Самообразование на тему "Музыка как средство развитие речи дошкольников"
методическая разработка
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ:
«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Музыкальный
руководитель:
Баторшина Л. Н.
2022-2023 г.
Актуальность
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
- и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
- и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
- как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
- развитие словаря;
- обучение рассказыванию и чтению стихов;
- формирование диалогической речи;
- ознакомление с литературой и поэзией ;
- воспитание культуры речевого общения;
- развитие дыхания.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи.
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
• Создать мотивацию к общению с окружающими.
• Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
• Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.
• Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
• Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.
• Организовать работу с педагогами ДОУ.
• Организовать работу с родителями
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
• повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
• речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;
• повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
• повышение чувства ритма, ладовое чувство;
• появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;
• воспитание нравственного, эстетического и этического чувства
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;
• проявление творческого самовыражения;
• повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
• целостное воздействие на речевую систему ребенка;
• речевое раскрепощение ребёнка, с учётом речевых возможностей.
План работы по теме самообразования: «Музыка как средство развитие речи дошкольников»
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | 1. «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста» 2. «Музыка как средство развитие речи дошкольников» | 1. Изучение, методической литературы по данной проблеме и разработка консультацию 2.Провести диагностику детей. | 1.Консультация для педагогов 2.Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | 1. «Развитие речи детей через музыку» 2.«Волшебница осень» | 1. Изучить литературу и разработать консультацию 2.Разработать и провести праздники. | 1. Консультация для родителей 2.Праздник «Осенние посиделки» - старшая и подготовительная группы Праздник «Осень в гости к нам идет»» младшая и средняя группы |
Ноябрь | 1. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность». 2. «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду» 3. «Развитие речи детей в театрализованной деятельности» | 1. Изучить литературу и разработать консультацию
2. Изучить литературу и разработать консультацию 3.Постановка и показ инсценировки по сказке. | 1. Консультация для педагогов 2. Консультация для родителей 3. Инсценировка по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр» |
Декабрь | 1. «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности» 2. «Новогодний серпантин» | 1. Изучить литературу и разработать консультацию 2.Разработать и провести праздники. | 1. Консультация для родителей 2. Новогодние праздники: «Мурочка – снегурочка» (младшая и средняя группы), «Дед Мороз и тетушка Непогодушка» (старшая и подготовительная группа) |
Январь | 1.«Стимулирование речевого развития детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания». 2.Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях | 1. Изучить литературу и разработать конспект. 2. Изучить литературу и разработать консультацию “Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи” | 1.Мастер-класс для педагогов 2. Консультация для педагогов |
Февраль | 1. Роль праздников в развитии речи дошкольников 2. Музыка и речь 3. «Развитие речи детей через музыку» | 1. Изучить литературу и составить статью. 2. Изучить литературу и разработать консультацию. 3. Разработка и проведение праздника. | 1. Доклад на педагогическом совете ДОУ 2. Консультация для родителей 3. Праздник, посвященный дню Российской армии |
Март | 1. «Музыка как средство развитие речи дошкольников» 2.Музыка, речь и театр | 1. Разработка и проведение праздников 2. Изучить литературу и составить план. «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» | 1. Праздники, посвященные дню « 8 Марта» (Все группы) 2.Семинар-практикум для педагогов |
Апрель |
| 1. Изучить литературу и составить план. «Инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда» 2. Разработка и проведение праздника. 3. Изучить литературу и разработать консультацию | 1. Доклад на педагогическом совете ДОУ 2. Фольклорный праздник «Пасхальная встреча» 3. Консультация для родителей |
Май |
3. «Музыка как средство развитие речи дошкольников» | 1. Разработка и проведение праздников 2.Проведение диагностических исследований. 3. Отчет по самообразованию |
«День Великой победы»; «Прощай любимый детский сад»»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-838568-1477816943.jpg)
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-233591-1469446983.jpg)
Самообразование" Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"
Отчет о проделанной работе по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-656668-1440340016.jpg)
Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122169-1551278001.jpg)
План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"
План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-406174-1576084022.jpg)
Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"
Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682833-1444307348.jpg)
индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-959091-1645627283.jpg)
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...