Программа по самообразованию
рабочая программа (младшая группа)

Шипунова Кристина Павловна

Пррограмма по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №165»

Программа

по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2022-2023 г.

Выполнила: воспитатель

Шипунова К.П

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка

Способности и таланты детей начинают проявляться через их руки. Различные движения рук и игры с пальцами стимулируют развитие речи и мышления ребенка, так как развитие рук тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие мелкой моторики также важно, потому что вся жизнь ребенка требует точных и координированных движений рук и пальцев, необходимых для одевания, рисования, письма и выполнения различных повседневных и учебных задач.

Игры с пальчиками имеют множество положительных эффектов на развитие ребенка. Они способствуют эмоциональному развитию, помогая детям выражать свои чувства и эмоции через движения пальцев. Это особенно важно для малышей, которые еще не умеют говорить или выражать свои мысли словами.

Игры с пальчиками также развивают навыки подражания и способность слушать и понимать речь. Когда ребенок наблюдает за движениями пальцев взрослого или другого ребенка, он учится повторять эти движения, что способствует развитию его моторики и координации движений.

При использовании стихотворных строк в играх с пальчиками, речь ребенка становится более ясной, ритмичной и контролируемой. Ребенок учится сочетать движения пальцев с произношением слов, что способствует развитию его речевой активности.

Игры с пальчиками также развивают память, воображение и фантазию ребенка. Когда ребенок осваивает различные упражнения с пальчиками, он может использовать их для создания своих собственных историй и сюжетов. Это способствует развитию его творческого мышления и способности к самовыражению.

Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, обычно обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием и связной речью. Игры с пальчиками помогают развить эти навыки, так как требуют точности и контроля движений пальцев.

В целом, игры с пальчиками являются отличным инструментом для развития ребенка. Они не только развивают его моторику и речь, но и способствуют эмоциональному и творческому развитию. Игры с пальчиками могут быть простыми и доступными для детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в качестве игровой активности для развития малышей. 

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игры с пальчиками является очень важным и актуальным. Ребенок в этом возрасте активно изучает мир через прикосновения, поэтому необходимо давать ему возможность трогать и исследовать различные предметы. Игры с пальчиками помогают развить навыки мелкой моторики, которые являются основой для развития речи и других когнитивных навыков.

Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно проводить простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также необходимо уделять внимание развитию элементарных навыков самообслуживания, таких как застегивание пуговиц и завязывание шнурков.

Игры с различными конструкторами, такими как "Лего", также очень полезны для развития мелкой моторики. Ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, что требует точности и контроля движений пальцев. Это стимулирует развитие речи и других когнитивных навыков.

В целом, развитие мелкой моторики через игры с пальчиками является не только важным, но и актуальным в наше время. Это помогает развить навыки самообслуживания, речи, логического мышления и других когнитивных навыков у детей раннего возраста.

Актуальность выбранной темы:

Развитие мелкой моторики у детей в раннем возрасте через игры с пальчиками является важным и актуальным. В этом возрасте дети активно изучают мир через прикосновения, поэтому им необходимо давать возможность трогать и исследовать различные предметы. Игры с пальчиками помогают развить навыки мелкой моторики, которые являются основой для развития речи и других когнитивных навыков.

Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно проводить простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также необходимо уделять внимание развитию элементарных навыков самообслуживания, таких как застегивание пуговиц и завязывание шнурков.

Игры с различными конструкторами, например "Лего", также очень полезны для развития мелкой моторики. Ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, что требует точности и контроля движений пальцев. Это стимулирует развитие речи и других когнитивных навыков.

В целом, развитие мелкой моторики через игры с пальчиками является не только важным, но и актуальным в наше время. Это помогает развить навыки самообслуживания, речи, логического мышления и других когнитивных навыков у детей раннего возраста. Дети, у которых мелкая моторика не развита должны усердно работать над улучшением этого навыка, чтобы быть более независимыми и успешными в школе и в жизни в целом.      

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные иды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика  

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном шариками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2022-2023 учебный год

                                           Работа с детьми    

Месяц

Содержание

       Задачи

Декабрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

       Январь

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Дидактическая игра «Сухой бассейн»»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Дидактическая игра «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

   Февраль

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

   Март

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Дидактическая игра «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

  Апрель

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Май

Дидактическая игра «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Дидактическая игра «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Июнь

Пальчиковое рисование «На улице лето»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Июль

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Август

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

 Работа с родителями:

Декабрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Январь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Февраль

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Март

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Апрель

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Май

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Июнь

Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Июль

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Август

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

*Написать конспект ООД в группе раннего возраста на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.

Список литературы

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

 5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

Программа по самообразованию.

Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...

Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»

В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...