Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
материал (младшая группа)

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_kng.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт  по самообразованию за 2022 год

В 2022году я начала работу по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.

В дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки и умения, чтобы они в последствии стали привычками.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Для осуществления работы по формированию КГН я буду использовать различные виды деятельности.

Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей раннего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.

Цель самообразования: Повышение профессионального мастерства педагога, создание условий для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности, развивать любознательность и познавательную активность.

Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие задачи.

Задачи:

1.        Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

2.        Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

3.        Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

4.        Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

5.        Обогатить предметно-развивающую среду группы.

6.      Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

-прямое обучение;

-показ;

-упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

-систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был подобраны:

1.Дидактические игровые ситуации

2.Дидактические игры

3. Стихи и потешки по формированию КГН

Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.

1.        Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006

2.        Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 2011.

3.        Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2016

4.        Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5.        Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. Реализация ФГОС в ДОУ. – Скрипторий – 2010  

6.        Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

7.        Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009

8.        Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007

9.         Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2014. с.56

10.        Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

11.        Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -2011. с. 11.

Интернет – ресурсы.

12.        Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

13.        Социальная сеть работников образования «Наша сеть» –                      http://nsportal.ru

Данная литература помогла мне подготовить консультации по теме, занятия для детей.

Мной была проведена большая работа. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей я сообщала им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, который формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было разнообразно. Использовала различные методы и приемы, направленные на эффективное овладение процессами умывания, культурой поведения за столом, одевания и раздевания.

Во время умывания, приёма пищи, одевания читала детям потешки, заклички, прибаутки. Некоторые стихотворения проводила как игры- драматизации, инсценировки, использовали театрализованную деятельность. Например, игру «Хлоп, хлоп ручками, полон мыла таз…» проводили, как игру – умывание. После чтения таких стихов дети с удовольствием умывались, хотя до этого не хотели самостоятельно умываться, ждали помощи от взрослого. Во время приёма пищи использовала в своей работе потешки «Мышка в кружечке зеленой…», «Дай молока, Бурёнушка», после чего дети стали аккуратнее есть.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства я сочетала словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

При обучении определенным навыкам использовала показ взрослого, объяснение. Сама клала расправленное полотенце на обе руки и, поднося к лицу, медленно вытиралась, чтобы не «оставалось капелек воды на щечках», приговаривая: «Чистая водичка моет Кириллу-личико, Нике– ладошки, пальчики – Кристине».

Чтобы содержание работы по формированию культурно- гигиенических навыков было рациональным и эффективным, наметила план работы по ознакомлению и привитию детям навыков умывания, одевания, культуры поведения за столом. Разработала перспективный план непосредственно-образовательной деятельности, в которую включила занятия по данным темам. В игры – занятия включаю разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, диафильмы, фотографии, альбомы и т. д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие показываю каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях: в режимных моментах, в неорганизованной свободной деятельности.

Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов является фольклор и средства художественной литературы. С их помощью выполнение режимных процессов становится для детей более радостными. С помощью этих средств воспитатель учит детей умываться, чисть зубы, следить за своим внешним видом.Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью.

Все сведения по гигиене, прививающиеся детям во время совместных игровых образовательных ситуаций и самостоятельной деятельности представляют собой дидактическую игру. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для культурно- гигиенического воспитания.

Гигиенические знания разумны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого использовались некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Для сравнения,обсуждения и правильного восприятия проблеммы я читала детям много художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», А.Барто «Чумазая девочка», И.Муравейка «Я сама» и др. Интересны детям и литературные сюжеты  «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе мы разыгрывали маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививались детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима мы нашли благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены я давала детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. В нашем учреждении созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания– единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней. Обязанность воспитателей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

В начале года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков. Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной был оформлен альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.

Диагностика в конце учебного года показала довольно хорошие результаты. За год дети многому научились.

Проведенная работа показала, что при формировании культурно- гигиенических навыков разные виды деятельности помогают детям, активизируют их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает воспитывать аккуратность, опрятность, желание ходить чистыми, следить за своим внешним видом. Результаты показывают, что в основном все дети самостоятельно пользуются мылом без помощи взрослого и намыливают руки, самостоятельно смывают мыло с рук, самостоятельно вытирают лицо и руки полотенцем. С подворачиванием рукавов одежды справляются все дети Сам процесс умывания нравится всем детям, поэтому все умываются тщательно и научились стряхивать лишнюю воду с рук над умывальником. Чистят зубы с удовольствием, двое детей с помощью взрослого. Кушают все дети самостоятельно, пользуются салфеткой после еды, говорят «спасибо» после еды. Три человека полностью справляются с процессом одевания и раздевания, помощь им оказывается в редких случаях, или застегнуть верхнюю пуговицу на верхней одежде, завязать шарф Остальные самостоятельно одевают колготки, носки, шорты, сандали, сапоги, снимают футболки, и майки. Девочки обращают внимание на свои прически (расчесываются самостоятельно).

В  наше учреждение дети поступают в любое время, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

«Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»

laquo;Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»...

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию в младшей разновозрастной группы « Улыбка» Тема : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности »

В своей работе по данному направлению я использовала следующие принципы:-Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивает...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. И...