конструкт дидактическая игра "Вершки и корешки"
план-конспект урока (старшая группа)

Дидактические задачи

·закреплять у детей знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки;

·упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила:

·искать свой вершок или корешок можно только по сигналу;

· выбирать одну и ту же пару нельзя;

· подобрать правильно каждому вершку свой корешок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_1.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт №1

Вид деятельности: дидактическая игра

Тема: «Вершки и корешки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Форма организации: групповая

Дидактические задачи:  

закреплять у детей знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки;

упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила:

искать свой вершок или корешок можно только по сигналу;

 выбирать одну и ту же пару нельзя;

 подобрать правильно каждому вершку свой корешок.

Игровые действия: поиск пары, составление целого растения.

Цель: формирование у детей представлений о живой природе (особенностях внешнего вида овощей) в процессе  дидактической игры «Вершки и корешки».

Планируемые результаты:

 дети проявляют желание играть в командах, объединяться по договорённости и представлять общий результат игры;

  • дети умеют группировать овощи по заданному признаку;

 дети знают игровые правила и игровые действия, соблюдают их;  

 дети знают и различают овощи по внешнему виду;

 дети умеют различать вершки и корешки овощей.

Задачи дидактической игры

Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы

Воспитательная:

- воспитывать желание играть в командах, объединяться по договорённости и представлять общий результат игры.

Развивающие:

- развивать у детей умение соблюдать правила игры;

- развивать умение группировать овощи по заданному признаку.

Обучающие:

- знакомить детей с игровыми правилами и игровыми действиями;

- формировать у детей представления о внешнем виде некоторых овощей;

- учить различать вершки и корешки овощей.

Роман К. – актуализировать знания ребёнка о внешнем виде овощей.

Список использованных источников.

1.Приказ № 955 от 08.11.2022 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [2].

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург:Питер, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с. [16].

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации и деятельности (беседа),

 методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, игровая ситуация, создание ситуации успеха).

Методы обучения: беседа, объяснение, поощрение, дидактическая игра, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова, показ, эмоциональное стимулирование, демонстрация, поручение.

Оборудование: корзина, картинки с изображением частей овощей: вершков и корешков.

Ход дидактической игры

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную

деятельность

Задача:

смотивировать

детей на

предстоящую

деятельность

-Игровая ситуация

-Беседа

Воспитатель подзывает детей к себе, показывает детям письмо.

- Ребята, посмотрите, сегодня я получила письмо от Незнайки! Он пишет, что в Цветочном городе совсем нет овощей. А жителям этого города хочется посадить свой огород. Вот только они не знают, какие именно овощи нужны в огороде. Ведь у одних съедобны плоды над землёй – вершки, а у других – корнеплоды – корешки.

- Ребята давайте поможем Незнайке разобраться с этим вопросом. А поможет нам в этом игра. Вы хотите поиграть?

Дети подходят к

воспитателю

Слушают,

сосредотачивают

внимание,

эмоционально

откликаются.

Соглашаются принять участие в игре.

Дети

смотивированы

на предстоящую

деятельность

2.Планирование

игры

Задачи:

- знакомить детей

с игровыми

правилами и

игровыми

действиями;

- воспитывать

желание играть в

командах,

объединяться по

договорённости

- объяснение

-демонстрация

Воспитатель подводит детей к зоне, вкоторой на столе вразброс разложеныкартинки с изображением вершков и корешков овощей.

- Ребята, для игры нам надо объединиться в две команды. Одна группа будет называться «Вершки», а другая «Корешки».

Договоритесь, кто с кем хочет быть в команде.

Дети по договорённости объединяются в команды.

У нас на столе лежат картинки с изображением вершков и корешков растений – овощей.

- Дети первой группы возьмут в руку по вершку, а дети второй – по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши) вы все разбежитесь по группе и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку – корешок.

- Побеждаеткоманда, которая больше и правильно  соберёт пар вершков и корешков. Договорились?

Дети слушают

педагога, отвечают

на поставленные

вопросы.

Запоминают

правила и действия

игры.

Дети объединяются

в команды по

договорённости

Дети знают

игровые правила

и игровые

действия.

Дети проявляют

желание играть в

командах,

объединяться по

договорённости

3.Реализация

игры

- формировать у

детей

представления о

внешнем виденекоторых

овощей;

- учить различать вершки и корешки овощей;

-развивать

умение

соблюдать

правила игры;

- развивать умение группировать овощи по заданному признаку;

- воспитывать

желание играть в

командах,

представлять

общий результат

игры

Демонстрация

Рассказ

Беседа

Объяснение

Игра

Воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются.

- Раз, два, три – свою пару найди!

Дети встают в пары.

- Давайте проверим, правильно ли вы нашли друг друга.

- Данил, какую картинку ты выбрал? (Вершки)

- А ты, Рома? (Корешки)

- Какой овощ у вас получился? (морковь)

- Что съедобно в этом овоще?

Дети отвечают (корешки)

-Да, ребята, правильно, корешки моркови сидят под землёй, в ней очень много витаминов .Такие как А,  В, Е, аскорбиновая кислота , которые очень полезны для наших глаз.

-Молодцы, ребята!

- Миша и Самира, а у вас какой овощ получился? (помидор)

- Что съедобно в этом овоще?

Дети отвечают (корешки)

- Правильно, ребята, помидор – это вершки.

Стебли у помидоров заканчиваются цветочной кистью и дальнейший рост стебля прекращается. Также помидоры очень много содержат полезных минералов(кальций) –который  человеку очень нужен для строения и укрепления костей,

- Помидоры растут в теплице, хотя можно их выращивать на грядках. Но они боятся холодов.

- Вика и Стефания, а у вас что? (лук)

- Что съедобно в этом овоще?

Дети отвечают (корешки и вершки)

-Ребята, в луке полезны и вершки, и корешки. Вершки лука – это зелёные пёрышки. Они настолько полезны для нашего организма, что невозможно перечислить! Кто болеет простудными заболеваниями, должен кушать зелёный лук. Он укрепляет иммунитет и усиливает наши защитные свойства.

- Корешок лука называют «репчатым луком». Он похож на репку. Он также укрепляет организм, усиливает иммунитет, а также питает мозг человека. Поэтому репчатый лук обязательно надо включать в блюда.

- Оксана и Вика, у вас какой овощ? (Кабачок)

- Что в нём съедобно? (вершки)

- Кабачок похож на огурец своей вытянутой формой, только он больше по величине. Также кабачок похож на тыкву своей величиной и внутренним строением, семенами. Кабачок хорошо растёт в тёплую погоду. Это очень полезный овощ!

- Ребята, в конверте лежали дополнительные карточки вершков и корешков. Предлагаю вам разложить их на столе – к каждому вершку положить корешок.

Дети выполняют задание, воспитатель намеренно допускает ошибку в одной из пар картинок.

- Давайте назовём овощи, которые выросли на нашей грядке.

- Это картофель, баклажан, свёкла, чеснок.

- А это что за чудо-юдо? Чей корешок? Чей вершок?

- Корешок – редис, а вершок – свёкла.

- Исправим ошибку.

- А эта ошибка дала мне идею для игры. Сейчас одна команда соберёт пары овощей, запутав их вершки и корешки, а вторая наведёт порядок. Потом поменяемся.

Дети принимают участие в игре.

- Итак, ребята, Незнайка был прав, у некоторых овощей съедобны вершки, у других – корешки, а у третьих и то, и другое.

- Давайте соберём овощи в корзину.

Воспитатель кладёт на пол два обруча, пересекая их в центре.

- Вот корзина. В красный отсек корзины надо положить овощи, у которых съедобны вершки. В синий отсек – овощи, у которых съедобны корешки. И какие овощи окажутся на пересечении отсеков?

- Правильно, это будут овощи, у которых съедобны и вершки, и корешки.

Дети под музыку выполняют задание.

- Какие овощи оказались в красном отсеке?

- Горох, огурец, баклажан, перец.

- Почему? (У них съедобны вершки).

- Какие овощи оказались в синем отсеке корзины?

- Репа, морковь, картофель.

- Почему? (У них съедобны корешки).

- И какие овощи оказались на пересечении отсеков?

- Лук, чеснок.

- Почему? (У них съедобны и корешки).

- Сосчитайте

-Сегодня победила первая команда,

молодцы!

-Ребята, давайте поаплодируем победителям.

- А вторая команда не расстраивается, в следующий раз вы будете внимательнее и одержите победу.

Дети слушают

воспитателя, участвуют в игре.

Дети проверяют

результаты

группировки.

Дети знают о внешнем виде некоторых

овощей.

Дети умеют

соблюдать

правила игры.

Дети умеют различать вершки и корешки овощей.

Дети проявляют

желание играть в

команда.

Дети умеют группировать овощи по заданному признаку.

4.Подведение

итогов

Задача:

Формировать

умение

анализировать

процесс и

результат

игровой

деятельности,

формулировать

вывод

Беседа

Чтение

художественного

слова

Демонстрация

Похвала

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.

-Ребята, теперь жители Цветочного города смогут определиться, какие именно овощи посадят в своём огороде. Передадим корзину Незнайке и напишем ответное письмо.

- Ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение про овощи. Написала его Татьяна Шорыгина.

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.

Умывал их дождик теплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свекла —
Становилась плотной, алой.

И питал их день за днем
Влажный рыхлый чернозем.

Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.

Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!

- Ребята, названия каких овощей вы услышали?

- Ребята, как вы считаете, вам удалось выполнить правила игры?

- Хочу похвалить вас, вы сегодня все очень старались. Полина никого не перебивала, а Рома не отвлекался. Мне понравилось как внимательно слушал Миша.

-Молодцы, ребята!

Дети слушают

воспитателя,

отвечают на

вопросы,

принимают участие

в формулировке

вывода

Дети умеют

анализировать

процесс и

результат игровой

деятельности,

формулировать

вывод

5 Открытость

Задача:

Смотивировать

детей на

самостоятельную

деятельность в

режимных

моментах

Демонстрация

Поручение

- Ребята, я приготовила для вас замечательные раскраски с изображением овощей. Я положу их в центр рисования, и, когда захотите, вы сможете раскрасить их.

Дети слушают

воспитателя.

Благодарят за

раскраски.

Дети

смотивированы

на

самостоятельную

деятельность в

режимных моментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Вершки- корешки"

Настольная дидактическая игра для детей младшего возраста "Вершки- корешки" изготовлена из фетра....

Дидактическая игра "Вершки-корешки".

Цель: закрепить знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некотрых овошей съедобные и вершки и корешки. Упражнять в составлении целого растения из...

Дидактическая игра "Вершки - корешки"

Дидактическая игра "Вершки - корешки" разработана для старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности.Цель игры: учить сопоставлять цифру с количеством предметов.Ход игр...

Презентация к дидактической игре "Вершки - корешки"

Дидактическая игра «Вершки и корешки» в старшей и подготовительной к школе группах.Перед началом игры педагог зачитывает воспитанникам сказку «Мужик и медведь». Дети обсуждают ...

Конструкт дидактической игры "Что для чего"

Конструкт № 3Вид деятельности: дидактическая играТема: «Что для чего?»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физ...