Семинар для педагогов “Поддержка детской инициативности и самостоятельность как приоритет ФГОС в ДО”
консультация

Татаринцева Алена Павловна

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 14”

 г. Городец Нижегородская область

        

        

Семинар для педагогов

“Поддержка детской инициативности и самостоятельность

как приоритет ФГОС в ДО”

Татаринцева Алена Павловна

Воспитатель I к.к.

Задачи семинара:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень педагогов по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
  3. Составить брошюру “Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы”.

Ход семинара

“Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам”.

Ральф У. Эмерсон

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры результата образовательной программы ДОО по ФГОС ДО.

И ФГОС ДО говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.

Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. То есть инициатива, является одним из волевых качеств личности.

Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом “Цветок”.

Я предлагаю вам лепестки, на которых написаны разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности и собрать цветок. А если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.

Качества личности

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. 

У детей дошкольного возраста познавательный интерес появляется и исчезает спонтанно в силу возрастных психологических особенностей (не сформирована волевая сфера деятельности). Поэтому нужен постоянный поддерживающий импульс взрослого, чтобы интерес длился долго.  При этом невозможно удерживать возникший интерес через  давление, убеждение, манипуляции со стороны педагога.

Мотивационно содержательные характеристики деятельности (предметно-содержательная направленность активности ребенка) позволяют выделить сферы проявления инициативы:

1)  творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2)  инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды

продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3)  коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4)  познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование,  простую познавательно-исследовательскую деятельность,  где  развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-  следственные и родовидовые отношения).

Уровни проявления инициативы

Инициатива проявляется:

  • в младшем дошкольном возрасте на уровне группы,
  • в среднем – на уровне детского сада,
  • в старшем – на уровне ближайшего окружения,
  • в подготовительной к школе группе – на уровне социума.

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.

Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей

и способы ее поддержки в освоении образовательной программы.

Возраст

Приоритетная сфера инициативы

Деятельность воспитателя

по поддержке детской инициативы

3–4

года

Продуктивная  деятельность

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
  • поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

4–5

лет

Познание  окружающего  мира

  • поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться (“рядиться”), обеспечить  условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть;
  • навязывать им сюжеты игры;  
  • побуждать детей формировать и выражать собственную  эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им  мнения взрослых;  
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5–6

лет

Внеситуативно

личностное общение

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече;
  • использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6–8  

лет

Научение

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы;
  • создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание  взрослых и сверстников;  
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц;  
  • учитывать и реализовывать пожелания и предложения.

Какой из этого можно сделать вывод?  Что основными задачами педагога являются:

  1. создание необходимые условия;
  2. побуждать к действию и поддерживать проявление детской инициативы;
  3. выявить области, в которых каждый конкретный ребенок наиболее успешен.

Необходимо организовать работу с родителями, для всесторонней поддержки и развития детской инициативы.

Наибольшая, активность проявляется в поиске познания, которое формируется только на личном опыте.

Познавательное развитие – это не одно занятие, а весь день в событиях (беседы, наблюдения, в утреннем приёме, на прогулке, во всех видах деятельности, в течение дня, это касается и речевого развития). Если в младших группах есть перспективный план с конкретными запланированными темами, то в старших группах дети предлагают тему недели сами. Предлагая тему, дети узнают то, что их интересует, могут найти ответы сами, с помощью взрослых, проводят эксперименты, осуществляют проектную деятельность.

В нашем детском саду, по сложившейся традиции, воспитатель, набирая детей с младшей группы, идёт с ними до выпуска детей из детского сада, вместе с ними растёт и познаёт всё новое, современное (и это правильно). За эти 5-6 лет педагог знает о ребёнке всё: его интересы, способности, возможности, находя к каждому индивидуальный подход. От педагога зависит очень многое. В группах, согласно возрастным особенностям, детям должна быть предложена предметно-развивающая среда. Если игры, пособия, книги, будут не доступны ребёнку, то о каком развитии может идти речь? Конечно, нужно приучать детей к определённым правилам пользования к тем или иным предметам, например, если ребёнку не давать книги, не научить его листать книгу на столе, рассказать о том, что она может порваться и так далее, то откуда он это узнает, если не попробует. Ведь как сказал Конфуций: “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму”.

Подрастая, познавательное развитие ребёнка неотъемлемо переплетается с речевым – это эмоции от узнанного, увиденного и интересующие вопросы, и анализ, обобщение. Если ребёнок боится задать вопрос или ответить, то это “заслуга” воспитателя. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он ответил не правильно, надо предложить ему подумать или послушать другую точку зрения. Ребёнок должен чувствовать поддержку от взрослого, иначе он замкнётся и познавательный интерес, и речевое развитие (самостоятельность и инициативность) может притормозиться.

“Как общаться с ребёнком, не лишая его инициативы”

“Дети не смогут обнаруживать и использовать свои внутренние ресурсы и испытывать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: “Во что мне поиграть”, “Какую рубашку мне надеть”, “Каким цветом рисовать небо” и т.д.

Как быть

  • Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например: ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: “Что это?”

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребёнка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать, свою осведомлённость и мало ли чего ещё. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку — значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: “Это может быть всем, чем ты захочешь”.

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: “Реши сам”, “Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам”.

  • Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: “Покажи мне, что именно я должна сделать”, “Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе”.

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому”.

Лидия Свирская

В поговорке говорится, что нужно учиться на чужих ошибках, возможно, но это касается взрослых, которые многое познали в этой жизни. Что касаемо ребёнка, то он должен попробовать всё сам, под чутким присмотром взрослого.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам  Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.) / под ред. В. И. Ребровой. – СПб., 2014. – 172 с.
  3. Короткова Н.А. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. М., 2002. – 43 с.
  4. ООО “ИНФОУРОК” Курс повышения квалификации “Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО” (108 часов)
  5. ООО “ИНФОУРОК” Курс повышения квалификации “ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста” (108 часов)
  6. Газета “Детский сад со всех сторон”, № 3-4, 2003. “Шпаргалка для воспитателей” Лидия Свирская (Большая Энциклопедия Маленького Мира).

Приложение

“Как удержать нужную тему разговора”

“Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно- ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план.

Импровизация нужна, но…http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/svirskaya/0/i_051.png

…где и как?

Мы будем говорить о тех ситуациях, когда идёт общий важный разговор (занятие, утренний сбор, утро радостных встреч).

  • Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей.

Например, если в ответ на слова ребенка: “Мне мама вчера целый вечер читала книжку”, вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д., то получите реакцию других: “А у меня тоже есть книжки”. “А мы с мамой ходили в магазин” и т. д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.

Итак, если вам важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на чувство. “Приятно провести вечер вместе с мамой”. Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает, контакт глаз заканчивается.

  • Во время занятия, посвящённого диким животным, возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его: “А там, где живет твоя бабушка, есть деревья?” и верните ребенка к обсуждаемой теме.

Случаются и другие ситуации.

  • На занятии по математике вдруг звучит: “А у меня дедушка вчера умер”. Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребенка: “Я понимаю, как тебе грустно и больно”, то, возможно, сюжет на этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке, и волнует, как правило, многих детей.

Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно переключитесь: “Ребята, вы хотите поговорить об этом?” Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий вопрос: “О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?” Отвечайте просто, коротко и понятно.

Вернитесь к математике: “Мы с вами планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?”

  • В разговоре с детьми важны искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними. “Мы с вами…”

“Как использовать вопросы?”

“Во время общих мероприятий обычно используется много различных материалов – картинки, игрушки, предметы из центров активности. Чтобы дети могли принять решение о том, что же они хотят делать, о чем узнать, потребуются дополнительные вопросы. Очевидно, что в каждой ситуации и для каждой возрастной группы эти вопросы будут иметь свои особенности. Важно не просто помнить о том, какие вопросы задать, а быть готовым “играть вопросами”. В этом случае они превращаются в увлекательную игру “Вопросилию”, а общение становится познавательно-деловым.

Для выяснения сутиhttp://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/svirskaya/0/i_060.png

Например, работая над темой “Дом”, можно использовать такие вопросы: детский сад можно назвать домом? Что есть у любого дома? Для чего нужны окна? Окно для того, чтобы вешать занавески? Для чего в домах пол? Стены? А если бы потолок был синим? Чего больше: окон или дверей? Почему? Стена нужна для того, чтобы вешать ковер? С кем ты живешь дома? Как зовут твою бабушку, кошку? Где у мышки дом? Где живут собака, корова?

Для планирования

  • Какой у тебя сегодня план? Над каким проектом ты сегодня будешь работать? Что ты хочешь сделать сегодня?
  • Когда у тебя появилась эта идея (этот план)? Кто помог тебе придумать такой замечательный проект?
  • В каком центре ты сегодня решил поработать? Почему именно в этом центре?
  • Что ты хочешь узнать? Чему ты хочешь научиться?
  • Что тебе нужно для выполнения твоего плана (для создания…)? Какие материалы тебе понадобятся? Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно?
  • Что нужно добавить в центр? Где это можно найти? Какие инструменты тебе могут понадобиться?
  • С чего ты начнешь? Какую часть работы ты хочешь выполнить сегодня? Что ты оставишь на завтра?
  • Тебе нужны помощники? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Какую часть работы будет выполнять…? Как вы распределите работу? Почему ты решил работать именно с…? Можешь ли ты включить в свою работу малышей? Что они смогут делать вместе с тобой?
  • Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поддержка детской игры в условиях реализации ФГОС ДОУ"

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности ...

Игра как продуктивный вид деятельности в поддержке детской инициативности

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в не...

Статья "Способы и рекомендации поддержки детской инициативности"

                                                      ...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

Поддержка детской инициативности и самостоятельности

16.01 – выступление на педчасе в рамках подготовки к пед.совету №3. Презентация их опыта работы с элементами мастер-класса «Театрализованная деятельность дошкольников к...

Семинар для педагогов “Поддержка детской инициативности и самостоятельность как приоритет ФГОС в ДО”

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...