Картотека речевых пятиминуток
картотека (средняя группа)

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_pyatiminutok.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Картотека речевых пятиминуток

        Насырова З.Е.

                  Содержание:

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Осень
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы

Пояснительная записка.

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях

развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

  1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щѐк;

научить ребѐнка удерживать определѐнную артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжѐнность) артикуляционных органов;

подготовить ребѐнка к правильному произношению звуков.

  1. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
  1. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию

нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

  1. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
  1. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..
  1. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Осень»

Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берѐзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберѐм.

(загибать пальцы, начиная с большого)

(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)

Речевая зарядка

Любит осень жѐлтый цвет:

  • жѐлтым дождиком рассвет, Пожелтевшую траву И опавшую листву, Листьев жѐлтые страницы, Улетают когда птицы. Погрустить любит с утра Осень - жѐлтая пора.

Координация речи с движением

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Закружились, полетели И на землю тихо сели.

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб,

огорчились: «Ах-ах-ах!»

Развитие мелкой моторики

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик конечно,

  • красавец мухомор Пусть украсит косогор!

Речевая зарядка

Есть семейные грибы, Лишь семьей живут они На пеньках и на корнях, И в траве на вырубках. Это дружные ребята Называются опята.

Координация с движением

Гриша шел – шел – шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

(шагаем на месте)

(хлопки в ладоши)

(наклоны вперед)

(наклоны вперед)

(наклоны вперед)

(шагаем на месте)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

Развитие мелкой моторики

   Где обедал воробей?

   В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у синицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного…

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

 зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Речевая зарядка

Алой кисточкой заря,

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу,

Не замерз он на снегу.

Координация с движением

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,        Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Прыг-скок, прыг-скок,        кружатся

Завертелась, как волчок.        приседают

Вот присела на минутку, почесывают пальчиками грудь Почесала клювом грудку, убегают на места

   с дорожки — на плетень, Сидя, взмахивают кистями рук Тири-    тири, тень-тень-тень.

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Насос»

   Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда        колѐса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колѐса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

Развитие мелкой моторики

Чтобы печку

истопить,

Надо дров нам

нарубить.

(имитировать движения рук дровосека, пальцы

«сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно

Рубим, рубим мы

сильнее)

дровишки –

Пусть тепло будет

детишкам.

Речевая зарядка

Папа дал мне молоток,

  • сказал: "Давай, сынок, Вместе сделаем забор, Приведем в порядок двор. Буду я пилить, строгать, Ты – дощечки прибивать". Дружно взялись мы за дело,
  • работа закипела.

Координация с движением

Пилим, пилим, пилим, пилим,

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой.

(имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).

(скачут, как лошадки).

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать:

«ж-ж-ж».

Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

Развитие мелкой моторики

Жук сидит на

веточке.

Вы не бойтесь,        (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец

деточки.        развести в стороны

Попробуйте-ка        (―усы‖). Пошевелить ―усами‖.)

сами

Пошевелить усами!

Речевая зарядка

Все собрав свои дела, Жужжит и кружится пчела. Вот важно села на цветок, Она ведь знает в этом толк, Суть еѐ земных забот - Сладкий и душистый мѐд.

Координация с движением

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

(и.п: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь

проснется -

Бабочка кружит и вьется.

(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

(«летать», имитируя движения бабочки)

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «23 февраля. Защитники отечества»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох

спокойный, равномерный.

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный

выдох.

Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а...

Рябиновый - и-и-и...

Березовый - о-о-о...

Дубовый - у-у-у...

Развитие мелкой моторики

Командир позвал солдат:

―Становитесь дружно в

(поочередно пригибать пальцы к ладошке,

начиная с мизинца)

ряд!

Первый встал, за ним –

(кулачок разжать, широко

второй,

расставив пальцы в стороны.)

Безымянный, быстро в

строй!‖

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – ― Ура!‖

На парад идти пора.

Речевая зарядка

Защитники обители.

Отважные бойцы.

   Доблестные рыцари.

   Лихие храбрецы.

Координация с движением

Левой, правой

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, Барабанит

Полтора часа подряд. Левой, правой, Левой, правой,

Барабан... уже дырявый!

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

  • Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

Развитие мелкой моторики

Пять маленьких

рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

  • рыбка сказала: ―Нырять здесь легко!‖ Вторая сказала: ―Ведь здесь глубоко‖.

А третья сказала: ―Мне хочется спать!‖ Четвѐртая стала Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: ―Здесь крокодил! Плывите скорей, Чтобы не проглотил!‖

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями (дрожь).

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Речевая зарядка

Сом на дне ночует в яме,

Шевелит во сне усами,

  река бежит с высот,

  В яму соне корм несет.

Координация с движением                      

У меня в аквариуме, Золотая рыбка, Я смотрю на рыбку, Говорю с улыбкой:

«Может, ты – волшебная, Может, не простая, Раз зовут тебя все люди

Рыбка золотая?» Хвостиком колышет, Смотрит не мигая,

Ничего не отвечает, Рыбка золотая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Картотека логопедических пятиминуток"

Лексические логопедические пятиминутки...

Картотека речевых пятиминуток.

Картотека речевых пятиминуток....

Картотека логоритмических пятиминуток

В своей работе, кроме  традиционных логопедических игр и  упражнений по устранению общего недоразвития речи, я использую такие эффективные методы, способствующие преодолению речевы...

Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....

Картотека логопедических пятиминуток

Картотека логопедических пятиминуток...

Картотека речевых пятиминуток

В данной работе представлены упражнения и игры по тематическим темам: "Весна", "капель", "птицы", "лесные звери" и т.д....