Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ" (из опыта работы старшего воспитателя)
статья

Рудман Лариса Олеговна

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства.Необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.            

Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции , которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Мы хотим познакомить вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

(из опыта работы старшего воспитателя)

                Рудман Лариса Олеговна,

старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77

Приморского района Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства.

Непреходящую актуальность патриотического воспитания детей отражают многие нормативные документы:

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года;

- Декларация о языках народов России «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями от 11 июня 2021 года;

 - Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями на 30 апреля 2021 года.;

-  Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Письмо Минпросвещения РФ «О примерном календарном плане воспитательной работы» от 17 июня 2022 г. N ТВ-1146/06;

-  Приказ Минпросвещения РФ № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минпросвяшения РФ 15.04.22 № СК-295 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»;

 - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

-   Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  

- «Национальная доктрина образования в РФ» ( на период до 2025 года) среди основных целей и задач образования выдвигает следующие: «…сохранение, распространение и развитие национальной культуры, …воспитание патриотов России…..»

Таким образом, необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.

            Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

           Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с  отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с  любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду.

Наша цель - воспитать у детей чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, району, городу. Отношение к своей семье можно считать первым этапом нравственно-патриотического воспитания.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

- воспитывать у ребенка внимание и любовь к родителям, близким людям;

- формировать умение называть имена членов семьи;

- развивать представления и воспитывать привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;

- формировать бережного отношения к природе, ко всему живому;

- развивать интерес к явлениям общественной жизни, народным традициям, народным праздникам.

            Эти задачи мы решаем комплексно во всех видах деятельности:  на занятиях, в играх, в быту, через тематические дни,  праздники, акции, проектную деятельность,  совместную деятельность с родителями.

Образовательные программы и программа воспитания нашего учреждения предлагает следующие составляющие нравственно-патриотического воспитания, содержание которых усложняется от группы к группе:

- семья и семейные ценности

- моя малая Родина. Мой город Санкт – Петербург

- великий День Победы. Воинская слава России

- государственные и народные праздники России

- символика России  и Санкт – Петербурга

- народные традиции и обычаи, промыслы

- народный фольклор

Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции , которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Мы хотим познакомить вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания.

Семья и семейные ценности

              Семейные традиции – это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей, они пример для него. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместные ужины, обеды, чаепития и многое другое. Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом нашего детского сада реализуются такие мероприятия:

- семейные художественно-творческие проекты: герб семьи, генеалогическое древо семьи, самый счастливый день нашей семьи;

- выставки детских рисунков ко Дню Матери «Букет для мамы», «Мамин праздник», «Цветы для мамы», «Мама-главное слово в каждой судьбе», «Мама милая моя», «Портрет для мамы», «Мама-солнышко мое!», «Первоцветы для мамы»;

- выставка «Открытка для мамы»;

- презентации: как мы отдыхали этим летом, «Как я провел лето»;

- выставки совместного творчества: о чем мечтает мама, пап может все на свете, «Книжки-малышки о маме»;

- конкурс чтецов среди воспитанников ГБДОУ детский сад № 77 «Нежные строки о маме»;

- праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!».

Моя малая Родина. Мой город Санкт – Петербург

              Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой находится детский сад, и улицы на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.).


             Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; основные достопримечательности. А тем более, если ты живешь в таком красивом городе, в Санкт – Петербурге. И здесь уже традицией стали:

- тематические досуги и праздники, посвященные Дню снятия Блокады Ленинграда «Блокаде Ленинграда посвящается», выставки детских рисунков «Блокадный Ленинград», минута Памяти, просмотр тематических мультфильмов;

-презентации и выставки творческих работ детей и родителей  на тему  «Достопримечательности Санкт – Петербурга» и «Мой любимый город – Санкт – Петербург»;

-смотр-конкурс творческих работ «Осенний   Петербург»;

- празднование Дня города , конкурс рисунков в рамках целевой программы «Многоликий Петербург».

Великий День Победы. Воинская слава России

              Один из самых важных и знаковых праздников для наших детей – это мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно к этому знаменательному дню готовится весь коллектив детского сада, дети старших и подготовительных групп вместе с родителями. Мы вспоминаем те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества.

               Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях людей, что пережили те времена? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленьком сердце чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Каждый год мы проводим:

- парад  ко Дню Победы, акцию «Солдатская каша», тематические дни, концерты;

- дистанционные  выставки творческих работ воспитанников и родителей «Дню Победы посвящается»;

 - мы слушаем и поем песни военных лет, организуем в группах творческие мастерские по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов ВОВ, читаем стихи о Великой Отечественной Войне и о Победе;

- готовясь к празднику 9 Мая, весь коллектив, родители и дети нашего детского сада приносят фотографии своих дедов и прадедов, рассказывают про их участие в Великой войне, со слов родителей, бабушек и дедушек, в детском саду проходит торжественный парад Бессмертного Полка, воспитанники вместе с педагогами при участии родителей создают «Стену Памяти»;

- в нашем детском саду ежегодно проходит Победная акция «Открытка ветерану», открытка «Великой Победе посвящается»;

- традиционно организуются выставки детских работ  «Праздничная открытка ветерану».

Государственные и народные праздники России

               В рамках тематических дней в нашем детском  саду проводятся мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам:

- Осенины;

- День матери;

- Новогодние праздники;

- Тематический день «День защитника Отечества»;

- Тематический день «Космическое путешествие»;

- Выставки детских рисунков «Арбузное настроение», «Моя мама самая лучшая», «Символ года»,  «Военная техника», «Народная игрушка», «Масленичный сувенир», «Цветы для мамы», «Мой любимый город», «Клумбы в нашем городе».

Символика России  и Санкт – Петербурга

            В развивающей предметно-пространственной среде  групп представлены уголки краеведения, изображающие символы России и города Санкт-Петербурга в соответствии в возрастом воспитанников.

Народные традиции и обычаи, промыслы

            В нашем детском саду в соответствии с годовым планом ежегодно проводятся следующие традиции:

- выставка детских рисунков «Масленичный сувенир», «Пасха в красках», «Золотая хохлома».

Народный фольклор

            Чтобы привить интерес  к народному фольклору наши педагоги и специалисты  знакомят воспитанников  с устным народным творчеством, через русский фольклор. Дети с раннего возраста начинают впитывать нравственно- патриотические чувства с колыбельными песнями мам и бабушек: «Баю, баюшки-баю», «Ночь пришла», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Спи, моя радость, усни» и другие, с прибаутками «Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки!», играми-потешками: «Жили у бабуси, два веселых гуся», «Водичка-водичка», «Потягушеньки» и т.д.

            Игры-потешки – особые забавы взрослых с малыми детьми. Это первая ступень лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. В книжных уголках созданы подборки детской литературы и театров сказок «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

            Игровая деятельность. Народные игры подходят как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду. Чаще это подвижные игры  «Зайка, зайка, попляши!», «У медведя во бору» и т. д. хороводы «Каравай», «Ровным кругом». В подвижных и хороводных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.

            Дидактические игры: «Чей малыш», «У кого какая мама», «Ласковое слово», «Кого как зовут?», «Кто где живет?», «Маленькие помощники» и т.д.

            Сюжетные игры: «Семья», «Дочки – матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей» и т.д. Играя в эти разнообразные игры, продолжаем учить детей играть вместе, дружно. Педагоги формируют в игровой деятельности с детьми   положительное отношение к семье, подводят к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной. Семья - основной институт, где формируются первые патриотические чувства и сознание будущего гражданина.

            Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществляется в детском саду через педагогические проекты «Мой город Санкт-Петербург», «Осенний Санкт-Петербург», «Прогулки по городу». Цель проектов: знакомство с достопримечательностями города, его историей. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребёнка.

            Содержание деятельности педагога и родителей включает консультации: «Куда сходить с ребенком в выходные дни», «Семья и семейные ценности», «Стихи про семью», фотовыставки «Вот так мы отдыхаем».

            Ежегодно в нашем детском саду проводятся фольклорные праздники и развлечения с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства мы знакомимся с традициями народа, например, «Весёлая масленица».

             Нравственно - патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологических центров в группах ДОУ. Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ № 102 г. Миасс

В материале отражается значение экологического воспитания для дошкольников, представлено содержание экологических центров в группах  нашего ДОУ в соответствии с видами детской деятельности: позна...

Обобщение опыта работы старшего воспитателя ДОУ

Статья заключает в себе размышления о профессии старшего воспитателя, актуальности и направлениях методической работы в современном детском саду.  В статье затронуты различные стороны  взаим...

Из опыта работы старшего воспитателя Всероссийский урок - занятие «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

Конспект «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»Цель: способствовать развитию и популяризации здорового образа жизни и Олимпийского движения среди педагогов и воспитанников ДОУ.Задачи:1.  Формирова...

«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)

Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...

Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО

Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...

Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ "Развитие педагогической рефлексии молодого педагога"

Развитие рефлексиыных качеств педагога должно стать важнейшей целью его профессионального роста, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. Всвязи с этим, целью моей педагогической раб...