Проект
проект

Алымова Марина Игоревна

"Воспитание КГН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_guppe_rannego_vozrasta.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей  группы раннего возраста через игровую деятельность»

                                                                                           Подготовила и провела

                                                                      воспитатель

                                                                          Алымова М.И.

Тип: нормативный.

Участники дети 1,5;2-3 лет, родители, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель.

Срок реализации: долгосрочный  (ноябрь 2022 года – май 2023 года).

Актуальность

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема

 У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться.

Цель проекта:

Воспитание у детей 2-3 лет культурно - гигиенических навыков в игровой форме.

Задачи:

1.Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем.

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).

5.Установить доверительные отношения между детским садом и семьей, в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни..

Ожидаемые результаты для детей:

1.  Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;

2.  Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

3.  Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

Ожидаемые результаты для родителей:

1.  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

2.  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

3.  Взаимодействие между детским садом и семьей.

Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:

1.  Единство требований со стороны персонала группы;

Распределение деятельности по этапам.

1 этап -  подготовительный (ноябрь)

- диагностика

- определение целей и задач

-  составление плана работы        

- сбор информации, материалов  по теме;

- организация  предметно- развивающей среды

- составление перспективного тематического плана;

- разработка цикла  занятий;

2 этап – основной (реализация проекта) декабрь - апрель         

- планирование совместной деятельности с детьми

- практическая деятельность по решению проблемы с детьми

- наглядная информация для родителей        

Перспективное планирование

НОЯБРЬ        

Режимный момент

Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава.

Одевание-раздевание: снять обувь.        

Худ. лит.

А. Барто «Лошадка», «Мишка».

В. Бианки «Лис и Мышонок».

РНС «Колобок».

Занятия

Лепка «День рождения куклы Кати».

Рисование «Украсим платье куклы Кати».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф».

Чтение потешки: «Водичка, водичка…».

Беседа: «Как нужно заботиться о кукле».        

Практическая деятельность

Дидактическая игра: «Накроем на стол».

Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки».        

Работа с родителями

Анкетирование

Оформление стенда в родительском уголке

 «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

«Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок»?

ДЕКАБРЬ

Режимный момент

Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.        

Занятия

Озн. с предметным окр. «Игрушки для Мишки и Мишутки».

Разв. Речи «Мишка пьет горячий чай».

Худ. лит. Н. Саконская «Где мой пальчик?»

В. Берестов «Больная кукла».

Описательный рассказ: «Расскажи о кукле (Мишке, посуде).

Лепка «Наша Маша маленькая». «Лепим пирожки, лепим булочки».

Рис-е «Матрешки идут на праздник».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку».

Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки».

Подвижная игра: «Зайка серый умывается».        

Дид. упр: «Мы едим».

Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать».        

Работа с родителями

Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет».

ЯНВАРЬ

Режимный момент

Питание: не разговаривать с полным ртом.

Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.        

Занятия

Озн. с соц. миром «Кукла спит».

Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной».

Худ. лит.

А. Барто «Слон».

М. Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».

РНС «Маша и медведь».

Л. Толстой «3 медведя».

Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать», «Кукла Диана стирает».

Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам».

Сюжетно-ролевая игра:«Котик простудился».        

Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».

Дид. игра:«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»        

Работа с родителями

Рекомендации:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

ФЕВРАЛЬ

Режимный момент

Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.

Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки.        Окр. мир «Кто нас лечит».

Занятия

Разв. речи «Мои помощники».

Худ. лит.

А. Барто «Девочка-ревушка».

С. Капутикян «Маша обедает».

РНС «Маша и медведь».

Рассказывание по предметым картинкам: «Наши игрушки».

Лепка «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки». «Конфеты на тарелке».

«Витамины в баночке».

Рис-е «Яблочки».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате».

Чтение потешки: «Кран откройся…».

Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки».        

Дид. игра: «Каждой вещи свое место».

Дид. Игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».        

Работа с родителями

Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами».

МАРТ

Режимный момент

Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.

Умывание: пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности        

Занятия

Озн. с соц. миром «Угощение для ребят и зверят».

Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Худ. лит.

А. Барто «Зайка»,»Уронили Мишку на пол».

Э. Мошковская «Кран откройся».

Описательный рассказ: о предметах одежды (мебели, посуде).

Лепка «Оладушки для любимой мамочки». «Морковка».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают».

Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».

Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу».        

Дид. игра: «Сервируем стол».

Дид. Игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы».        

Работа с родителями

Папка-передвижка:

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

АПРЕЛЬ

Режимный момент

Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить.

Умывание: пользоваться расческой; пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности        

Занятия

Окр. С предметным миром «Магазин игрушек».

Разв. речи «Мама купает ребенка».

Худ. лит.

Рассматривание картины «Дети обедают».

Рис-е «Вырос наш зеленый лук».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».

Чтение потешки: «Ходит котик с веником».        

Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились».

Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».        

Работа с родителями

Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».

МАЙ

Режимный момент

Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.        

Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед».

Чтение потешки: «У хозяйки-белочки».

Дид. игра с игрушкой: «День рождение».        

Совместная деятельность 

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Работа с родителями

Анкетирование:«Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая д/с».

3 этап  - итоговый (май)        

- итоговая диагностика

- итоговое занятие по КГН.        

Продукт проектной деятельности

Итоговое занятие-развлечение «В гости к чистюлькам».

Фото-выставка: «Самые аккуратные и культурные дети».

 

Приложение

Диагностика уровня сформированности у детей КГН

на начало и конец проекта:

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- мыть лицо, руки;

- закатать рукава;

- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

- пользоваться расческой;

- пользоваться носовым платком.

2.Навыки аккуратной еды включают умение :

-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-не крошить хлеб;

-пережевывать пищу с закрытым ртом;

-не разговаривать с полным ртом;

-тихо выходить по окончании еды из-за стола;

-благодарить.

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-расстегнуть пуговицы, замок;

-снять платье (рубашку), шорты, носки;

-аккуратно повесить;

-снять обувь;

-надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки

3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 1 балл – не выполняет.

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста дома

(анкета для родителей).

Критерии самообслуживания

С помощью взрослого

Самостоятельно

Следит за собой (опрятность) .

Старается быть аккуратным в быту.

Может кушать самостоятельно.

Может пользоваться носовым платком.

Может раздеваться.

Может одеться.

Складывает свои вещи.

Может убрать за собой игрушки.

Ходит в туалет.

Моет и вытирает руки.

Вывод: Результативность проделанной работы показала, что рациональная организация обстановки в группе, систематическая и планомерная  работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников приносит положительные результаты.

Литература:

1.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – с.54

2.  Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7

3.  Ефанова З. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80

4.  Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.

5.  Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

6.  Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...