных методов в образовательном процессе ДОУ. Их применение способствует познавательному, речевому, творческому и социальному  развитию ребёнка. Я планирую и дальше использовать и-к в своей работе. В блажайшее время пройдет мастер-класс по их созданию  для родителей, а уже в старшей группе карты можно попробовать использовать при создании и защите детско-родительских проектов на разные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

Тезисы для выступления на семинаре или педагогическом совете по теме "Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Документ содержит основные тезисы, комментирующие и разъясняющие  ФГОС ДО, может быть полезен при подготовке педсоветов или консультаций по ФГОС ДО....

Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия. ...

Консультация на педагогический совет "Что меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?"

В связи с введением  1 сетября 2013 г нвого Закона об образовании, менется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребенка. ФГОС ДО стандартизирует содержание дошколь...

Конкурсное задание «Педагогическая находка» Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологий в младшей группе

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологийв младшей группе«Путешествие в сказочный лес».Описание материала: конспект сост...

Педагогическая находка «Интеллект – карты»

МКДОУ «Коноваловский детский сад»         Педагогическая  находка   «Интеллект – карты»...