"Современному ребенку - современного воспитателя"
консультация

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_vospitatel.docx26.12 КБ
PDF icon sovremennyy_vospitatel.pdf1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

на тему:

«Современному ребенку –

современного воспитателя!»

Подготовила воспитатель:

Космакова В.Н.

г.Москва г.Троицк

21.03.2023

Профессия Воспитатель – огромный труд, требующий высокого внимания, терпения и ответственности.

Воспитатель – человек, которому родители доверяют самое дорогое в жизни – своего ребенка.

Воспитатель детского сада – чрезвычайно важная и сложная профессия. Многочисленные исследования показывают, что опыт, полученный человеком в дошкольном детстве, оказывает огромное влияние не только на последующие учебные достижения, но и на успешность человека в целом. 

Воспитатель детского сада – человек, которого дети видят порой чаще, чем
собственных родителей. На его, а чаще – на её глазах, малыши растут,
учатся, смеются и плачут, привыкают к определённому режиму, едят
ненавистную кашу, радуются прогулкам и, конечно, взрослеют.

Воспитатель детского сада. Люди такой профессии особенные. Не каждый
отважится посвятить жизнь самым маленьким, стать для них второй мамой,
делать с ними первые шаги в жизни, учить добру, любить своих родных и 
близких, свой город, свою страну. Малыши – это благодатная почва. Какое зерно в неё кинешь, такой росток и взойдёт. Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки, запеканка и  компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница.
Сегодня словосочетание «детский садик» не вызывает столько позитива, как
раньше (я имею в виду родителей). Проблем с детскими садами сегодня много. Об этом знает каждый. Однако детки, посещающие это учреждение сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. Воспитатель. Каким он был 20-30 лет назад и какой он сегодня? Изменился ли его портрет? Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?

 Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаём будущее нашей страны. Каждый ребёнок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растёт в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нём нет чуткости и сострадания.

Каким же должен быть педагог? Какими качествами обладать? В общечеловеческом смысле педагог – это человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда может понять незащищенность детей, может увидеть себя в детях и встать на их позицию.

Не каждый человек, получивший профессию воспитателя, может им работать. Надо так любить работу с детьми, чтобы идти в детский сад с хорошим настроением и желанием нести детям новое и непременно позитивное. Необходимо при этом иметь жизнерадостный и веселый характер, умение не сердится на ребенка, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником!

Воспитатель должен знать:

  • Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и города Москвы;
  • Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
  •  Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • Возрастную физиологию и гигиену;
  • Методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
  • Педагогическую этику;
  • Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
  • Новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
  • Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования;
  • Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лица, их заменяющими), коллегами по работе;
  • Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • Основы экологии, экономики, социологии;
  • Трудовое законодательство;
  • Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием;
  • Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
  • Правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.

Трудовые действия воспитателя:

  1. Педагогическое наблюдение за деятельностью, поведением детей для индивидуализации образовательного процесса
  2. Участие в проектировании образовательных программ дошкольного образования в образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования
  3. Осуществление педагогической поддержки детской инициативы и самостоятельности для формирования у воспитанников мотивации к участию в различных видах деятельности
  4. Педагогическое обеспечение социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития воспитанников
  5. Организация различных видов деятельности воспитанников на основе предоставления детям возможности выбора видов активности
  6. Проведение фестивалей, праздников, творческих мероприятий с группой воспитанников, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  7. Проведение прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, экскурсий для группы воспитанников
  8. Ознакомление воспитанников с детской литературой, чтение им детской литературы, формирование интереса к чтению
  9. Реализация образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с детьми-инвалидами в рамках адаптированных образовательных программ дошкольного образования
  10. Осуществление педагогической диагностики развития воспитанников
  11. Ведение педагогической документации, в том числе в электронном виде
  12. Осуществление защиты персональных данных детей и семей воспитанников
  13. Охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности в ходе образовательной деятельности, оказание им первой помощи

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

б) способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми, и их родителями;

в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;

г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Работа воспитателя детского сада заключается не только в том, чтобы ребёнок вовремя поел или поспал, но и в обучении и помощи. По-настоящему хороший воспитатель сумеет найти индивидуальный подход, как к каждому ребёнку, так и ко всей группе в целом. Здоровая самооценка, способность слушать и понимать другого, вера в свои силы, богатство эмоциональных переживаний, умение выступить с инициативой и довести замысел до конца, воображение, способность сообща находить решение проблем, чувство юмора, физическое здоровье – это база, которая в основном формируется до семи лет и позволяет человеку уверенно строить собственную семью, профессиональную карьеру, заниматься общественной деятельностью в течение всей жизни.

  Сегодня педагоги ДО находятся в непростой ситуации. С одной стороны, школа предъявляет все более высокие требования к уровню подготовки будущих первоклассников. Письмо, чтение, счет – чего только не должен уметь ребенок уже к 7 годам. С другой стороны, все ведущие специалисты по детской психологии говорят о ценности игры, общения, свободной деятельности, конструирования, моделирования, исследования, проектирования. Кажется, что требования, звучащие с разных сторон, противоречивы и зачастую в рамках одного рабочего дня просто не выполнимы. К тому же многие родители сегодня ждут от детского сада не только «ухода и присмотра» за детьми, а реального образования (или что-то нереального): все хотят, чтобы ребенку в течении дня было интересно. Чтобы вечером он бежал к маме из группы с горящими глазами и криком: «У нас сегодня такое было! Такое! Не поверишь, сейчас расскажу!».

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями и инновациями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Основные инновации:

  1. Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
  2. Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
  3. Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
  4.  Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и  вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
  5.  Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
  6. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
  7. Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и  возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
  8. Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
  9. Предлагается новый формат взаимодействия с  родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и  партнеры, у  которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
  10.  Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

«Современному ребенку – современного воспитателя!» – лозунг сегодняшнего дня!

– А кто же такой «современный воспитатель»?! Тот, кто работает сегодня или тот, который должен быть? Давайте порассуждаем. А рассуждать мы будем с помощью современных технологий: я предлагаю каждому из вас в течение трёх минут, кратко и лаконично презентовать своё мнение о том: какой же он, современный воспитатель?

Презентации педагогов. 

Как Вы думаете: Воспитатель — это профессия или призвание? Мнения педагогов.

Есть мнение, что воспитатель должен занимать активную жизненную позицию. Как Вы понимаете, в чем проявляется активная жизненная позиция воспитателя? Ответы педагогов.

Для выработки своей жизненной позиции необходимо верить в свои силы, уметь честно и открыто взглянуть на себя. Что я вам и предлагаю сейчас сделать.

Упражнение «Кто я? Какая я?» – за 3 минуты необходимо написать 10 слов напротив каждого вопроса.

Обсуждение:

  • У кого больше 10 слов? У кого меньше?
  • Кому трудно (легко) было найти слова? Почему?

Мы – педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Поэтому нам нужно научиться взвешивать каждое свое слово, обдумывать каждый свой поступок. Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Личность современного воспитателя во много определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Сейчас мы проверим Вашу эрудицию. Я буду задавать Вам вопросы из самых различных областей знаний, а Вы постарайтесь на них ответить.

Вопросы:

  1. Поделки из бумаги, изготовленные путем сгибания (оригами)
  2. Зачем белке длинный и пушистый хвост (руль)
  3. Цвет символизирующий активность, энергию, силу, решительность (красный)
  4. Самая длинная река в Европе (Волга)
  5. Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио)
  6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней (все месяцы)
  7. Самая престижная премия в американском кинематографе (Оскар)
  8. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный с выводом моралью. (басня)
  9. Самая распространенная обувь на Руси. (лапти)
  10. Что означало старинное слово недуг (болезнь)
  11. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей дошкольного возраста (игровая деятельность).

А закончить наше мероприятие я хочу следующими строчками:

Конечно должен все уметь

Знать, мыслить, не робеть!

Быть добрым, вежливым, веселым.

Угрюмость, злость оставь за домом.

Детей любить, для них стараться.

И никогда не унывать….

И на работу как на праздник,

Всегда с улыбкой прибегать!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современному ребенку современного воспитателя."

Воспитатель это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения....

Статья «Современному ребенку – современный воспитатель»

"Современному ребенку - современного воспитателя!" - лозунг сегодняшнего дня! -А кто же такой "современный воспитатель"?! Человек, который живет своей профессией, в которой достигает значительн...

Статья «Современному ребенку – современный воспитатель»

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги должны пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на поз...

Современному ребенку-современный воспитатель

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования....

Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...