Конспект занятия на тему: "Цепочки в лесу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Людмила Владимировна Маричева

Конспект занятия по экологическому развитию в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_tsepochki_v_lesu.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

      346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5                                т. 26-00-31                                e-mail dou28@shakhty-edu.ru

        .

                             Согласовано:
                                                              Зам. заведующего по ВМР:
                                                                   _______________ О.А.Котова
                                                                    “___”________________2023 г.

 

Конспект ООД по экологическому развитию

в подготовительной группе

                             тема: «Цепочки в лесу»

                                                                Составитель:
                                                                               Маричева Людмила
                                                                               Владимировна

                                                   2023 год


Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Задачи:

Образовательные:
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.

Развивающие:
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.

Воспитательные:
- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию:  Рассказ "Цепочки в лесу" из книги "Экология в картинках", бумажные цепочки из трех звеньев, презентация, изображения животных, которые упоминаются в рассказе, д/и "Пищевые цепочки".
Ход занятия.
Воспитатель:
 Ребята,сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь сами прослушав загадку:

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайцы, волки, кабаны…  (Лес)
Воспитаель: Каких обитателей леса вы знаете? (заяц, волк, медведь, кабан, лиса, лось) -Каких животных называют хищниками? (у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши) Почему? (охотятся на других животных)

-Каких животных называют травоядными? (которые поедают растительную пищу)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес письмо из леса от старика Лесовика, сейчас мы его прочтем:

        Здравствуйте, дорогие ребята. Только вы сможете помочь справиться с бедой, которая случилась в моем лесу! Злой волшебник заколдовал лес и животные перестали питаться как прежде: зайцы волков едят, а ежики за лисицами гоняются! Разберитесь в этой путанице и в своем письме расскажите, кто же кого и что есть должен.
Ой, а тут ещё лежит цепочка, но она почему-то порвана.

Воспитатель: Поможем ребята? Давайте заглянем с вами в лес и цепочку возьмём с собой, может быть там мы с вами найдём ответ и поймём, почему она порвалась. 
Ребята, а вы бывали в лесу?

На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.

Похож ли лес на многоэтажный дом?

Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Кто живет в этом доме на разных этажах?

У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.

В какое время года в лесу можно встретить гусениц и жуков?

Где они зимой?

На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.

А кто еще в лесу питается семенами, орехами, желудями?

А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.

Какие животные едят траву, листья, кору?

И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!

Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Как вы думаете, кто приглядывает за жуками, гусеницами и мышами?

Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.

Почему дятла называют доктором?

Зачем он долбить дырку?

Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.

Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.

Каких вы знаете крупных охотников?

Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить.

И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.

Почему животные друг от друга зависят?

Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.

Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.

Какие растения растут в лесу?

Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.

Кто питается растениями?

Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.

Третье звено - охотники. Самые разные.

Какие охотники живут в лесу?

Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множство мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.

Почему лиса поглядывает на мышей и зайцев сверху вниз?

И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.

А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.

Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
Ребята, а вы помните про цепочку, которую нам прислал старик-Лесовик? Как вы думаете, почему она порвалась?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и немного подвигаться.
Физкультминутка “Старик-Лесовик”
Жил под ёлкой старичок,

Старичок – Лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания),

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо и руки),

Подметал потом он хатку (движения подметания),

Застилал свою кроватку («застилают» руками).

Утром выполнял разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),

И торопился на тропинку (подходят к столам).
Воспитатель: Вот и мы с вами вышли на тропинку. А теперь, ребята, я предлагаю вам самим построить пищевые цепочки.

Д/и "Пищевые цепочки"
Воспитатель: 
  Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям).
Какой вывод должны были сделать китайцы?      
Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных всех их надо беречь.
Стихотворение «Про Всех На Свете».   (Б.Заходер)

Все – все, все                                                                                                                                               На свете,                                                                                                                                         На свете нужны,                                                                                                                                     И мошки,                                                                                                                                         Не меньше нужны,                                                                                                                         Чем слоны.                                                                                                                    Нужны все на свете!                                                                                                                      Нужны все подряд –                                                                                                                             Кто делает мёд,                                                                                                                             И кто делает яд.

Нельзя обойтись                                                                                                        Без чудищ нелепых                                                                                                                            И даже без хищников –                                                                                                                        Злых и свирепых.                                                                                                                                  Плохие дела,                                                                                                                                   У кошки без мышки,                                                                                                                    У мышки без кошки,                                                                                                                    Не лучше делишки.

Да если мы с кем – то                                                                                                     Не очень дружны,                                                                                                                  Мы все – таки ОЧЕНЬ                                                                                                                      Друг другу нужны.                                                                                                                        А если нам кто – нибудь                                                                                                                   Лишним покажется,                                                                                                                         То это, конечно,                                                                                                                 Ошибкой окажется…

Все – все, все                                                                                     
На Свете                                                                                                                                     На Свете нужны,                                                                                                                                     И это все дети                                                                                                                                  Запомнить должны!!!  
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы сохранить живые цепочки и не нанести вред природе?

Дети называют правила сохранения живых цепочек в лесу:                                                                         ! Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.                                                                        ! Беречь деревья. Они кормят лесных жителей.                                                                                       ! Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным.                         ! Не обижать животных.                                                                                                           ! Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?                                                                        Ответы детей...                                                                                                                             Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?                                                            Ответы детей...                                                                                                                             Воспитатель: Какое задание вам показалось самым трудным?                                                Ответы детей...                                                                                                                             Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы.
Давайте вернемся в группу и напишем старичку Лесовику письмо, о том, что выяснили сегодня, это должно вернуть в лес всё на свои места.
Пишут письмо старику-Лесовику.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Конспект занятия «Жизнь диких животных в лесу зимой»

Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию «Жизнь диких животных в лесу зимой» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по физкультуре "Прогулка в лесу"

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе детского сада...

Конспект занятия по математике "Прогулка по лесу"

Занятие для дошкольников старшей группы. Закрепление умения группировать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, знание цифрового ряда, умения соотносить количество и цифру.  Работа с LEG...

конспект занятия по безопасности "Пожар в лесу"

Цель. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня. Развивать...

конспект занятия по аппликации "Звери в лесу" подготовительная группа и презентация к занятию

Конспект занятия по аппликации "Звери в лесу". Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - аппликация из резанных шерстянных ниток. прилагается презентация...

Конспект занятия по математике «Осенью в лесу» (итоговое занятие за полугодие в средней группе)

Конспект занятия по математике   «Осенью в лесу»(итоговое занятие за полугодие в средней группе)...