Методическая разработка "Консультация для родителей: "Почему детям нравятся страшные игрушки"
методическая разработка (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

В данной публикации родители найдут ответы на вопрос: почему детей привлекаютстрашные игрушки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_iyun_2323.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»  имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка (консультация для родителей) «Почему детям нравятся страшные игрушки?»

Выполнила: Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

П.г.т. Стройкерамика, 2023 год.

Консультация для родителей «Почему детям нравятся страшные игрушки?»

В последнее время, куда ни глянь, везде дети обсуждают или держат в руках различных монстриков — Хагги Вагги, Килли Вилли, Мамочка Длинные ноги, Картун Кэт, СиреноголовыеРоблокс Радужные друзья, кошмарный Фредди, Адский младенец и другие. От одних только названий становится не по себе. Но почему они так популярны, по какой причине дети просят их купить? Есть как минимум три причины, которые побуждают малышей просить у родителей нестандартные или жутковатые игрушки. И само по себе это не считается чем-то зазорным.

Первая причина очень проста — эти игрушки очень популярны. Но не дети создают эту популярность, а маркетинг той компании, которая их продвигает и продает через мультики и другие методы. А дети, когда они видят, что везде эти игрушки, и у других детей тоже, они тоже их хотят. Им хочется популярную игрушку независимо от того, монстр это или что-то другое. Если мы посмотрим популярные игрушки, это совершенно не обязательно только монстры. Это могут быть те же куклы Barbie или L.O.L. Когда игрушки начинают появляться в мультфильмах и видеоиграх, в магазинах и у других детей, ребенок тоже хочет быть как все.

А ведь действительно, многие игрушки, как, например, Гусь-обнимусь или семейство Хагги Вагги из видеоигры Poppy Playtime, резко обрели популярность. Рост их востребованности скакнул резко, и сейчас уже сложно понять, почему они стали продаваться абсолютно везде — в магазинах, в подземных переходах и даже на трассе, пока вы стоите в пробке. Но если разобраться, все просто: спрос рождает предложение. А спрос возник благодаря блогерам и другим медийным лицам, которые активно рекламируют игрушку.

 Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданиям. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла. Положительные герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.

Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров и скелетов участвуют в игре,  как на стороне добрых, так и злых сил. Поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, отделить героев плохих от хороших. При этом игры с игрушками-чудовищами, основанные на содержании воинственных мультфильмов, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети начинают применять такую модель поведения на практике.

Некоторых детей привлекают отрицательные персонажи. Психологи считают, что склонность ребенка обусловлена потребностью в защите от внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс ощутить себя в игре могучим. Чем больше времени  он проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он ощущает себя в реальном мире.

 Для возбудимых детей игра с монстрами - это способ избавиться от лишней энергии. Но во многих случаях такая игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определенную психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как и нельзя запретить детские страхи и тревоги. Можно только помочь ребенку создать иное поле, в котором будут реализованы потребности ребенка ощущать себя сильным и бесстрашным.

Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки, наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии.

Поверьте есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им совсем не нужны  замысловатые костюмы, а достаточно отдельного элемента, обозначающего персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки «превращают» девочку в бабушку, кусочек тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусочков материи, и они сами будут изобретать костюмы.

Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а так же все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или висячей полочке. Позаботьтесь о  постоянном игровом уголке, где можно расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то обязательно пойдет обедать. Просматривайте время от времени вместе его игрушки, вытирайте пыль, «лечите» их. Общение с родителями и их серьезное отношение к его игре необходимо ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Часто родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты!

Почему многие мамы опасаются сейчас заходить в отдел игрушек с детьми-дошкольниками, зная, что у малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами? Почему на наше предложение ребенку самому выбрать покупку – конструктор или какого-либо монстра – современный малыш выбирает второе? 

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек...

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Игрушки, изображающие злых и страшных персонажей, существовали во все времена. Несмотря на то, что эти фантастические чудовища выглядят более мило, чем их современные последователи, изображают они все тех же отрицательных героев.

Во времена наших предков страшные игрушки, лишённые подробных деталей, давали простор детскому воображению. Сегодня они превратились лишь в способ привлечения внимания. Однако, это вовсе не значит, что никакого смысла для детей такие игрушки не несут.

Современные игрушки, представляющие собой фантастических животных, монстров, вампиров, трансформеров, киборгов и кукол со странным цветом кожи, волос и выражением лица, выглядят очень натуралистично и несомненно привлекают к себе внимание, но на самом деле все эти технические «навороты» делают такие игрушки чересчур сложными для детского понимания. Если взрослые люди могут понять, что представляет собой, например, биоробот или мутант, то маленькому ребенку, который только начал знакомиться с окружающим миром, совершенно непонятно, кто это или что это. И в итоге, игра с такими игрушками формирует у малыша неправильное представление о мире.

Отдельно стоит сказать и о психологическом аспекте подобных «шедевров». Многие современные страшные персонажи (например, Бэтмен, Человек-Паук, Черепашки-Ниндзя) позиционируются как положительные герои, несмотря на свой странный и отталкивающий внешний вид. В мультфильмах и фильмах характер этих персонажей фактически остается нераскрытым. По утверждению создателей, эти герои борются со злом. Но как они это делают? Исключительно с помощью драки! Никаких внутренних качеств характера, подобных классическим персонажам, упомянутым выше, такие «положительные» герои в своих приключениях практически не проявляют, а значит, у ребенка складывается убеждение, что способ бороться со злом существует всего один, и это кулаки! Таким образом,  игра с подобными игрушками превращается в простую манипуляцию и не несет в себе никакого особого смысла.

И самое парадоксальное во всем этом то, что положительные и отрицательные персонажи в современных фильмах и мультфильмах выглядят одинаково странно, и принадлежность героя к тому или другому лагерю определяется исключительно сюжетом. К тому же в некоторых историях, имеющих несколько частей, изначально добрые герои внезапно становятся злыми, переходят на сторону врагов. Все это приводит к тому, что у ребенка стирается разница между хорошим и плохим, добром и злом. А для формирования здоровой личности важно, чтобы это разделение было очевидным. Подводя итог, можно сказать, что многие современные страшные игрушки вредны, поскольку не объясняют детям нравственные принципы, и порой даже провоцируют в них жестокость и агрессию. А еще перед тем, как купить малышу странную или пугающую игрушку, стоит принять во внимание его возраст.

 «Большое значение в восприятии ребенком страшных игрушек имеет поведение родителей. Во-первых, мама с папой должны насторожиться, если ребенок отдает предпочтение страшным игрушкам. Этот факт может говорить о каких-то внутренних конфликтах, скопившейся агрессии, обиде, злости на какую-то ситуацию или человека. Во-вторых, родителям стоит понаблюдать за самим характером игры с пугающими игрушками. Некоторым детям просто нравится внешний вид страшного персонажа, но играет он с ним совершенно обычным способом, не наделяя игрушку какими-то отрицательными качествами: укладывает спать, одевает, устраивает ему какие-то приключения. Никакой опасности такая игра не несет. Насторожиться стоит, когда игра носит явно агрессивный характер: ребенок постоянно устраивает со страшными игрушками драки, разыгрывает конфликты, акцентирует внимание на отрицательных качествах персонажа.

Для того, чтобы понять суть страшных игрушек, стоит обратиться к театральному искусству. Когда на праздниках и спектаклях дети надевают костюмы страшных героев или ужасающие маски, они примеряют на себя знакомые образы чудовищ и отрицательных персонажей. Это помогает им бороться с собственным страхом. То же происходит и во время игры со страшными игрушками. Играя с пугающей игрушкой, он учится бороться с отрицательными эмоциями, выплескивает скопившиеся страхи и агрессию.

Еще одна важная роль пугающих игрушек- влияние на нравственное воспитание детей. Любому ребенку всегда легче понять разницу между добром и злом на показательных примерах. Любой герой представляет собой собирательный образ, и, игрушка, изображающая его, несёт в себе присущие этому персонажу качества и моделирует определенную жизненную ситуацию, с которой ребенку предстоит столкнуться в реальной жизни. В традиционных сказках добро всегда одерживает победу над злом, ведь любого отрицательного персонажа можно обвести вокруг пальца, и положительные герои делают это, используя такие качества как смелость, ловкость, находчивость. Именно эти качества и развивают в детях игры с подобными игрушками. Поведение отрицательных персонажей предсказуемо, а значит, ребенок может обыгрывать свои страхи. Но, стоит заметить, что речь здесь идет именно о традиционных страшных игрушках, представляющих собой знакомых нам с детства Бабу-Ягу, серого волка, Змея Горыныча, дракона, пирата. С современными отталкивающими игрушками все обстоит по-другому.

Отдельно хотелось бы сказать о восприятии детьми современных страшных игрушек, например, супергероев. Ребенку, в силу его возраста, еще не понятно, каким характером, обладают подобные персонажи и как именно стоит с ними играть. Если мы говорим о таких персонажах, как Баба Яга, Кащей Бессмертный, Бармалей, то с ними все абсолютно понятно - пугающие герои наделены отрицательными чертами характера, как у человека: хитрость, зависть, ворчливость, жадность, упрямство, неумение дружить или идти на компромиссы. Современные же герои обладают особыми способностями, которых в реальном мире не существует: умение летать, дышать под водой, увеличивать и уменьшать части своего тела и так далее. Ребенок не может видеть всего этого в окружающем мире, поэтому ему трудно понять, как выражается его принадлежность к лагерю добра или зла. К тому же многие современные персонажи настолько перепутаны между собой, что даже взрослому порой не под силу понять, кто есть кто. Странные и пугающие внешне герои могут на самом деле по сюжету оказаться добрыми и наоборот. Именно поэтому родителям нужно обязательно включаться в игровой процесс и объяснять особенности поведения персонажа, не делая акцента на его агрессии. Можно, например, проигрывать сюжеты о изначально злом персонаже, становящимся в процессе игры добрым, или же о неприглядном внешне герое, с которым никто не хотел дружить, но с помощью совершенных хороших поступков он открыл свой истинный положительный характер и завоевал уважение и призвание окружающих. Только таким образом можно повлиять на формирование у ребенка правильных морально-нравственных принципов и научить его понимать разницу между добром и злом».

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни все может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребенка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.

Сеземина Наталья Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почему все дети разные"

Консультация о том, почему все дети разные, почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут....

Консультация для родителей "Почему молчат дети?"

Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппа...

Консультация для родителей «Почему дерутся дети»

-Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребен...

Статья для родителей "Почему дерутся дети?"

Откуда появляется агрессия у детей ? Как она проявляется? Как с ней справится? Попробуем разобраться......

Консультация для родителей: "Почему некоторые дети неправильно произносят звуки"

Почему некоторые дети неправильно произносят звуки и когда нужна помощь логопеда...