Семинар-практикум «Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности».
материал

Шабаева Вероника Рифатовна

Семинар-практикум

«Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности».

 

Цель: возможности ИКТ в работе педагога

Задачи:

 

  • Использовать ИКТ в образовательной деятельности с детьми
  • Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей
  • Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
  • Повышать   профессиональное   мастерство   через   использование информационно-коммуникативных технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc563 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи

Семинар-практикум

«Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности»

2020 год

Семинар-практикум

«Перспективы использования цифровых технологий в образовательной деятельности».

Цель: возможности ИКТ в работе педагога

Задачи:

  • Использовать ИКТ в образовательной деятельности с детьми
  • Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей
  • Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
  • Повышать        профессиональное        мастерство        через        использование информационно-коммуникативных технологий

Материал: компьютер, проектор, телефон с программой "Сканер QR", дерево с листочками.

Ход семинара.

  1. Вступительная теоретическая часть. Создание позитивной атмосферы.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Психологическое вхождение в тему:  

Упражнение «Дерево ожиданий»

- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются. 

Продолжаю свой семинар притчей:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации из года в год многократно увеличивается.

Целесообразность применения цифровых  технологий  обуславливается рядом причин:

  • оптимизацией учебного и воспитательного процесса,
  • способствованию внедрения инновационных методов обучения,
  • повышению престижа образовательных заведений.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  •         повышению качества образования обучающихся образовательных организаций;
  •         повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

Предполагаемые продукты цифровых технологий:

  •         Разработки нестандартных занятий (использование цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации обучающихся, педагогов.

Разработки мероприятий с использованием цифровых технологий.

Продукт инновационной деятельности предназначается для наилучшего усвоения материала

Механизмы достижения цели (технологии)

  • применение  цифровых технологий для повышения доступности и качества образовательных услуг;
  • освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
  • использование новых методов обучения и воспитания, основанных на инновационных цифровых технологий;
  • внедрение нетрадиционных организационных технологий в сфере образования.

Некоторую ясность о перспективах развития системы образования внес в своем послании Федеральному собранию президент страны ещё 1 марта 2018 года: «Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

Реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 год

К 2025 году должны быть созданы институциональные и инфраструктурные условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному образованию, уровень которого характеризуется положительной динамикой в значении показателей национальных и международных сравнительных исследований, а также возможностью использования цифровых образовательных ресурсов во всех образовательных учреждениях.

«Цифровые технологии в образовательном пространстве»

Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает образовательные учреждения так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.

Посудите сами: планшеты, айпады, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних детей нового поколения.

Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на занятиях показ презентаций, видеороликов, аудиоприложений- это уже не новинка. Цифровые технологии-основа образования 21 века.

Каждый современный педагог понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Стремительное развитие технологий, влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию окружающего мира. С этими проблемами имеют дело большинство педагогов.

Одной из новых технологий является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quick response) означает «быстрый отклик») – это матричный код.

Актуальность

Использование инновационного продукта повышает мотивационную активность в повседневной образовательной практике.

Инновационность продукта

Инновационность использования QR-кода в образовательной деятельности ДОО заключается в следующих характеристиках:

  • Доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса; цифровой характер инновационного продукта обеспечивает его доступность.
  • Универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
  • Современность - данный инновационный продукт является современной технологией.

К преимуществам использования QR-кода относится:

  • доступная и несложная процедура создания;

  • быстрая обработка резервов;
  • большие функциональные возможности кодирования информации.
  • Экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования.
  • Компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится в цифровом квадратике.
  • Тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий.
  • Результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
  • ЧТО ТАКОЕ QR-КОД

В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание можно уделить QR-коду.

QR-код – это прямой преемник штрих-кода. Вот лишь только в базу второго легла разработка азбуки Морзе, собственно, что применялась для автоматизации разного продукта и техники. И десятилетиями штрих-код был обычным вариантом маркировки. Обычные полосы и цифры уже давным-давно стали общепризнанным появлением для всякого современника. Впрочем, способности штрих-кода ограничены. И на замену появляются двухмерные (матричные) коды, среди которых главным по праву стал QR-код. Наверняка вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с        каким-то непонятным кодом. Они попадаются на сайтах, в рекламе, на визитках.

Что это за код такой и как его распознать - давайте разберѐмся. Эти квадратики - так называемый QR-код (от англ. quick response- быстрый отклик): двумерный штрих-код, разработанный японской фирмой Denso-Wave. В этом штрих-коде кодируется разнообразная информация, состоящая из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы). Информация, вообще говоря, любая: адрес сайта, телефон, электронная визитка, координаты местоположения и так далее. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв.

Понятие «QR-код» зародилось в Японии в 1944 году. Тогда компания «Denso- Wave», которая входила в состав крупной организации Toyota, нуждалась в необходимости разработки этих кодов. Компании требовалось хранить большой объѐм информации на небольшой площади поверхности, при этом сканированию не должны препятствовать поверхностные повреждения и частичные загрязнения кода. Изначально QR-код использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни. Основное достоинство QR-кода — это лѐгкое распознавание сканирующим оборудованием, что даѐт возможность использовать их в различных сферах деятельности человека.

Где можно увидеть QR-коды? Ответ на этот вопрос такой: «Почти везде!» Изображение QR-кода может быть изображено в газетах, журналах, брошюрах, листовках и на визитных карточках. В дополнение к этому они могут быть проставлены на упаковке продукта или этикетках, на рекламных щитах. На «туристических» улицах многих городов появились QR-указатели: считав код при помощи мобильного телефона, можно увидеть историю дома и схему квартала с прилегающими улицам

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие-то 10 секунд интерактивно получить самую  разную  информацию  на  свои  мобильные устройства. Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с  какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют ребят на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определѐнную задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код в виде закодированных заданий или наоборот, ответов и многое другое, всѐ дело лишь в вашей фантазии.

QR-коды можно использовать везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. Существует сервис, который создаѐт QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым детям будет более интересно получать знания из своих телефонов

2. Практическая часть. Кодирование информации.

КАК КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др.), выбрать размер кода и запустить генератор (https://ru.qr-code-generator.com). Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:

  1. Скачать генератор QR – кодов; В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать;
  2. Ввести информацию, которую хотим закодировать (доп.параметры ( коррекция ошибок, цвет текста);
  3. Кнопка «Создать», код готов.

Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.

КАК ДЕКОДИРОВАТЬ QR-КОД

Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.

Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play Маркет или App Store. Для этого в поисковике вводятся сочетания «распознать qr код», «сканировать код».QR-КОД В ОБРАЗОВАНИИ

В образовании QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в совместной, игровой, проектной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе.

В совместной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как и заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. Также в QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. Сюрпризный момент.
  2. Познавательный или мотивирующий элемент деятельности. Технология направлена на мотивацию ребѐнка к освоению любой новой информации.

На организационно-мотивационном этапе образовательной деятельности можно использовать QR-код как предположение. ( «О чѐм мы сегодня будем говорить?»).

В качестве поддержки детской инициативы можно предложить дошкольникам придумать, что ещѐ можно зашифровать с помощью QR-кода; лучшие идеи внедрить в группе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Например:

«Что необычного вы заметили в группе?»

«Найди лишний предмет»

«Проверь себя»

«Отгадай загадку»

«С какой ветки детка»

Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма

«Фиксики» - Штрих-код (https://www.youtube.com/watch?v=M79-vcAsQ6c)

Особенно эффективно использование технологии QR-кода как элемента дополнительной реальности во время образовательной деятельности как в группе, так и на прогулке (можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места; при проведении запланированной экскурсии на объектах маршрута можно разместить QR-коды в помощь педагогу).

Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям. Ребята учатся взаимодействию, учатся уступать друг другу и договариваться.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ

Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Все чаще мы  слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми.

Для удобства ознакомления родителей с нормативными документами можно поместить коды на информационных стендах. Родители могут познакомиться с электронной версией документа в любое удобное для них время, сохранив QR-код в памяти мобильного устройства. Стенды «Социальная служба», «Здоровье», «Азбука безопасности», «Первичная профсоюзная организация» и другие могут содержать QR–код со ссылками на соответствующие странички на официальном сайте ДОО. Здесь содержится актуальная информация, памятки, консультации специалистов. Также можно кодировать актуальную информацию для родителей по изучаемой лексической теме, материал для дополнительных занятий с дошкольниками (литературные произведения, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т.д.). Это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов. Объявления о предстоящих мероприятиях, приглашения на родительские собрания, ссылки на онлайн-анкетирование все это позволяет родителям получить всю необходимую информацию по различным вопросам оперативно и компактно.

Педагог не должен стоять на месте. Статус педагога возрастает только тогда, когда педагог интересен детям и родителям. Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Упражнение: «Аплодисменты»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Рефлексия.

Мне было бы интересно узнать ваше мнение о нашем занятии.

  • Что сбылось в ожиданиях, а что осталось не реализованным?»
  • Что было полезным?
  • Что было важно для вас, почему?
  • Что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что легко, что порадовало.
  • Что мешало, что помогало…в работе на семинаре.
  • Что возьмете с собой в практику? Как и когда вы сможете  использовать полученные навыки? Зачем? Что от этого будете иметь лично вы?

Приложение

«Зашифрованные цвета»

Цель игры: на слух определить название цвета, найти и прикрепить штрих к предмету с данным значением цвета.

Ход игры: Скопируйте для печати 7 основных значений цвета

Озвучьте детям цель игры и покажите, как пользоваться сканером для чтения штрих-кода.

Предложите поискать детям предметы в детской группе, которые имеют данное значение и «заштриховать» его.

Данная  игра  не  только  научит  детей  вниманию   и   наблюдению   за   выделенным признаком в окружающих предметах, но и пользоваться программным продуктом  для   игровой   и исследовательской   деятельности.   После   того,   как   предметы «заштрихованы» можно предложить другим детям проверить штрих-код на соответствие заданному значению цвета.

«Угадай по первым звукам»

Цель игры: Формирование умений по первым звукам в словах угадывать новое слово.

Ход игры: Ребенку предлагается определить в словах, изображенных на картинках, первые звуки и составить из них новое слово. Правильный ответ проверить с помощью QR- кода.

b9a5896c7548e8d078e8ac3f5f11dd52.jpg                  C:\Users\Нини\Downloads\My_Gallery.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых технологий в образовательном пространстве ДОО.

#39;Это сообщение актуализирует вопрос использования педагогом цифровых технологий в пространнстве ДОО. Для воспитателя важно понять, что  организуя детскую деятельность в этом направлении, у ре...

Опыт использования цифровых технологий в образовательной деятельности ОДО

В современной жизни различные гаджеты и программы уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах пе...

Использование Mimio технологии в образовательной деятельности педагога с детьми, как создание цифрового пространства ДОО

В последнее время, в жизни общества произошли большие изменения в роли компьютера и информационных технологий. Процесс компьютеризации охватывает всю жизнь современного общества, в том числе воспитани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

XXI век называют веком цифровизации.В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема самообразования «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ре...

выступление на августовской конференции 2021г Тема: «Использование цифровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные о...

Международный центр научного партнерства «Новая наука». Авторская статья "Использование цифровых технологий в исследовательской деятельности старших дошкольников"

АннотацияИспользование цифровых образовательных ресурсов и исследовательской деятельности в практике дошкольного образовательного учреждения являются приоритетами современного образования.В статье пре...