Виртуальная экскурсия по городу «Чеховский Таганрог» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Буханцева Ольга Викторовна

Материал познакомит с историческими местами, в период жизни Антона Чехова в его родном городе Таганроге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия по городу

 «Чеховский Таганрог»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Вызвать интерес к знакомству с жизнью А. П. Чехова в Таганроге, развивать чувство гордости за наш город.

Задачи. Расширять и закреплять знания детей о жизни А. П. Чехова в Таганроге. Обогащать словарный запас детей. Содействовать воспитанию интереса к родному городу, к культурному наследию.

Ход экскурсии.

Как называется город, в котором мы с вами живем?

Наш Таганрог красивый город. История его насчитывает более трёх веков. За прошедшие столетия город успел побывать воином, купцом, промышленником. И так сложилось, что судьба его тесно связана с судьбами многих выдающихся людей, чьими именами гордится Россия. Но самое яркое имя в их ряду, имя, подарившее городу известность — Антон Павлович Чехов. Во всем мире считается, что Таганрог – Чеховский город! Как вы думаете, почему?

А какие места в городе связаны с именем А. П. Чехова?

Вы назвали ни так много мест, их значительно больше.

Давайте отправимся в путешествие по городу, побывает там, где бывал Чехов и поймем, почему же Таганрог – Чеховский город.

Прежде чем познакомиться с жизнью Антона Павловича поговорим о его родителях.

Слайд 2.

Отца Антона Чехова звали Павел Егорович.

Он родился крепостным крестьянином. Грамоту получал в сельской школе, учился пению и игре на скрипке. Шестнадцатилетним парнишкой был выкуплен на волю своим отцом, занимался продажей быков. Когда Павлу Егоровичу исполнилось 19 лет отец определил сына к таганрогскому купцу И. Е. Кобылину, который приучил его к торговле по конторской части. В этом доме он прожил 10 лет, а потом открыл собственную лавку «с чаем, сахаром и другими товарами». Этот дом находится на центральной улице нашего города – на улице Петровской.

Тогда же он познакомился, а потом женился на купеческой дочери Евгении Яковлевне, которая и стала мамой Антоши.

Слайд 3.

Чехова (Морозова) Евгения Яковлевна (1835 — 1919г), - мать А. П. Чехова, обучалась недолго грамоте дома. Ее отец умер, когда девочке еще даже не исполнилось 12 лет. В связи с этим, она вместе со своей сестрой и матерью были вынуждены переехать в Таганрог. Именно здесь ее отдали в «институт благородных девиц» имени мадам Куриловой, где ее обучали танцам, хорошим манерам и тону.

Она жила в этом доме. Здесь Евгения Яковлевна выходит замуж за Павла Егоровича.

Слайд 4.

Теперь отправимся на улицу Чехова. Раньше она называлась Полицейская. Мы с вами видим маленький флигель. Он принадлежал купцу А. Гнутову. Сюда переезжает семья начинающего купца Павла Егоровича Чехова. Отец целые дни проводил в бакалейной лавке, мать, Евгения Яковлевна, хлопотала по хозяйству и воспитывала двоих сыновей — четырёхлетнего Сашу и двухлетнего Колю. Ожидали рождения третьего.

29 (17) января 1860 года на свет появился Антон.

Слайд 5.

Сейчас здесь находится музей. Зайдем в него.

Это гостиная. Комната служила Чеховым одновременно гостиной, столовой и рабочим кабинетом отца. По утрам здесь молились. За столом семья собиралась во время завтраков, обедов и ужинов. Здесь же принимали гостей.

Это спальня родителей. Это самая маленькая по площади жилая комната. Именно в этой комнате и появился на свет Антоша.

Следующая комната – детская.

Детская комната скромно и уютно обставлена. К моменту рождение Антона в ней подрастали два его старших брата пятилетний Александр и двухлетний Николай. Малыши спали на одной кровати.

В доме была и кухня.

Много времени на кухне проводила Евгения Яковлевна Чехова, молодая, но уже опытная хозяйка.

Слайд 6.

Недалеко от Полицейской улицы, где родился писатель, на Соборной площади находился Успенский собор, где спустя десять дней, крестили мальчика и где когда-то венчали его родителей.

Сейчас Октябрьская площадь ничем не напоминает Соборную.

Слайд 7.

Со временем в домике на Полицейской улице семье с тремя детьми и приходящей няней стало тесно. К тому же вновь ожидалось прибавление. Оставив Полицейскую улицу, Чеховы переезжают в переулок с таким же названием. Здесь в доме родственников, Евтушевских, родился их четвёртый сын Иван.

Слайд 8.

Через некоторое время всё семейство вновь возвращается на Полицейскую улицу, но теперь в дом священника Говорова (дом не сохранился). Здесь родилась дочь Мария.

Однако и эту квартиру пришлось оставить. Некоторое время семья жила в доме деда, Егора Михайловича, в Донском переулке.

Вскоре Павлу Егоровичу удалось найти квартиру на центральной улице города. Сюда же, в дом купца Третьякова (ул. Петровская, 43), он перенес свою торговлю. В этом доме и сегодня на первом этаже располагаются магазины.

А тогда одна из дверей открывалась в лавку Павла Егоровича, и входящего сразу же окутывали чайные ароматы. С домом Третьякова многое связано в таганрогской жизни Чеховых. Это рождение еще одного сына — Михаила, признание отца купцом.

Вспомним, сколько теперь детей в семье Чеховых: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.

Слайд 9.

Годы учёбы Коли и Антоши в греческой школе — учебном заведении весьма своеобразном не оставили в головах братьев никаких знаний.

Здание греческой школы сохранилось до наших дней (ул. Греческая, 54), но из-за многочисленных перестроек, длившихся все последующие годы, сегодня его невозможно узнать даже в самых общих чертах.

Слайд 10.

Тем временем к Таганрогу подводили ветку железной дороги, многие торговцы устремились к новому зданию вокзала в надежде на приток покупателей. Район привокзальной площади, быстро застраивался. Воодушевлённый предполагаемыми барышами и возможными перспективами, в 1869 году Павел Егорович переселился с семьёй в этот быстро растущий новый торговый центр. У купца Моисеева на Монастырской улице он снял двухэтажный особняк с магазином на первом этаже.

Слайд 11.

Сейчас в этом доме музей «Лавка Чехова». Это двухэтажное здание. Над дверью вывеска «Чай. Сахар. Кофе и другие колониальные товары».

Слайд 12.

Открыв тяжелую дверь, мы с вами попадает в бакалейную лавку. На прилавке различные товары.

На первом этаже находится столовая.

Здесь же по вечерам проходили репетиции хора кузнецов, организованного П. Е. Чеховым.

Еще одна комната на первом этаже – это кухня.

На втором этаже гостиная, комната родителей, детская комната.

Немало времени пришлось провести братьям Чеховым в этой лавке в качестве "хозяйского глаза". Но Антону доставалось больше других: уж очень хорошо умел он обходиться с покупателями. Перед взором наблюдательного мальчика здесь проходили разные люди: важные слуги именитых семейств, извозчики, монахи, небогатые помещики, приезжающие в город по делам и другие. Впоследствии лавочные впечатления нашли отражения в рассказах.

Слайд 13.

Семья Чеховых. Таганрог, 1874 г. Сидят слева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.

Семья 14.

Много огорчений доставляли Антону и его братьям спевки церковного хора, проходившие в примыкавшей к лавке комнате поздними вечерами, когда другие дети давно видели сны. По праздникам этот хор в любую погоду отправлялся через весь город в греческий монастырь, Успенский собор или Крестовоздвиженскую церковь при дворце Александра I. Отец не делал скидок ни на возраст, ни на здоровье детей, ни на погоду. "Когда я и два моих брата, стоя посреди церкви, пели трио, все окружающие смотрели на нас с умилением и завидовали нашим родителям, мы же чувствовали себя маленькими каторжниками", — вспоминал А.П.Чехов.

Нет в сегодняшнем Таганроге Успенского собора, нет Греческого монастыря, разрушенных в 30-е годы XX в.

Слайд 15.

К моменту переселения Чеховых в дом Моисеева старшие сыновья уже учились в таганрогской мужской гимназии: Саша в третьем классе, Коля и Антон — в первом. Через два года гимназистом стал и Иван. Каждое утро они все в одинаковых форменных мундирчиках отправлялись в высокое двухэтажное здание на соседней улице, именовавшейся Гимназической. Сейчас улица называется Октябрьской, а в здании гимназии расположен Литературный музей А.П.Чехова.

Слайд 16.

Здесь А. П. учился 10 лет. Это парадный вход, в былые времена закрытый от воспитанников.

В просторном холле, можно увидеть любопытное окошко в стене. В нем можно разглядеть стол и стул. Это карцер для нерадивых гимназистов, прогуливавших уроки, не выполнявших домашние задания, грубивших старшим и одевавшимся не по форме. Запереть туда могли на время от трех до восьми часов, а потом непременно сообщали о проступке родителям.

На втором этаже актовый зал. В нем гимназисты сдавали экзамены, в холодные времена года занимались гимнастикой, собирались на утреннюю молитву. Здесь же проходили музыкальные и литературные вечера.

На втором этаже расположены классы. Ученики все время находились в одном помещении, куда приходили разные учителя. В классе можно увидеть и географические карты, и физические приборы, и учебники по древним языкам...

Слайд 17.

Настоящим праздником для гимназиста Чехова было посещение городского театра, куда он впервые попал в тринадцатилетнем возрасте. Действо, разыгрываемое на театральных подмостках, поразило будущего драматурга настолько, что поклонником этого искусства он остался до конца своих дней. Театр появился в Таганроге давно, а когда Антоше исполнилось 5 лет на центральной улице было выстроено новое здание театра. Сейчас театр носит имя А.П.Чехова.

Слайд 18.

Театральные впечатления пробудили актёрские способности юного Чехова и подтолкнули его к лицедейству. Мальчик постоянно разыгрывал родных, был инициатором домашних спектаклей, актёром и постановщиком настоящих драматических представлений, часто проходивших в доме его гимназического товарища А.Дросси, жившего на Николаевской улице, сейчас это улица Фрунзе. В доме Андрея Дросси был организован настоящий любительский театр. В большой гостиной находилось артистическое помещение. Там был яркий занавес с наклеенными попугаями и жар-птицей. В другой комнате хранился театральный реквизит. Публике выдавали билеты с номерами мест. В этом доме разыгрывались настоящие театральные представления, неизменным участником которых был А. П. Чехов.

Физкультминутка

В каком месяце родился А. П.? Январь – это какое время года? Зимой часто идет снег.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Слайд 19.

Дом Лободы. В этом доме жил дальний родственник Чеховых купец Лобода, который занимался торговлей тканей. Из всех детей Чеховых он больше всего любил Антона. Ему одному он дарил материал на одежду, из которой Антон, учась в портняжной мастерской, шил себе штаны и жакеты.

Слайд 20.

Семья Чеховых жила во многих домах города. Свой собственный дом Павел Егорович строил несколько лет, но средств не хватило. Вот этот дом. Он получился тесным и неудобным.

Слайд 21.

Рядом с новым домом Чеховых стоит дом грека Дмитрия Ивановича Агали. Семьи Агали и Чеховых были знакомы и дружили. Дочь Агали Олимпиада, была подруга Марии Павловны Чеховой. Антон Чехов писал письма Липочке из Москвы, а став взрослым человеком бывал у нее в гостях.

Слайд 22.

Новая лавка Павла Егоровича, разместившаяся в колоннаде торговых рядов на Александровской площади (ныне Красная площадь), ожидаемых прибылей не давала. Выплачивать купеческую гильдию отец больше не мог, а спустя год вынужден был тайно покинуть город, чтобы не оказаться в долговой тюрьме. Вскоре вслед за ним уехала из Таганрога и мать с младшими детьми. Шестнадцатилетний Антон остался в родном городе в одиночестве без средств к существованию.

Слайд 23.

Но трудности не сломили Антона, не сделали мрачным. Его хватало на всё: на учёбу (в старших классах Чехов учился гораздо лучше, чем прежде), репетиторство, посещение общественной библиотеки, прогулки по набережной и по аллеям городского сада. Несмотря на безденежье и занятость, Чехов не оставлял своего главного увлечения и посещал театр. Немало было отдано им и другому страстному увлечению — чтению на уроках в гимназии, в библиотеке. Первая общественная библиотека располагалась при городской Управе. (ул. Греческая, 55)

Уехав из Таганрога, писатель участвовал в комплектовании городской библиотеки: до последних дней своих посылал в Таганрог сотни книг, завещал городу свою личную библиотеку. В 1904 году таганрогской библиотеке было присвоено имя Чехова, а спустя десять лет появилось новое здание, построенное по проекту архитектора Ф.Шехтеля, друга писателя

Слайд 24.

Любил Антон со своими товарищами гулять и по городскому саду – сейчас это парк культуры и отдыха. В саду даже была гимназическая аллея, которая была свидетельницей сердечных увлечений гимназистов, в том числе и Антона.

Слайд 25.

Таганрогская биография Антона Чехова была окончена. Но не прервалась его связь с родным городом. Пять раз Антон Павлович посещал Таганрог. Живя вдали от родного города, Чехов мечтал видеть его культурным, красивым, благоустроенным. Дважды жил он в гостинице «Европейской», расположенной на центральной улице города.

Слайд 26.

Антон Павлович был инициатором создания городского исторического музея, первые экспонаты — фотопортреты известных деятелей науки, литературы и искусства — для будущего музея также присланы Чеховым. Именно Чехов предложил разместить музей там, где он сейчас и находится — в красивейшем здании бывшего Коммерческого клуба, расположенного в доме Н.Д.Алфераки, где бывший гимназист слушал скрипачей и пианистов.

Слайд 27.

К 200-летию Таганрога городская общественность решила установить памятник основателю города Петру I. Чехов внёс пожертвования на памятник и привлёк к сбору средств уроженцев Таганрога и выпускников гимназии. Кроме того, писатель взял на себя переговоры со скульптором М.М.Антокольским, жившим в Париже. Благодаря хлопотам и заботам Чехова, памятник Петру I был открыт в 1903 г. на Петровской улице у входа в городской сад. Сегодня величественная скульптура основателя города возвышается на мысу против гавани и издалека видна приходящим в порт кораблям.

Слайд 28.

Вновь вернёмся на бывшую Полицейскую улицу, в то место, где она пересекает Александровскую площадь. В 1934 г. на этом месте был разбит Чеховский сквер. 29 января 1960 г. в сквере был открыт памятник А.П.Чехову в честь столетия со дня его рождения. Скульптор И.М.Рукавишников изобразил писателя молодым, таким, каким запомнил его Таганрог.

Слайд 29.

Бюст А. П. Чехову есть и около Домика, где он родился. Он был открыт к 75-летию писателя. Скульптор Морозов.

Слайд 30.

Сейчас по всему городу появляются скульптурные композиции по сюжетам рассказов А. П. Чехова. Эта композиция вам хорошо знакома. Она находится у входа в Центральный парк. Композиция «Египетская пирамида» к рассказу «Каштанка», композиция «Толстый и тонкий» у здания «Лавки».

Слайд 31.

Когда вы будете учиться в школе, вы прочитаете много рассказов А. П. Вы узнаете, кто такой Человек в футляре, скульптура которому стоит возле Литературного музея, почему девушка оказалась в футляре от контрабаса – рассказ «Роман с контрабасом», о чем разговаривают Толстый и Тонкий.

Слайд 32.

Вы обязательно прочитаете пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», а пока, прогулявшись по новой набережной, можете посидеть на лавочке рядом с А. П. Чеховым.

Перечислите места связанные с именем А. П. Чехова. Я очень надеюсь, что вам понравилось путешествие и на память я хочу подарить вам картинки с изображением Домика Чехова, где родился наш земляк. Вы их раскрасьте, а в выходные дни обязательно побывайте там с родителями.



Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия по городу

 «Чеховский Таганрог»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Вызвать интерес к знакомству с жизнью А. П. Чехова в Таганроге, развивать чувство гордости за наш город.

Задачи. Расширять и закреплять знания детей о жизни А. П. Чехова в Таганроге. Обогащать словарный запас детей. Содействовать воспитанию интереса к родному городу, к культурному наследию.

Ход экскурсии.

Как называется город, в котором мы с вами живем?

Наш Таганрог красивый город. История его насчитывает более трёх веков. За прошедшие столетия город успел побывать воином, купцом, промышленником. И так сложилось, что судьба его тесно связана с судьбами многих выдающихся людей, чьими именами гордится Россия. Но самое яркое имя в их ряду, имя, подарившее городу известность — Антон Павлович Чехов. Во всем мире считается, что Таганрог – Чеховский город! Как вы думаете, почему?

А какие места в городе связаны с именем А. П. Чехова?

Вы назвали ни так много мест, их значительно больше.

Давайте отправимся в путешествие по городу, побывает там, где бывал Чехов и поймем, почему же Таганрог – Чеховский город.

Прежде чем познакомиться с жизнью Антона Павловича поговорим о его родителях.

Слайд 2.

Отца Антона Чехова звали Павел Егорович.

Он родился крепостным крестьянином. Грамоту получал в сельской школе, учился пению и игре на скрипке. Шестнадцатилетним парнишкой был выкуплен на волю своим отцом, занимался продажей быков. Когда Павлу Егоровичу исполнилось 19 лет отец определил сына к таганрогскому купцу И. Е. Кобылину, который приучил его к торговле по конторской части. В этом доме он прожил 10 лет, а потом открыл собственную лавку «с чаем, сахаром и другими товарами». Этот дом находится на центральной улице нашего города – на улице Петровской.

Тогда же он познакомился, а потом женился на купеческой дочери Евгении Яковлевне, которая и стала мамой Антоши.

Слайд 3.

Чехова (Морозова) Евгения Яковлевна (1835 — 1919г), - мать А. П. Чехова, обучалась недолго грамоте дома. Ее отец умер, когда девочке еще даже не исполнилось 12 лет. В связи с этим, она вместе со своей сестрой и матерью были вынуждены переехать в Таганрог. Именно здесь ее отдали в «институт благородных девиц» имени мадам Куриловой, где ее обучали танцам, хорошим манерам и тону.

Она жила в этом доме. Здесь Евгения Яковлевна выходит замуж за Павла Егоровича.

Слайд 4.

Теперь отправимся на улицу Чехова. Раньше она называлась Полицейская. Мы с вами видим маленький флигель. Он принадлежал купцу А. Гнутову. Сюда переезжает семья начинающего купца Павла Егоровича Чехова. Отец целые дни проводил в бакалейной лавке, мать, Евгения Яковлевна, хлопотала по хозяйству и воспитывала двоих сыновей — четырёхлетнего Сашу и двухлетнего Колю. Ожидали рождения третьего.

29 (17) января 1860 года на свет появился Антон.

Слайд 5.

Сейчас здесь находится музей. Зайдем в него.

Это гостиная. Комната служила Чеховым одновременно гостиной, столовой и рабочим кабинетом отца. По утрам здесь молились. За столом семья собиралась во время завтраков, обедов и ужинов. Здесь же принимали гостей.

Это спальня родителей. Это самая маленькая по площади жилая комната. Именно в этой комнате и появился на свет Антоша.

Следующая комната – детская.

Детская комната скромно и уютно обставлена. К моменту рождение Антона в ней подрастали два его старших брата пятилетний Александр и двухлетний Николай. Малыши спали на одной кровати.

В доме была и кухня.

Много времени на кухне проводила Евгения Яковлевна Чехова, молодая, но уже опытная хозяйка.

Слайд 6.

Недалеко от Полицейской улицы, где родился писатель, на Соборной площади находился Успенский собор, где спустя десять дней, крестили мальчика и где когда-то венчали его родителей.

Сейчас Октябрьская площадь ничем не напоминает Соборную.

Слайд 7.

Со временем в домике на Полицейской улице семье с тремя детьми и приходящей няней стало тесно. К тому же вновь ожидалось прибавление. Оставив Полицейскую улицу, Чеховы переезжают в переулок с таким же названием. Здесь в доме родственников, Евтушевских, родился их четвёртый сын Иван.

Слайд 8.

Через некоторое время всё семейство вновь возвращается на Полицейскую улицу, но теперь в дом священника Говорова (дом не сохранился). Здесь родилась дочь Мария.

Однако и эту квартиру пришлось оставить. Некоторое время семья жила в доме деда, Егора Михайловича, в Донском переулке.

Вскоре Павлу Егоровичу удалось найти квартиру на центральной улице города. Сюда же, в дом купца Третьякова (ул. Петровская, 43), он перенес свою торговлю. В этом доме и сегодня на первом этаже располагаются магазины.

А тогда одна из дверей открывалась в лавку Павла Егоровича, и входящего сразу же окутывали чайные ароматы. С домом Третьякова многое связано в таганрогской жизни Чеховых. Это рождение еще одного сына — Михаила, признание отца купцом.

Вспомним, сколько теперь детей в семье Чеховых: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.

Слайд 9.

Годы учёбы Коли и Антоши в греческой школе — учебном заведении весьма своеобразном не оставили в головах братьев никаких знаний.

Здание греческой школы сохранилось до наших дней (ул. Греческая, 54), но из-за многочисленных перестроек, длившихся все последующие годы, сегодня его невозможно узнать даже в самых общих чертах.

Слайд 10.

Тем временем к Таганрогу подводили ветку железной дороги, многие торговцы устремились к новому зданию вокзала в надежде на приток покупателей. Район привокзальной площади, быстро застраивался. Воодушевлённый предполагаемыми барышами и возможными перспективами, в 1869 году Павел Егорович переселился с семьёй в этот быстро растущий новый торговый центр. У купца Моисеева на Монастырской улице он снял двухэтажный особняк с магазином на первом этаже.

Слайд 11.

Сейчас в этом доме музей «Лавка Чехова». Это двухэтажное здание. Над дверью вывеска «Чай. Сахар. Кофе и другие колониальные товары».

Слайд 12.

Открыв тяжелую дверь, мы с вами попадает в бакалейную лавку. На прилавке различные товары.

На первом этаже находится столовая.

Здесь же по вечерам проходили репетиции хора кузнецов, организованного П. Е. Чеховым.

Еще одна комната на первом этаже – это кухня.

На втором этаже гостиная, комната родителей, детская комната.

Немало времени пришлось провести братьям Чеховым в этой лавке в качестве "хозяйского глаза". Но Антону доставалось больше других: уж очень хорошо умел он обходиться с покупателями. Перед взором наблюдательного мальчика здесь проходили разные люди: важные слуги именитых семейств, извозчики, монахи, небогатые помещики, приезжающие в город по делам и другие. Впоследствии лавочные впечатления нашли отражения в рассказах.

Слайд 13.

Семья Чеховых. Таганрог, 1874 г. Сидят слева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.

Семья 14.

Много огорчений доставляли Антону и его братьям спевки церковного хора, проходившие в примыкавшей к лавке комнате поздними вечерами, когда другие дети давно видели сны. По праздникам этот хор в любую погоду отправлялся через весь город в греческий монастырь, Успенский собор или Крестовоздвиженскую церковь при дворце Александра I. Отец не делал скидок ни на возраст, ни на здоровье детей, ни на погоду. "Когда я и два моих брата, стоя посреди церкви, пели трио, все окружающие смотрели на нас с умилением и завидовали нашим родителям, мы же чувствовали себя маленькими каторжниками", — вспоминал А.П.Чехов.

Нет в сегодняшнем Таганроге Успенского собора, нет Греческого монастыря, разрушенных в 30-е годы XX в.

Слайд 15.

К моменту переселения Чеховых в дом Моисеева старшие сыновья уже учились в таганрогской мужской гимназии: Саша в третьем классе, Коля и Антон — в первом. Через два года гимназистом стал и Иван. Каждое утро они все в одинаковых форменных мундирчиках отправлялись в высокое двухэтажное здание на соседней улице, именовавшейся Гимназической. Сейчас улица называется Октябрьской, а в здании гимназии расположен Литературный музей А.П.Чехова.

Слайд 16.

Здесь А. П. учился 10 лет. Это парадный вход, в былые времена закрытый от воспитанников.

В просторном холле, можно увидеть любопытное окошко в стене. В нем можно разглядеть стол и стул. Это карцер для нерадивых гимназистов, прогуливавших уроки, не выполнявших домашние задания, грубивших старшим и одевавшимся не по форме. Запереть туда могли на время от трех до восьми часов, а потом непременно сообщали о проступке родителям.

На втором этаже актовый зал. В нем гимназисты сдавали экзамены, в холодные времена года занимались гимнастикой, собирались на утреннюю молитву. Здесь же проходили музыкальные и литературные вечера.

На втором этаже расположены классы. Ученики все время находились в одном помещении, куда приходили разные учителя. В классе можно увидеть и географические карты, и физические приборы, и учебники по древним языкам...

Слайд 17.

Настоящим праздником для гимназиста Чехова было посещение городского театра, куда он впервые попал в тринадцатилетнем возрасте. Действо, разыгрываемое на театральных подмостках, поразило будущего драматурга настолько, что поклонником этого искусства он остался до конца своих дней. Театр появился в Таганроге давно, а когда Антоше исполнилось 5 лет на центральной улице было выстроено новое здание театра. Сейчас театр носит имя А.П.Чехова.

Слайд 18.

Театральные впечатления пробудили актёрские способности юного Чехова и подтолкнули его к лицедейству. Мальчик постоянно разыгрывал родных, был инициатором домашних спектаклей, актёром и постановщиком настоящих драматических представлений, часто проходивших в доме его гимназического товарища А.Дросси, жившего на Николаевской улице, сейчас это улица Фрунзе. В доме Андрея Дросси был организован настоящий любительский театр. В большой гостиной находилось артистическое помещение. Там был яркий занавес с наклеенными попугаями и жар-птицей. В другой комнате хранился театральный реквизит. Публике выдавали билеты с номерами мест. В этом доме разыгрывались настоящие театральные представления, неизменным участником которых был А. П. Чехов.

Физкультминутка

В каком месяце родился А. П.? Январь – это какое время года? Зимой часто идет снег.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Слайд 19.

Дом Лободы. В этом доме жил дальний родственник Чеховых купец Лобода, который занимался торговлей тканей. Из всех детей Чеховых он больше всего любил Антона. Ему одному он дарил материал на одежду, из которой Антон, учась в портняжной мастерской, шил себе штаны и жакеты.

Слайд 20.

Семья Чеховых жила во многих домах города. Свой собственный дом Павел Егорович строил несколько лет, но средств не хватило. Вот этот дом. Он получился тесным и неудобным.

Слайд 21.

Рядом с новым домом Чеховых стоит дом грека Дмитрия Ивановича Агали. Семьи Агали и Чеховых были знакомы и дружили. Дочь Агали Олимпиада, была подруга Марии Павловны Чеховой. Антон Чехов писал письма Липочке из Москвы, а став взрослым человеком бывал у нее в гостях.

Слайд 22.

Новая лавка Павла Егоровича, разместившаяся в колоннаде торговых рядов на Александровской площади (ныне Красная площадь), ожидаемых прибылей не давала. Выплачивать купеческую гильдию отец больше не мог, а спустя год вынужден был тайно покинуть город, чтобы не оказаться в долговой тюрьме. Вскоре вслед за ним уехала из Таганрога и мать с младшими детьми. Шестнадцатилетний Антон остался в родном городе в одиночестве без средств к существованию.

Слайд 23.

Но трудности не сломили Антона, не сделали мрачным. Его хватало на всё: на учёбу (в старших классах Чехов учился гораздо лучше, чем прежде), репетиторство, посещение общественной библиотеки, прогулки по набережной и по аллеям городского сада. Несмотря на безденежье и занятость, Чехов не оставлял своего главного увлечения и посещал театр. Немало было отдано им и другому страстному увлечению — чтению на уроках в гимназии, в библиотеке. Первая общественная библиотека располагалась при городской Управе. (ул. Греческая, 55)

Уехав из Таганрога, писатель участвовал в комплектовании городской библиотеки: до последних дней своих посылал в Таганрог сотни книг, завещал городу свою личную библиотеку. В 1904 году таганрогской библиотеке было присвоено имя Чехова, а спустя десять лет появилось новое здание, построенное по проекту архитектора Ф.Шехтеля, друга писателя

Слайд 24.

Любил Антон со своими товарищами гулять и по городскому саду – сейчас это парк культуры и отдыха. В саду даже была гимназическая аллея, которая была свидетельницей сердечных увлечений гимназистов, в том числе и Антона.

Слайд 25.

Таганрогская биография Антона Чехова была окончена. Но не прервалась его связь с родным городом. Пять раз Антон Павлович посещал Таганрог. Живя вдали от родного города, Чехов мечтал видеть его культурным, красивым, благоустроенным. Дважды жил он в гостинице «Европейской», расположенной на центральной улице города.

Слайд 26.

Антон Павлович был инициатором создания городского исторического музея, первые экспонаты — фотопортреты известных деятелей науки, литературы и искусства — для будущего музея также присланы Чеховым. Именно Чехов предложил разместить музей там, где он сейчас и находится — в красивейшем здании бывшего Коммерческого клуба, расположенного в доме Н.Д.Алфераки, где бывший гимназист слушал скрипачей и пианистов.

Слайд 27.

К 200-летию Таганрога городская общественность решила установить памятник основателю города Петру I. Чехов внёс пожертвования на памятник и привлёк к сбору средств уроженцев Таганрога и выпускников гимназии. Кроме того, писатель взял на себя переговоры со скульптором М.М.Антокольским, жившим в Париже. Благодаря хлопотам и заботам Чехова, памятник Петру I был открыт в 1903 г. на Петровской улице у входа в городской сад. Сегодня величественная скульптура основателя города возвышается на мысу против гавани и издалека видна приходящим в порт кораблям.

Слайд 28.

Вновь вернёмся на бывшую Полицейскую улицу, в то место, где она пересекает Александровскую площадь. В 1934 г. на этом месте был разбит Чеховский сквер. 29 января 1960 г. в сквере был открыт памятник А.П.Чехову в честь столетия со дня его рождения. Скульптор И.М.Рукавишников изобразил писателя молодым, таким, каким запомнил его Таганрог.

Слайд 29.

Бюст А. П. Чехову есть и около Домика, где он родился. Он был открыт к 75-летию писателя. Скульптор Морозов.

Слайд 30.

Сейчас по всему городу появляются скульптурные композиции по сюжетам рассказов А. П. Чехова. Эта композиция вам хорошо знакома. Она находится у входа в Центральный парк. Композиция «Египетская пирамида» к рассказу «Каштанка», композиция «Толстый и тонкий» у здания «Лавки».

Слайд 31.

Когда вы будете учиться в школе, вы прочитаете много рассказов А. П. Вы узнаете, кто такой Человек в футляре, скульптура которому стоит возле Литературного музея, почему девушка оказалась в футляре от контрабаса – рассказ «Роман с контрабасом», о чем разговаривают Толстый и Тонкий.

Слайд 32.

Вы обязательно прочитаете пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», а пока, прогулявшись по новой набережной, можете посидеть на лавочке рядом с А. П. Чеховым.

Перечислите места связанные с именем А. П. Чехова. Я очень надеюсь, что вам понравилось путешествие и на память я хочу подарить вам картинки с изображением Домика Чехова, где родился наш земляк. Вы их раскрасьте, а в выходные дни обязательно побывайте там с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие «Знаменитости Таганрога» для детей старшего дошкольного возраста.

расширять знания детей о земляках и знаменитых людях, посещавших Таганрог, развивать разговорную и монологическую речь у детей, формировать умение слушать рассказы детей, обогащать словарный запас дет...

Конспект Виртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны » Для детей старшего дошкольного возраста

КонспектВиртуальная экскурсия в » Музей пожарной охраны »Для детей старшего дошкольного возраста...

Виртуальный познавательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей в сети Интернет на тему: «Школа пешехода»

Дорога-часть нашей жизни и она требует особого, внимательного к ней отношения. Каждое утро мы спешим на работу, отводим детей в детский сад и школу, вечером спешим домой, за покупками, к друзьям и род...

Виртуальный познавательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей в сети интернет, на тему: «Калейдоскоп профессий»

В период дошкольного детства постепенно происходит вхождение маленького ребенка в социальный мир взрослых людей. И от того каким вырастит маленький ребенок, какую профессию он выберет в будущем зависи...

Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»

Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения  новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного пом...

«Виртуальная экскурсия «Путешествие в лиственный лес» для детей старшего дошкольного возраста

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала....