УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
картотека (младшая группа)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

Построить забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 - 10.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

        

Сделать трубочку.        .

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
  2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ) и взять ее губами.

Комплекс упражнений

для звуков С, З, Ц.

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (она едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка).

1. Выработка воздушной струи.

Загнать мяч в ворота.Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания.

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания,.

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щеки.

3.Следить; чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Трубочка.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх и подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Методические указания.

  1. Постепенно удлинять выдох.
  2. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вырабатывать умение удерживать язык за нижними резцами.

Лопатка или блинчик (сделать язык широким).

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать  его в таком положении  под счет от 1 до   5-10.

Методические указания.

1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3.Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4.Боковые края языка должны касаться углов рта.

5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Почистим зубы.

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.        

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Мостик (горка).

Цель. Выработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами.

Описание. Рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания.

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Язык должен быть широким.

Катушка.

Цель. Выработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами.

Описание. Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Методические указания.

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Язык должен быть широким.

Киска сердится.

Цель. Помочь ребенку осознать положение кончика языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку. Удерживать в таком положении от 1 до 5, затем убрать язык вглубь рта, не отрывая от зубов кончик языка. Выполнять упражнение 5-10 раз.

Методические указания.

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Язык должен быть широким.
  3. Следить, чтобы вдоль языка образовывался желобок.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

Построить забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 - 10.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

        

Сделать трубочку.        .

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
  2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ) и взять ее губами.

Комплекс упражнений

для звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка.

1. Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания,.

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щеки.

3.Следить; чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Фокус.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2. Укреплять мышцы, вырабатывать подъем языка вверх.

    Растягивать     подъязычную связку.

Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания.

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Лопатка или блинчик.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать  его в таком положении  под счет от 1 до   5-10.

Методические указания.

   1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

   2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

   3.Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

   4.Боковые края языка должны касаться углов рта.

   5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Лошадка (пощелкать кончиком языка).

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания..

1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3.Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить, ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Грибок.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания.

    1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

    2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

    3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

    1.Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

    2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.

    3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш, ж, ч, щ, р, л.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Чашечка.        

Цель. Выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и         направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Рот широко раскрыть. Широкий передний край языка поднять вверх, боковые края языка должны касаться уголков рта. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания. 

  1. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.
  2. Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнениям «Лопатка», «Фокус».

Чашечка (в полости рта).

- как предыдущее, только язык находится во рту и приближен к альвеолам.

Парус.

- как «Чашечка в полости рта», только дуем на кончик языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Уважаемые родители и педагоги!Перед вами многовариантная игра, которая в интересной форме поможет:Развивать внимание, память и мышление вашего ребенка.Развивать и обогащать словарный запас и кру...

Материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков....

Задания для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

Материалы предназначены для самостоятельной работы после постановки звука логопедом...

Стихотворения и скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Речевой материал, который могут использовать родители, логопеды и воспитатели. Матераил предназначен для этапа диффернциации свистящих и гипящих....

Стихотворения для автоматизации свистящих и шипящих звуков

стихи автоматизация свистящих и шипящих...

Игровые упражнения для автоматизации свистящих и шипящих звуков

Игровые упражнения для автоматизации свистящих и шипящих звуков...