"Современному ребенку - современного воспитателя"
консультация
Консультация для воспитателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.12 КБ | |
| 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г.Троицка» |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
на тему:
«Современному ребенку –
современного воспитателя!»
Подготовила воспитатель:
Космакова В.Н.
г.Москва г.Троицк
21.03.2023
Профессия Воспитатель – огромный труд, требующий высокого внимания, терпения и ответственности.
Воспитатель – человек, которому родители доверяют самое дорогое в жизни – своего ребенка.
Воспитатель детского сада – чрезвычайно важная и сложная профессия. Многочисленные исследования показывают, что опыт, полученный человеком в дошкольном детстве, оказывает огромное влияние не только на последующие учебные достижения, но и на успешность человека в целом.
Воспитатель детского сада – человек, которого дети видят порой чаще, чем
собственных родителей. На его, а чаще – на её глазах, малыши растут,
учатся, смеются и плачут, привыкают к определённому режиму, едят
ненавистную кашу, радуются прогулкам и, конечно, взрослеют.
Воспитатель детского сада. Люди такой профессии особенные. Не каждый
отважится посвятить жизнь самым маленьким, стать для них второй мамой,
делать с ними первые шаги в жизни, учить добру, любить своих родных и
близких, свой город, свою страну. Малыши – это благодатная почва. Какое зерно в неё кинешь, такой росток и взойдёт. Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница.
Сегодня словосочетание «детский садик» не вызывает столько позитива, как
раньше (я имею в виду родителей). Проблем с детскими садами сегодня много. Об этом знает каждый. Однако детки, посещающие это учреждение сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. Воспитатель. Каким он был 20-30 лет назад и какой он сегодня? Изменился ли его портрет? Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?
Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаём будущее нашей страны. Каждый ребёнок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растёт в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нём нет чуткости и сострадания.
Каким же должен быть педагог? Какими качествами обладать? В общечеловеческом смысле педагог – это человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда может понять незащищенность детей, может увидеть себя в детях и встать на их позицию.
Не каждый человек, получивший профессию воспитателя, может им работать. Надо так любить работу с детьми, чтобы идти в детский сад с хорошим настроением и желанием нести детям новое и непременно позитивное. Необходимо при этом иметь жизнерадостный и веселый характер, умение не сердится на ребенка, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником!
Воспитатель должен знать:
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и города Москвы;
- Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
- Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
- Возрастную физиологию и гигиену;
- Методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
- Педагогическую этику;
- Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
- Новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
- Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования;
- Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лица, их заменяющими), коллегами по работе;
- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- Основы экологии, экономики, социологии;
- Трудовое законодательство;
- Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием;
- Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- Правила по охране труда и пожарной безопасности;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
Трудовые действия воспитателя:
- Педагогическое наблюдение за деятельностью, поведением детей для индивидуализации образовательного процесса
- Участие в проектировании образовательных программ дошкольного образования в образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования
- Осуществление педагогической поддержки детской инициативы и самостоятельности для формирования у воспитанников мотивации к участию в различных видах деятельности
- Педагогическое обеспечение социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития воспитанников
- Организация различных видов деятельности воспитанников на основе предоставления детям возможности выбора видов активности
- Проведение фестивалей, праздников, творческих мероприятий с группой воспитанников, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Проведение прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, экскурсий для группы воспитанников
- Ознакомление воспитанников с детской литературой, чтение им детской литературы, формирование интереса к чтению
- Реализация образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с детьми-инвалидами в рамках адаптированных образовательных программ дошкольного образования
- Осуществление педагогической диагностики развития воспитанников
- Ведение педагогической документации, в том числе в электронном виде
- Осуществление защиты персональных данных детей и семей воспитанников
- Охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности в ходе образовательной деятельности, оказание им первой помощи
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
б) способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми, и их родителями;
в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;
г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Работа воспитателя детского сада заключается не только в том, чтобы ребёнок вовремя поел или поспал, но и в обучении и помощи. По-настоящему хороший воспитатель сумеет найти индивидуальный подход, как к каждому ребёнку, так и ко всей группе в целом. Здоровая самооценка, способность слушать и понимать другого, вера в свои силы, богатство эмоциональных переживаний, умение выступить с инициативой и довести замысел до конца, воображение, способность сообща находить решение проблем, чувство юмора, физическое здоровье – это база, которая в основном формируется до семи лет и позволяет человеку уверенно строить собственную семью, профессиональную карьеру, заниматься общественной деятельностью в течение всей жизни.
Сегодня педагоги ДО находятся в непростой ситуации. С одной стороны, школа предъявляет все более высокие требования к уровню подготовки будущих первоклассников. Письмо, чтение, счет – чего только не должен уметь ребенок уже к 7 годам. С другой стороны, все ведущие специалисты по детской психологии говорят о ценности игры, общения, свободной деятельности, конструирования, моделирования, исследования, проектирования. Кажется, что требования, звучащие с разных сторон, противоречивы и зачастую в рамках одного рабочего дня просто не выполнимы. К тому же многие родители сегодня ждут от детского сада не только «ухода и присмотра» за детьми, а реального образования (или что-то нереального): все хотят, чтобы ребенку в течении дня было интересно. Чтобы вечером он бежал к маме из группы с горящими глазами и криком: «У нас сегодня такое было! Такое! Не поверишь, сейчас расскажу!».
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями и инновациями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Основные инновации:
- Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
- Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
- Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
- Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
- Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
- Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
- Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
- Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
- Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
- Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
Современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:
- четкое видение современных задач образования;
- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- сохранять физическое и духовное развитие детей;
- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;
- способность к самообразованию и личностному росту.
«Современному ребенку – современного воспитателя!» – лозунг сегодняшнего дня!
– А кто же такой «современный воспитатель»?! Тот, кто работает сегодня или тот, который должен быть? Давайте порассуждаем. А рассуждать мы будем с помощью современных технологий: я предлагаю каждому из вас в течение трёх минут, кратко и лаконично презентовать своё мнение о том: какой же он, современный воспитатель?
Презентации педагогов.
Как Вы думаете: Воспитатель — это профессия или призвание? Мнения педагогов.
Есть мнение, что воспитатель должен занимать активную жизненную позицию. Как Вы понимаете, в чем проявляется активная жизненная позиция воспитателя? Ответы педагогов.
Для выработки своей жизненной позиции необходимо верить в свои силы, уметь честно и открыто взглянуть на себя. Что я вам и предлагаю сейчас сделать.
Упражнение «Кто я? Какая я?» – за 3 минуты необходимо написать 10 слов напротив каждого вопроса.
Обсуждение:
- У кого больше 10 слов? У кого меньше?
- Кому трудно (легко) было найти слова? Почему?
Мы – педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Поэтому нам нужно научиться взвешивать каждое свое слово, обдумывать каждый свой поступок. Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
Личность современного воспитателя во много определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Сейчас мы проверим Вашу эрудицию. Я буду задавать Вам вопросы из самых различных областей знаний, а Вы постарайтесь на них ответить.
Вопросы:
- Поделки из бумаги, изготовленные путем сгибания (оригами)
- Зачем белке длинный и пушистый хвост (руль)
- Цвет символизирующий активность, энергию, силу, решительность (красный)
- Самая длинная река в Европе (Волга)
- Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней (все месяцы)
- Самая престижная премия в американском кинематографе (Оскар)
- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный с выводом моралью. (басня)
- Самая распространенная обувь на Руси. (лапти)
- Что означало старинное слово недуг (болезнь)
- Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей дошкольного возраста (игровая деятельность).
А закончить наше мероприятие я хочу следующими строчками:
Конечно должен все уметь
Знать, мыслить, не робеть!
Быть добрым, вежливым, веселым.
Угрюмость, злость оставь за домом.
Детей любить, для них стараться.
И никогда не унывать….
И на работу как на праздник,
Всегда с улыбкой прибегать!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лозунг сегодняшнего дня – «Современному ребенку - современного воспитателя!»
Моя профессия – воспитатель! Взгляд изнутри....

Презентация "Современному ребенку современного воспитателя."
Воспитатель это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения....

Статья «Современному ребенку – современный воспитатель»
"Современному ребенку - современного воспитателя!" - лозунг сегодняшнего дня! -А кто же такой "современный воспитатель"?! Человек, который живет своей профессией, в которой достигает значительн...

Статья «Современному ребенку – современный воспитатель»
Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги должны пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на поз...

Современному ребенку-современный воспитатель
В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования....

Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"
Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...
