Познавательно-исследовательский проект средней группы «Волшебница вода»
проект (средняя группа)

Голубева Екатерина Александровна
Познавательно-исследовательский проект
средней группы 
«Волшебница вода»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda_srednyaya_gruppa.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»


Познавательно-исследовательский проект

средней группы

«Волшебница вода»

Воспитатель:

Голубева Е.А.

 

Актуальность проекта: 

В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.

Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это вода. Океаны и моря – самые большие водоёмы, хранилища воды на Земле, в моря впадают реки, а любая река начинается с ручейка.

Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. С этой целью был разработан экологический проект «Волшебница вода», который позволит расширить и углубить представления детей о воде, водоемах. Научит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.

Цель проекта: разносторонне развивать детей через разноплановое знакомство с водой: как удивительным веществом, как условием существования жизни, как средой обитания живых существ. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с водой и способами их разрешения.

Задачи: 

1) Разработать и провести игровые обучающие ситуации, знакомящие детей с разными аспектами темы:

 - вода на планете (где на нашей планете можно встретить воду, какие водоемы бывают, чем они отличаются, вода соленая и пресная, вода в ледниках).

 - вода – основа жизни (кому необходима вода, почему ее нужно экономить, беречь от загрязнений.

 - вода – среда жизни живых существ

 - агрегатные состояния воды (провести эксперименты, демонстрирующие переход воды из жидкого в твердое состояние, из жидкого в пар и наоборот; правилах безопасности при встрече с горячим паром, о хождении по льду на реке познакомить детей  с понятиями термометра и температуры);

 - круговорот воды в природе.

 2) Наблюдать за различными проявлениями воды в окружающем мире .

 3) Провести эксперименты, направленные на изучение различных свойств воды:

- отсутствие формы, цвета, запаха;

- вода – растворитель;

- тонет - не тонет;

- переход воды из одного состояния в другое;

- поверхностное натяжение воды;

- очищение воды с помощью различных фильтров, в том числе самодельных.

 4)  Разработать и создать карточки для групповой мини-лаборатории, позволяющие детям  самостоятельно проводить некоторые эксперименты с водой.

 5) Провести исследование воды из разных источников.

 6) Создать коллекцию творческих работ детей по теме проекта (рисунки, аппликации, плакаты, листовки и пр.).

 7) Подобрать и провести игры и упражнения по теме проектного исследования, направленные на разностороннее развитие детей.

Ожидаемые результаты: По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять. В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.

Вид проекта:

  • Групповой;
  • Обучающий;
  • Познавательно-исследовательский;
  • Творческий;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: октябрь 2019г. –май 2020 г.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

Основной этап.

Дата

Тема занятия.

Цели

Октябрь 2019 г.  

Подготовительный этап проекта: «Волшебница вода»

Беседа: «Загадочная вода»

Дидактическая игра 

«Вода – это…»

Опытно-исследовательская деятельность:

Опыт № 1. «У воды нет запаха»

Опыт № 2. «Своего вкуса у воды нет»

Опыт № 3. «Вода- растворитель»

Опыт № 4. «Вода прозрачная»

Опыт № 5. «Какой формы вода?»

Чтение «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

 

Сюжетно-ролевая игра «На рыбалке»

Подвижная игра: «Море волнуется»

Определить тему и цели проекта; формулировка и определение задач проекта; составление плана работы над проектом. 

Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет). Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать логическое мышление

Учить детей слушать художественное произведение, воспринимать и понимать прочитанное. .

Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;  формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы - заместители и атрибуты;  развивать элементарные навыки рыболовства;

фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, учить выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений.

Ноябрь 2019г.

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа: «Водоемы и их обитатели».

Беседа: «Откуда пришел дождь?»

НОД по познавательному развитию «Свойства воды»

Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе»

Чтение художественной литературы: стихотворение «Что случилось с водой?» - Б. Заходер, «Капля и море» - Э. Мошковская;

 рассказ «Как люди речку обидели» - Н. А. Рыжова.

НОД художественно-эстетическое развитие. Лепка «Разные рыбки»

Творческая мастерская. Рисование акварелью: «Дождик».

НОД рисование « Рыбки плавают в аквариуме»

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Дидактическая игра «О двух братцах»

Подвижные игры с кочки на кочку:

Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;

формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей.

Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

Познакомить детей со свойствами воды. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, закрепить знания о том, где в каком виде существует вода в окружающей среде.

Продолжать учить

наблюдать за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий; рассматривать иллюстрации о живой и неживой природе; отгадывать загадки.

Воспитывать у детей умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя.

Учить передавать отличительные особенности

разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга.

Учить детей проводить цветные линии по сырому листу, совершенствовать умение промывать кисть, набирать краску нужного цвета.

Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях.

формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Учить детей внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы».

продолжать учить подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Повторить с детьми названия и строение рыб, чем они дышат, как плавают, чем питаются, чем покрыто тело рыб. Какие есть водоемы, несколько названий.

Декабрь 2019г.

НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода»

.Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда! »

Дидактическая игра «Знаем, знаем!»

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт «Как окрасить воду?»

Опыт «Как получить цветные льдинки?»

Познавательно - исследовательская деятельность:

«Делаем фигурки из снега»

Чтение художественной литературы: «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

«Королева – вода»  Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

Наблюдение за снегопадом

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Наблюдение за льдом.

Конструирование из бумаги: «Снежинки».

Порекомендовать родителям по дороге в детский сад или домой обратить внимание детей на снег, его свойства, красоту.

Закреплять знания детей о свойствах воды (жидкое, твёрдое, парообразное)

Углублять знания детей о разных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном; развивать воображение.

Научить детей определять по описанию обитателей водоемов, научить правильному и точному их описанию

Формировать представление детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя.

Выявить свойство воды замерзать на холоде. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок

 понаблюдать, описать вместе с детьми некоторые  качества и свойства  снега (белый, пушистый, холодный, тает, лепится).

Воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.

 уточнить представления о свойствах снега;      закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.

расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; - воспитывать наблюдательность и внимание.

 

формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; продолжать знакомить со свойствами воды.

Способствовать развитию творческого потенциала детей при изготовлении новогодней снежинки различных форм;

Январь 2020г.

НОД «Аппликация «Снеговик»;

НОД «Кому нужна вода?»

Беседа «Вода в жизни человека».

Наблюдение за снегом

Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры».

(Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?)

 

Подвижная игра: « Снег кружится»

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт «Почему льда больше, чем воды?»

Опыт: «Какие особенности у теплой и холодной воды?»

Чтение экологической сказки «История одной капли»

Конструирование из крупного строительного материала «Мост через реку»

Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой»

Продолжать учить срезать углы у прямоугольника, учить детей составлять композиции во весь лист. Воспитывать у детей интерес к аппликации. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой.

Уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды

Познакомить детей со свойствами  снега. Формировать умение видеть красоту окружающей природы.

Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры  Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда.

Выявить в какой воде ( теплой или холодной) быстрее растворяются вещества. Развивать умение  размышлять, обобщать результаты опытов.

расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении;  Упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образец построек, иллюстраций; учить самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Продолжать учить детей строить мосты разной конструкции, вызвать интерес к творческому конструированию,

Февраль 2020г.

НОД : «Вода-водица»

Беседа:

«Загрязнение воды и как этого избежать»

Чтение сказок «Как тучка была в пустыне» и

«Сила Дождя и Дружбы»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Подвижная игра: "Я тучка, тучка, тучка…".

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Как вода дает жизнь растениям»

«Почему исчезает вода?»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

 Дать представление о значении воды в нашей жизни.

сформировать у детей знания о видах загрязнения воды. Задачи: -изучить масштабность проблемы; -проанализировать виды загрязнения воды; -найти рациональные способы очистки питьевой воды.

развивать познавательный интерес к миру природы; · посредством экологических сказок прививать детям 

экологическую культуру поведения; · формировать систему элементарных экологических научных знаний..

Закрепить названия водоемов и обитателей этих водоемов.

Развивать двигательную активность детей, продолжать укреплять их здоровье посредством здоровьесберегающих технологий.

Показать значение воды в жизни растений.

Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода

Развивать умения детей распределять роли и действовать согласно им. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

Март 2020г.

НОД «Куда ушли снеговики»

НОД Аппликация «Живые облака».

Беседа

«Бережем воду вместе»

Чтение экологических сказок «История Маленького Лягушонка» и «Все живое нуждается в воде»

Дидактическая игра «Помоги Незнайке»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Можно ли пить талую воду?»

«Очищение воды»

«Как растения пьют воду?

Консультации и памятки для родителей: "Питьевая вода и здоровье детей."

Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.

учить детей изображать облака по форме похожие на знакомые предметы и явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение , внимание и наблюдательность .

научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого.

Учить детей слушать внимательно произведения и отвечать на вопросы.

Закреплять знания детей о растительном мире водоемов и обитателей этих водоемов.

Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды и как можно очистить воду.

Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Содействовать заботливому отношению к растениям.

Апрель 2020г.

Чтение

Сказки о воде, самом чудесном чуде на Земле

НОД Лепка «Наш аквариум»

Дидактическая игра: «Закончи рисунок»

Опытно- исследовательская деятельность:

«Как вода отражает предметы?»

«Как вытолкнуть воду»

«Тонет- не тонет»

  1. Сюжетно-ролевая игра: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Наглядная консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

формировать экологическую сознательность и культуру через знакомство с литературным произведением - сказкой.

активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Продолжать освоение рельефной лепки , создавать фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами . 

Закреплять знания детей о частях тела рыб и других обитателей водоемов.

Выявить с детьми свойства воды отражать в себе разнообразные предметы.

Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погрузить предметы.

Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде

закреплять знания детей о профессиях взрослых на корабле; закреплять знания детей о морских обитателях и умение различать их по картинкам ;обогащать словарный запас детей

Май 2020г.

 Сценарий развлечения для детей средней группы

«Волшебница вода»

Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;

Составление портфолио проекта.

закрепить знания и представления о свойствах воды, создать радостное настроение, ощущение праздника.

Заключительный этап проекта 

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд);что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Воспитанники получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Дети приобрели практические навыки , научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научились контролировать свои поступки , чтобы не причинить вреда природе.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. «Юный эколог» -программа воспитания экологической культуры детей. М. ,Новая школа – 1999г.

2. Масленникова О. Н, Филлипенко А. А, «Экологические проекты в детском саду». М. 2011- Волгоград, Учитель 2010г.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет» Волгоград, Учитель 2006г.

4. Н. А. Рыжова «Волшебница вода». Москва. LINKA- PRESS. 1997г.

5. Т. И. Попова «Мир вокруг нас».. LINKA- PRESS. 1998г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебница вода»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности детям даётся представление о воде, как о жидком веществе, происходит знакомство с её свойствами....

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

Проект средней группы «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» (Наука в Подмосковье)

quot;Волшебница вода" краткосрочный познавательно-исследовательский проект. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Наша цель ф...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет)....

Проект средней группы «Волшебница - вода»

Проект средней группы    «Волшебница - вода»      Давайте же воду все будем беречь.От трат неразумных ее все стеречь.Иначе закончится...