"Игротренинг и нетрадиционные методики в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

помилуйко ольга павловна

В материале престдавлен практический материал по использованию игротренинга в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игротренинг и нетрадиционные методики        в работе

с детьми дошкольного возраста

Семинар-практикум

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Игротренинг - это комбинация игровых упражнений (микс, при помощи которых педагог отрабатывает речевые навыки (произносительные, навыки словообразования, словоизменения, уточнения и обобщения, навык построения предложений и т. д.) Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое. При подборе игр для игрового тренинга учитывается наличие объединяющего общего элемента. Это может быть тема недели (например, домашние или дикие животные, времена года, птицы и т.д.); или закрепляемый звук в названиях игрушек, предметов и картинок; или цветовой игротренинг, где связующим звеном является цвет всех предметов и объектов игр.

Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга через сенсорные каналы восприятия является важным фактором для развития творческой и гармоничной личности. Основой для создания методики игротренинга явилась книга Сергея Васильевича Гиппиуса "Гимнастика чувств" (Л.-М. "Искусство", 1967 год). Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.

Как показывает многолетняя практика, работа с детьми дошкольного возраста, раннее сенсорное развитие ребенка является важным аспектом для развития творческой гармоничной личности. Занятия по игротренингу являются занятиями по развитию сенсорики у детей дошкольного возраста. Много авторских программ с использованием элементов игрового тренинга для развития сенсорики у детей с 3-х лет.

Занятия с детьми дошкольного и школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга проходят либо в виде сюжетно-ролевой развивающей игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребенка сенсорных каналов восприятия (слуха, зрения, ощущения, обоняния и осязания), либо в форме тренинга с включением педагогических приемов по организации учебно- воспитательного процесса, основанных на элементах невербального общения (язык жестов, мимики, звуковых сигналов). Игротренинг является фундаментом для любого дошкольного и школьного предмета. Информация, которую получают дети при изучении того или иного предмета, становится не только целью его изучения, но и средством для развития ребенка как творческой личности.

Обучение через игровой тренинг - это новый вид взаимоотношений педагога с детьми . Внедрение на занятиях элементов игротренинга улучшает психологическую атмосферу  группе, способствует формированию общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего партнера. Это новый подход к обучению, основанный на творческой природе ребенка.

Некоторые виды игротренигов:

  • Пальчиковый игротренинг (самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры с нетрадиционными материалами)
  • Двигательный игротренинг (дыхательные упражнения с мячом, координация речи с движением, «звучащие» стихи и общая моторика)
  • Цветовой игротренинг.

В современных педагогических журналах по дошкольному образованию публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание нетрадиционных техник, а также предлагаются конспекты занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное-уверенность в себе.

У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность    экспериментировать.    Все    необычное    привлекает    детей,

заставляет        удивляться.        У        ребят        развивается        вкус        к        познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Педагоги, в силу своей занятости редко используют нетрадиционные техники. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - работа каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать     эту      диагностику      соответствующими      материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Элементы занятий с использованием нетрадиционных материалов:

Марблс - это красивые стеклянные шарики (в прежние времена их делали из глины, камня, фарфора и стекла), которые тысячелетиями используются в качестве игрушек. Камни Марблс цветные, поэтому и родителям, и воспитателям будет интересна самодиагностика через выбор ребенком камня определенного цвета.

На занятиях с использованием камней Марблс упор идет на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия (цвет и форма), ориентации на листе бумаги, диагностирую эмоциональную сферу ребенка, выявляя имеющиеся у него проблемы и в дальнейшем решая их. Обязательно все занятия направлены на развитие мышления, внимания, памяти.

  1. Для актуализации потребности к познанию психолог предлагает детям мешочек с конфетами и открытые камни Марблс. Что выберут дети? Дети выбирают мешочек, как показатель потребности узнавать новое и неизвестное. К мешочку мы вернемся в конце занятия. И, как правило, в конце занятия дети получают приз - конфету.
  2. Игры с Марблс. Педагог предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня.    Идет    развитие    мелкой   моторики,    восприятия,    диагностика эмоционального состояния, речи.

3.Игра «4 - лишний»: дети на карточках, предложенных педагогом, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор. Идет развитие мышления, его операций.

4.Упражнение «Ориентация на листе бумаги»: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положить в центре листа красный камень; положить в левый верхний угол синий камень; положить зеленый камень в правый верхний угол; положить синий камень в правый нижний угол.

Затем кого-нибудь просят проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень ...

5.Упражнение «Зрительная память»: один из детей выкладывает последовательность из 4- 5 камней, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти.

Развитие внимания:

Педагог  называет детям различные слова.

а) Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения).

Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

б) Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»).

Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.

Педагог Игры с использованием цветных веревочек:

Рисунок  своего  настроения  (рефлексия):  детей  просят  нарисовать  с помощью веревочки на листе бумаги свое настроение (веселое или грустное).

Рисунки  с  помощью  цветных  веревочек  (например,  круг  и  более сложные картины).

Рисунки с использованием цветной шерсти (сухое валяние): создание картин.

Таким образом, используя нетрадиционные материалы в работе с детьми дошкольного возраста, осуществляется деятельность по основным направлениям: профилактика, развитие, просвещение, диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Методические разработки «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования креативности " сти»

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в ...

Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

«Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»...

Игротренинг и нетрадиционные методики в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Игротренинг - это комбинация игровых упражнений (микс, при помощи которых педагог отрабатыва...

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия представляет собой методику психокоррекционной работы с использованием художественного творчества. Познакомимся с  отдельными видами и направлениями в арт-терапии....

Методика оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и система...