В гостях у сказки
проект

Баздрева Римма Валентиновна

В гостях у сказки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова к презентации «В гостях у сказки»

Слайд 1. Тема самообразования, над которой я работала в этом году звучит так - «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста». Я представляю вашему вниманию презентацию «В гостях у сказки».

Слайд 2.  В свое время такие знаменитые люди как, например, американский, немецкий и швейцарский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, философ науки и общественный деятель-гуманист, лауреат Нобелевской премии по физике 1921года Альберт Эйнштейн сказал:

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок!»  

А российский писатель, журналист, драматург Евгений Пермяк тоже отметил сказки в своем творчестве:

«Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое».

Эта уникальная возможность ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.

  Слайд 3. Вид проекта – творческий, групповой

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь - май)

По количеству участников: коллективный

По контингенту участников: смешанный

(дети, родители, воспитатель)

Возраст детей, на которых рассчитан проект: от 2 - 4лет.

Слайд 4. Актуальность заключается в том, что снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Слайд 5. Проблема.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают свое высокое предназначение. В век интернета, компьютеров и телефонов взрослым не хватает времени или просто нет желания прочитать ребенку сказку, побеседовать о прочитанном, рассмотреть красочные иллюстрации к сказке, обратить на то как художник изобразил того или иного героя сказки. А именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Слайд 6. Для решения данной проблемы была взята тема по ознакомлению детей с русскими народными сказками, ведь по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из этого была поставлена цель.

Цель. Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок.

И были выделены задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
  3. Формировать чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Слайд 7. Формы реализации проекта.

  Основными формами реализации программных задач для детей является:

- чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций, беседы;

- театрализованная сюжетно-ролевая игра, игры в различные виды театра;

-дидактические игры;

- комплексно – тематические занятия (рисование, лепка, аппликация);

-развлечения.

Основными формами реализации программных задач для родителей:

- изготовление папок – передвижек;

- проведение анкетирования;

 -тематические беседы;

  - развлечения с детьми.

Слайд 8. Чтение сказок

 В начале проекта я попросила родителей приобрести новые книги в наш книжный уголок.

В своей работе я обратила на главное средство воспитания – литературу для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно «сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми».

Чтение сказок расширяет представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – сказки вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

 

 Слайд 9. Дети любят рассматривать иллюстрации к сказкам, желательно знакомить их с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из характерных эпизодов сказки.

Александр Владимирович Запорожец, советский психолог, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие. С младенчества ребенок начинает знакомится с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. Сказка - один из самых распространенных и богатых жанров устного народного творчества».

Слайд 10. Театрализованная деятельность 

 Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, театр на палочках, бумажный плоскостной театр.  Участвуя в театрализованных играх, таких как «Колобок», «Репка», «Рукавичка», дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.  Игра, в сказках «Колобок», «Теремок», «Репка» и других сказках (инсценирование сказок), ребенку дается возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие радости и горести. Эта уникальная возможность ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание и воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Слайд 11. Во время самостоятельной деятельности наши дети любят собирать пазлы, кубики со сказочными героями, что развивает мелкую моторику, умение доводить начатое до конца, мышление и память, так как во время игры они задают друг другу вопросы из какой сказки тот или иной герой.  

   Слайд 12. Детское творчество. 

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Познакомившись со сказкой дети стараются создать образ персонажа, так как они его видят.

Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Помимо этого, работая вместе, дети сближаются, лучше взаимодействуют и понимают друг друга.

Слайд 13. Было проведено открытое занятие по формированию математических представлений с использованием сказки «Гуси – лебеди». В этом занятии было главной задачей донести до детей желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Ребята откликнулись на плач девочки. Их очень тронул ее рассказ, и они решили помочь ей найти братца. По пути они помогли печке - вытащили пирожки, посчитали их, рассказали какие украшения – геометрические фигурки были на пирожках. Потом помогли яблоне - сняли яблочки, чтобы ей не было тяжело и разложили по трем корзинкам. Яблоки соотносили по размеру: большие, средние и маленькие.

Перед тем как перейти речку, определяли какой мостик подойдет. И на конец пришли к домику Бабы Яги, где пришлось выполнять ее задания, для того чтобы она отдала Иванушку. Дети выполнили все, что она требовала, и оставили для нее угощения, чтобы она не голодала и не ела детей. Это занятие вызывает у детей чувство сострадания к девочке и желание помочь всем, кто нуждается в помощи, даже Бабе Яге

Слайд 14. Родители ответственно подошли к этой теме. Они организовали для детей развлечение «И приходит сказка к нам».  В костюмах сказочных героев неожиданно появились перед детьми и увлекли за собой в зал, где и происходило множество интересных игр и танцев. Радости детской не было предела, особенно, если они узнавали своих родителей в карнавальных костюмах.

Слайд 15. Не смотря на то, что родителям вечно не хватает времени, они приняли участие в конкурсе на лучший рисунок «Наша любимая сказка». Честно, я не ожидала, что наши родители такие талантливые, что они подойдут к этому конкурсу ответственно. Детвора гордилась тем, что их папы и мамы нарисовали такие замечательные рисунки.

Слайд 16. Участие родителей в этом проекте было активным. Они сделали папки-передвижки на темы: «Значение сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста», «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». В начале презентации я упоминала о том, что родители подарили в книжный уголок книги со сказками, помогли оформить декорацию к сказке «Гуси-лебеди» и наша предметно-пространственная среда пополнилась новыми книгами, макетами деревьев.

Слайд 17. Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах. Рассказала о своей теме по самообразованию, над чем работала этот год. Провела среди воспитателей мастер-класс по теме проекта. Целью мастер-класса было проанализировать профессиональную компетентность педагогов в области устного народного творчества и установление эмоциональной, благоприятной обстановки. Проводился он в форме игры – соревнования, но не выбиралось жюри, не оценивался победитель – такой цели не ставилось изначально. Воспитатели – народ творческий, находчивый со всеми заданиями справились.

Слайд 18. Ожидаемые результаты.

             1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

              2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

              3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

              4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

              5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

              6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

              7. Пополнение групповой библиотеки.

Слайд 19. Вывод.

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях. Для построения качественного обучения и воспитания обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Слайд 20. Литература:

В своей работе я использую следующую литературу:

1. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003;

2.Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс;

3.Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005;

4.Шорохова О. А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.;

5.Безруких М. М. «Сказка как источник развития творчества детей». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001;

6.Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.;

7.О. А. Шиян. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Мозаика-синтез; М.; 2012;

8.Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. «Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек». - М.: Просвещение, 1982г.

9.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада». – М.: Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

Слайд 22. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...