Самообразование на тему "Музыка как средство развитие речи дошкольников"
методическая разработка

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023.docx24.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ:

«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

        Музыкальный

                                                                                                                                                                            руководитель:

Баторшина Л. Н.

2022-2023 г.

Актуальность

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:

- и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

- и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

- как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

- развитие словаря;

- обучение рассказыванию и чтению стихов;

- формирование диалогической речи;

- ознакомление с литературой и поэзией ;

- воспитание культуры речевого общения;

- развитие дыхания.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи.

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

•        Создать мотивацию к общению с окружающими.

•        Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.

•        Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.

•        Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.

•        Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.

•        Организовать работу с педагогами ДОУ.

•        Организовать работу с родителями

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:  

•        повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;

•        речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;

•        повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;

•        повышение чувства ритма, ладовое чувство;

•        появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;

•        воспитание нравственного, эстетического и этического чувства

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

•        повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

•        инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

•        творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;

•        проявление творческого самовыражения;

•        повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;

•        целостное воздействие на речевую систему ребенка;

•        речевое раскрепощение ребёнка, с учётом речевых возможностей.

План работы по теме самообразования: «Музыка как средство развитие речи дошкольников»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1. «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

2. «Музыка как средство развитие речи дошкольников»

1. Изучение, методической литературы по данной проблеме  и разработка консультацию

2.Провести диагностику детей.

1.Консультация для педагогов

2.Анализ результатов диагностики.

Октябрь

1. «Развитие речи детей через музыку»

2.«Волшебница осень»

1. Изучить литературу и разработать консультацию

2.Разработать и провести праздники.

1. Консультация для родителей

2.Праздник «Осенние посиделки» - старшая и подготовительная группы

Праздник «Осень в гости к нам идет»» младшая и средняя группы

Ноябрь

1. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».

 2. «Развитие речи детей через театрализованную деятельность

  в детском саду»

3. «Развитие речи детей в театрализованной деятельности»

1. Изучить литературу и разработать консультацию

 

2. Изучить литературу и разработать консультацию

3.Постановка и показ инсценировки по сказке.

1. Консультация для педагогов

2. Консультация для родителей

3. Инсценировка по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Декабрь

1. «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»

2. «Новогодний серпантин»

1. Изучить литературу и разработать консультацию

2.Разработать и провести праздники.

1. Консультация для родителей

2. Новогодние праздники:

«Мурочка – снегурочка» (младшая и средняя группы), «Дед Мороз и тетушка Непогодушка» (старшая и подготовительная группа)

Январь

1.«Стимулирование речевого развития детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания».

2.Развитие речевых  способностей на музыкальных занятиях

1. Изучить литературу и разработать конспект.

2. Изучить литературу и разработать консультацию

“Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи”

1.Мастер-класс для педагогов

2. Консультация для педагогов

Февраль

1. Роль праздников в развитии речи дошкольников

2. Музыка и речь

3. «Развитие речи детей через музыку»

1. Изучить литературу и составить статью.

2. Изучить литературу и разработать консультацию.

3. Разработка  и проведение праздника.

1. Доклад на педагогическом совете ДОУ

2.  Консультация для родителей

3. Праздник, посвященный дню Российской армии

Март

1. «Музыка как средство развитие речи дошкольников»

2.Музыка, речь и театр

1. Разработка  и проведение праздников

2. Изучить литературу и составить план. «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

1. Праздники, посвященные дню « 8 Марта» (Все группы)

2.Семинар-практикум для педагогов 

Апрель

  1. Музыка и речь

  1. «Развитие речи детей через музыку»

  1.  «Музыкальное воспитание в речевом развитии дошкольников»

1. Изучить литературу и составить план. «Инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда»

2. Разработка  и проведение праздника.

3.  Изучить литературу и разработать консультацию

1. Доклад на педагогическом совете ДОУ

2. Фольклорный праздник «Пасхальная встреча»

3. Консультация для родителей

Май

  1. «Музыка как средство развитие речи дошкольников»

  1. Обобщение и исследование результатов практической деятельности (повторная диагностика по теме).

3. «Музыка как средство развитие речи дошкольников»

1. Разработка  и проведение праздников

2.Проведение диагностических исследований.

3. Отчет по самообразованию

  1. Праздники:

«День Великой победы»;

«Прощай любимый детский сад»»

  1. Анализ результатов диагностики.

  1. Доклад о проведённой работе по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Самообразование" Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"

Отчет о проделанной работе по теме самообразования....

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...