Мастер-класс с родителями и детьми в средней общеразвивающей группе по теме: «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия (средняя группа)

Людмила Коваленко

Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, элементы декора своего жилища, расписывают интерьерные игрушки. Представленный мастер-класс знакомит с историей и традиционной росписью филимоновской игрушки-свистульки. Показывает как можно соединить традиции и современность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_konspekt.docx221.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Светлячок» г.Балаково Саратовской области

C:\Users\Пользователь\Desktop\ГПиН_баннер_.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\SFGBTiBI15U.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\emblema-zdorovyy-doshkolnik-xvjcnuzv14u.jpg

Мастер-класс

с родителями и детьми в средней общеразвивающей  группе по

 теме:  «Дымковские узоры»

                                                                                                          Воспитатели:

Коваленко Л.А.

                                                                                                          Бунтукова О.А.

Мастер-класс с родителями и детьми в общеразвивающей группе «Дымковские узоры»

Пояснительная записка. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и взрослых с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей  и их родителей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Цель: Формирование у детей  и родителей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи: Расширять представления детей  и родителей об истории возникновения дымковской игрушки. Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек. Развивать умения  применять нетрадиционные техники: рисовать  ватными палочками, применять метод –тычок. Воспитывать любовь к дымковской игрушке. Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора. Воспитывать уважение к труду мастеров. Учить родителей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Оборудование, материалы: Заготовки дымковских игрушек из соленого теста для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями«Рисуем Дымковскую ро спись».

 Работа с родителями :

Беседы, индивидуальные и групповые консультации,

оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из соленого теста дымковских игрушек.

Организационный момент.

Ход мастер класса

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня  мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения, которые дарят нам положительные эмоции. Предлагаю вам поиграть в игру «Подари улыбку».(Родители и дети встают в круг, берутся за руки и по очереди  дарят друг другу улыбку и доброе пожелание).

Воспитатель приглашает детей и родителей сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы. Показ презентации(приложение 1).

Воспитатель: Сегодня нам предстоит увлекательное занятие. Очень интересное и такое же полезное.(приложение 1)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – “ Дымковская”. (Показ слайдов презентации приложение 1).

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки Из небольшого глиняного шарика с отверстиям свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многлюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название -“Свистунья”. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.

Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастеров! А расписывать мы с вами будем дымковских барынь .

Практическая работа.

Воспитатель: Приглашаем всех за столы.

В процессе росписи есть несколько этапов:

Первый этап – подготовка поверхности к росписи (очистка, ошкуривание).

Второй этап – грунтовка – нанесение на поверхность акриловой краски или специального грунтовочного состава плоской кистью или валиком.

Третий этап - После того, как поверхность высохнет, на нее можно наносить рисунок.

Мы приготовили вам заготовки.

Для работы нам потребуются следующие материалы: заготовки  барышень, широкая и тонкая кисти, вода, гуашь, акриловые краски (синюю, белую, жёлтую, чёрную, красную)

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики.

Элементы росписи —это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги, врезных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает.

Дымковское представление. Оказывается, вначале глиняные игрушки лепили, как свистульки. Готовили их всю зиму к весенней ярмарке и празднику ''Свистопляска''. Чтобы обжечь свистульки, печи топили с утра до ночи. От этого и возникли названия Дымково, дымковские игрушки.

Постепенно из обыкновенных свистулек игрушки превратились в произведения искусства. Вначале их лепили из глины, купали в белилах, чтобы не пачкалась. Узор был самый простой - круги и точки, прямые и волнистые линии. Но мастерицы разрисовывали фигурки так, что было глаз не отвести! Барышни получались нарядные, кавалеры - смешные, а птицы и животные – с особой выдумкой!

Приглядитесь к ним, и они подарят вам минуты радости и удивления!

Приступаем к росписи.

Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски: они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны.

Мы с вами будем пользоваться художественной гуашью и акриловыми красками.

Переходим к цветовому оформлению. Начнём расписывать понравившуюся Вам игрушку. При работе с кистью важно уметь ее держать. Для этого возьмите ее как обычную ручку, затем установите вертикально, фиксируя положение большим, указательным и средним пальцами, причем, средний палец не касается поверхности, а лежит на железном обшлаге кисточки. Безымянный палец не играет никакой роли, главное – чтобы не мешал работе, а опора приходится на мизинец. Вот в таком состоянии попробуйте порисовать кисточкой овалы и покрутить ее вокруг своей оси. Для этого она должна свободно ходить в ваших пальцах. Во время работы помните, что кисть должна постоянно находиться перпендикулярно поверхности, если это вам не удобно, значит нужно поменять положение изделия, но не кисти. Краску на кисть набирайте равномерно. Набрав краску, снимите ее часть о край палитры, чтобы не дать кончику кисти разлохматиться.(приложение 2)

Цвет является одним из основных средств эмоциональной выразительности. Цвета бывают теплыми (красный, оранжевый, желтый) и холодными (фиолетовый, синий, голубой). Зеленый цвет является уравновешивающим.

Р. Хен в книге «Азбука цветов» описал эмоциональную окраску цветов. Красный активный раздражитель, символизирующий сильные чувства, любовь, огонь, праздничность, поэтому это основной цвет народных орнаментов и картинок. Оранжевый не менее праздничный, но с радостным оттенком, ощущением перемен и всего нового, очень аппетитный цвет. Желтый – цвет солнца, веселья и легкости. Зеленый успокаивает и связывает не сочетаемые цвета в единое целое, цвет растительности. Черный уменьшает объем, служит контуром, тенью, усиливает действие красного и желтого, торжественный, серьезный. Синий - тяжелый, строгий, энергичный, отличается от него сине-голубой, символизирующий ясное, чистое небо, бесконечность, верность, спокойный, грустный цвет. Белый - нейтральный, несущий свет в темные красочные пятна, белые мазки придают объем фигурам, символизируют целомудрие, чистому, невинность. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.

Физминутка. (звучит музыка)

Под веселые напевы повернемся  вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед содою!

Топни левою ногою!

Топни правою ногою!

Вправо шаг. На месте стой!

Влево шаг. И снова стой!

Повернись направо к другу,

правую дай руку другу.

Воспитатель: Игрушка готова!

Заключительная часть. Рефлексия.

Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской барышни. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую игрушку.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда.

Уважаемые родители и ребята , скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Ответы родителей.(приложение 4)

Спасибо за работу! И за помощь в создании мини - музея «Дымковской игрушки». Успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для домашних занятий родителей с детьми логопедической средней группы ДОУ компенсирующего вида

Уважаемые коллеги, представляю Вам «Методические рекомендации для  домашних занятий родителей  с детьми логопедической средней группы ДОУ компенсирующего вида», составленные мною по «Програм...

Мастер класс с родителями и детьми в средней группе

Аппликация   " ёжик  "   из семечек...

Совместная деятельность с родителями и детьми в средней группе «Путешествие в Сказочную страну».

Интересное развлечение для детей средней группы и их родителей....

Мастер-класс с родителями и детьми в средней группе. Знакомство детей с православным праздником «ПАСХА».

Мастер-класс с родителями и детьми в средней группе. Знакомство детей с православным праздником «ПАСХА» Тема: Изготовление Пасхального яйца. Цель: Формировать у детей желание изготавлив...

Перспективный план работы с родителями и детьми в средней группе на год

Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Спортивный досуг с родителями и детьми в средней группе " Мы ребята лучше всех,нас в футболе ждёт успех"

Цель:Развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол.Задачи:1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста многообразные действия с мячом.2. Развивать...

Родительский клуб. Мастер – класс для родителей с детьми в средней группе «Игрушка своими руками»

Цель:- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей....