Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики
статья

Гаврикова Мария Евгеньевна

Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

М.Е. Гаврикова, О.В. Пономарева

МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска, г. Челябинск, Россия

Воспитывающая культурная среда ДОУ с использованием средств музейной педагогики.

Аннотация: Современное дошкольное образование все более начинает осознаваться как сложный воспитательный процесс. В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества, которые формируются благодаря организации воспитывающей культурной среды в ДОУ. Поиск методик и технологий, обеспечивающих освоение столь многогранных и сложных процессов в работе по формированию национальных ценностей у детей дошкольного возраста, нацелил нас на рассмотрение в качестве эффективной образовательной воспитывающей культурной среды - музей, а в качестве средства и технологии – музейную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, ценности, воспитывающая среда, музейная технология, музейная педагогика, музей.

M.E. Gavrikova, O.V. Ponomareva

MBDOU "DS №366 Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia

The use of museum technology in the education of preschool children

Abstract: Modern preschool education is becoming increasingly recognized as a complex educational process. The process of raising children in preschool should be based on the constitutional and national values of Russian society, which are formed through the organization of the educational cultural environment in preschool. The search for methods and technologies that ensure the development of such multifaceted and complex processes in the work on the formation of national values in preschool children has directed us to consider the museum as an effective educational educational cultural environment, and museum pedagogy as a means and technology.

Keywords: education, values, educational environment, museum technology, museum pedagogy, museum.

Современное дошкольное образование все более начинает осознаваться как сложный воспитательный процесс. В связи с этим система дошкольного образования рассматривается как система условий для воплощения национального воспитательного идеала. В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества, которые формируются благодаря организации воспитывающей культурной среды в ДОУ. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. [1]

Модель воспитывающей культурной среды в МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» представлена следующим образом:

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России…»

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, ценностные отношения, определяющие дальнейшее развитие социальных и культурных компетенций личности.

Поиск методик и технологий, обеспечивающих освоение столь многогранных и сложных процессов в работе по формированию национальных ценностей у детей дошкольного возраста, нацелил нас на рассмотрение в качестве эффективной образовательной воспитывающей культурной среды - музей, а в качестве средства и технологии – музейную педагогику. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. [3]

Сегодня музей становится партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности. Организация мини-музеев в ДОУ способствует вовлечению детей в деятельность и общение, воздействию на их эмоциональную сферу, а так же позволяет органично связать все виды деятельности детей с целью формирования у них национальных ценностей. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. [2] Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация требований ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции. [3]

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края, который включает многообразие разных национальных народов. Поэтому тематика мини-музеев в нашем ДОУ посвящена разным народам нашего региона и страны.

Использование в образовательном процессе национальные мини-музеи предусматривает включение детей в позитивные толерантные взаимоотношения, развитие способности к рефлексии, обогащение опыта поликультурных отношений. [1]

Формирование национальных ценностей реализуется в самых разнообразных формах в воспитательном процессе ДОУ: непосредственно-образовательная деятельность, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, экскурсии, праздники, участие в конкурсах, детские мастер-классы, беседы, чтение художественной литературы, музыкальная деятельность. К сожалению ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей, по-прежнему, остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры.

Использование музейной технологии должно позволять вовлекать ребенка в активное действие, так как для любого ребенка эмоционально насыщенным, запоминающимся, вызывающим положительные отзывы являются активные виды деятельности, и этому способствуют интерактивные экскурсии.[3]

Сущность интерактивного обучения заключается в постоянном и активном взаимодействии всех его участников. Совместная деятельность овладения новым материалом означает, что каждый вносит в это процесс свой индивидуальный вклад, способствуя более качественному обмену знаниями, идеями, основами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом информацией, сменой и разнообразием видов деятельности.

Чтобы работа музея была насыщенной, интересной и активной, внести можно следующее: история возникновения народа, географическое расположение страны, национальный быт, домашняя обстановка, национальные экспонаты, предметы старины, национальная одежда, национальный орнамент и декор, национальная кухня, посуда (домашний обиход), национальные праздники, обычаи, традиции, фольклор народа, художественная литература, отрывки произведений на национальном языке, подборка народной музыки, народные инструменты, наглядный материал и иллюстрации, декоративно-прикладное  искусство, известные люди разных народов, дидактические игры, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, продукты детского творчества (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.д.).

Включение музейной педагогики в систему воспитательной работы в ДОУ обогащает педагогический процесс новыми формами организации творческой деятельности, современным содержанием с учетом историко-культурного наследия региона и нашей страны в целом.[3]

Таким образом, рассмотренные в модели  направления воспитания не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. Музейная педагогика позволяет расширить содержание дошкольного образования и дает возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, а так же реализовывать программу воспитания в разных направлениях.[2]

Литература.

  1. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа,  2007. - № 9. – С. 29-31.  
  2. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
  3. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Об использовании в дополнительном образовании различных видов деятельности и средств музейной педагогики

. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов до...

Комплексное использование средств музейной педагогики в развитии дошкольников

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с соци...

Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации

   Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельност...

Культурные практики детей дошкольного возраста в формате музейной педагогики

В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-простра...

«Использование средств музейной педагогики в воспитании любви к родному краю и его жителям».

  Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования, среди которых - активизация познавательного интереса к истории родного города, традициям народной культуры Люди...

Использование средств музейной педагогики в интеграции с технологией образовательных маршрутов при изучении быта и культуры Терского казачества в дошкольном образовательном учреждении.

  В отличии от настоящих больших музеев, наш мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и самих детей. Здесь ребенок выступает не только созерцателе...