Учим детей старшего дошкольного возраста договариваться друг с другом.
консультация

Петрович Ирина Владимировна

Задача взрослого научить дошкольников договариваться между собой. Договариваться — приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. умение искать компромиссы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учим детей старшего дошкольного возраста

договариваться друг с другом.

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Старший дошкольник ориентирован на самоутверждение, что часто приводит к столкновению интересов, и в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. Здесь обнаруживается серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться. 

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Дети обзываются, препираются, жалуются друг на друга, дерутся, могут испортить чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивает пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача взрослого научить дошкольников договариваться между собой. Договариваться — приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. умение искать компромиссы.

Причины детского неумения договариваться кроются в психологических особенностях детей. Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем:

  • привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • в конфликтной ситуации ребенок чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • у ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.    

 Также неумение детей договариваться может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований.

Развитие умения договариваться - работа взрослого (педагога и родителя), которая должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы:

  • умение оценивать свое поведение;
  • умение определять причину ссоры;
  • умение избегать конфликтных ситуаций;
  • способы и приемы самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить дошкольников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповое обсуждение правил поведения;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Можно ввести в группе несколько правил и следовать им.

  1. Правило «3 нельзя»:
  • «Нельзя брать чужое»
  • «Нельзя обзывать другого человека»
  • «Нельзя прикасаться к телу другого человека без его согласия»

2. «Стол переговоров». При возникновении конфликтной ситуации дети садятся за стол переговоров и обсуждают сложившуюся ситуацию, затем обсуждают ее с педагогом

 3. «Уголок примирения». Дети самостоятельно или с воспитателем ищут пути примирения. Лучшим способом приобретения социального опыта дошкольниками является игра.

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения: 

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» - поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Воспитатель просит детей дать развернутый ответ «Я говорю: «Отстань!», если …»
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких игр, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых. Не нужно приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые, т.к. сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать. Взрослый в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом, включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.  
  • Игра «Объясни без слов» — дети должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты. 
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.

Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. 

Рекомендации взрослому (воспитателю/родителю) при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • Менять привычные правила. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе нарисовать рисунок». 
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.   
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.

Можно проводить беседы на такие темы:

  • «Поступки человека и его характер»;
  • «Как решить конфликт»;
  • «Как повлиять на поведение другого человека»;
  • «Что делать с обидой».

Также воспитателю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Огонь - друг, огонь - враг"

Программное содержание:Познакомить детей с историей появления огня в жизни человека;Сформировать представления детей о положительной роли огня в жизни человека;Закрепить знания детей об опасных ситуац...

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ".

  Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что ч...

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста "Войди в лес другом!"

ЦельЦель мероприятия: - расширить и углубить знания детей о лесе, о правилах поведения в природе; - воспитывать заботливое отношение к природе....

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник и друг язычок».

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник и друг язычок»....

Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...

Литературная игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста с презентацией. Добрый друг детей – С. Я. Маршак

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное литературное путешествие по произведениям С. Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы...