Методические рекомендации для педагогов ДОО «Подготовка и проведение образовательного терренкура для детей и родителей по территории ДОО: «Золотой запас Самарской губернии»
методическая разработка (подготовительная группа)

Устинова Евгения Борисовна

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

Мы, как бы долго ни обсуждали,

что может быть фундаментом,

прочным моральным основанием для нашей страны,

 ничего другого всё равно не придумаем.

Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов,

 нашей тысячелетней культуре

и уникальному опыту сосуществования

 сотен народов и языков на территории России.

 Это ответственность за свою страну и её будущее».

В.В.Путина.

Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При

прохождении этого маршрута педагоги одновременно решают задачи оздоровления и закаливания детей, а также воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад № 53»,  

расположенное по адресу: 446012, Самарская область, город Сызрань, улица Хвалынская, дом 85

Методические рекомендации для педагогов ДОО

 «Подготовка и проведение образовательного терренкура

для детей и родителей по территории ДОО:

«Золотой запас Самарской губернии»

Разработали педагоги СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани:

Устинова Евгения Борисовна, инструктор по физической культуре;

Долганова Татьяна Николаевна, методист

г. Сызрань, 2023 г.

      Содержание

Введение………………………………………………………………….…………….3

Цели и задачи мероприятия………………………………………………………….5

Этапы проведения…………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………………10

Приложения

1.Сценарий образовательного терренкура для детей и родителей по территории ДОО «Золотой запас Самарской губернии»

2.Электронная презентация опыта подготовки и проведения мероприятия «Образовательный терренкур по территории ДОО «Золотой запас Самарской губернии»»

   

 Введение

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

Мы, как бы долго ни обсуждали,

что может быть фундаментом,

прочным моральным основанием для нашей страны,

 ничего другого всё равно не придумаем.

Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов,

 нашей тысячелетней культуре

и уникальному опыту сосуществования

 сотен народов и языков на территории России.

 Это ответственность за свою страну и её будущее».

В.В.Путина.

        Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При прохождении этого маршрута педагоги одновременно решают задачи оздоровления и закаливания детей, а также воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

        Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:

- реалистические знания;

- закрепляют определённые навыки и умения;

- проявляют творчество и фантазию;

- удовлетворяют двигательную активность;

- взаимодействуют с окружающим миром;

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, движения.

        Перед прогулкой воспитатель вместе с дошкольниками определяет тему терренкура. Затем педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура с учетом сезона и возраста детей. Дошкольники выбирают станции, которые они хотели бы посетить, и воспитатель прокладывает терренкур - оформляет карту-схему маршрута или использует готовую, расположенную на баннере детского сада. В соответствии с темой прогулки педагог подбирает инвентарь, переносные макеты и соответствующие возрасту детей виды деятельности, игры, упражнения на дыхание, физические упражнения, которые они будут выполнять в пути и на станциях терренкура.

      Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности:

     - варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки,  познавательного содержания, интересов детей;

      - перед прогулкой проводится инструктаж детей по технике безопасности, берется аптечка;

      - оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с временами года и погодными условиями;

     - прогулки предусматривают контроль за сохранением оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути;

     - одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

        

Цели и задачи

         Цель: воспитание патриотических чувств и любви к родному краю .

         Интеграция образовательных областей:  «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

        Задачи:

     ОО «Физическое развитие»:

  • способствовать развитию психофизических качеств (ловкость, быстрота, гибкость), координации движений, умения ориентироваться на территории детского сада;
  • развивать интерес  к народным подвижным играм, осознанно относится к выполнению правил игры;
  • поддерживать интерес к спорту и достижениям спортсменов  Самарской области.

ОО «Познавательное развитие»:

  • продолжать знакомить детей с растительным миром, закреплять знания некоторых растений и природных достопримечательностях Самарской области;
  • продолжать формировать представление о народах населяющих Самарскую губернию.

 ОО «Развитие речи»:

  • продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей;
  • продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворение.

   ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  • способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;
  • знакомить с национальными плясками и элементами национальных костюмов

(русские, татары, таджики) некоторых народов населяющих Самарскую     губернию.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Этапы проведения мероприятия:

1 этап – предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций о природе Самарской области;

- беседы о растительном мире Самарского региона; о выращивании ароматных растений, их пользе для человека;

- использование ЭОР: «Самарская губерния в спортивных красках», «Самарские олимпийцы в Токио»;

- разучивание стихотворений о Самарской губернии;

- организация фотовыставки «Моя малая родина»;

- виртуальные экскурсии по природным местам нашего края;

- организация познавательно-исследовательской деятельности в  «Уголке родного края»;

- рассматривание альбома «Народы Поволжья», беседы о народах разных национальностей проживающих в Самарском крае;

- знакомство дошкольников с подвижными народными играми.

      2 этап – подготовительный:

- разработка сценария мероприятия, с интересными испытаниями для детей и их родителей, подготовлены атрибуты для прохождения станций;

- подготовка национальных костюмов, подготовка атрибутов, музыкального сопровождения, необходимого оборудования;

- распределение обязанностей ведущих, героев (пиратов).

В данном мероприятии принимают участие дети и родители (пираты) .

      И на конец, пришел тот долгожданный день…

      Мы собрались на нашей спортивной площадке…

      Звучит песня «Ах Самара городок», выходят дети…                

Оборудование: карта (маршрутный лист); колонка, аудиозаписи, телефон; костюмы народов Поволжья (для детей), костюмы для пиратов (родителей);  фотографии спортсменов (Алексей Немов, Кирилл и Антон Бородачевы, Андрей Юдин, Анастасия Лагина, Олег Саитов и видов спорта (спортивная гимнастика, фехтование, батутист, гандбол, боксер), стойка для фотографий; фото «Природные достопримечательности Самарской области» (Муранского  бора, Жигулевских гор, реки Волги, поля села Пестравка, Голубого озера, Ведьминого озера), природный материал (щепа, сено, трава, песок, камни мелкие, камни крупные), стойки для ящиков с душистыми травами, цветные ленты.

- распределение обязанностей ведущей, героев игры (родители - пираты).

3 этап – проведение игры. Все мероприятие разделено на части:

  1. Торжественная часть:

- которая включала в себя загадки, чтение стихотворений о дружбе народов в Самарской губернии, появление нежданных гостей пиратов.

  1. Мотивация детей и родителей на решение поисковой задачи:

- поиск золотого запаса Самарской губернии, за которым и приплыли к нам пираты.

     3.Прохождение станций:

      №1Станция «Дружба народов»

         -  читают стихи;

         - танцуют танец «Дружба народов»;

         - дети рассказывают о костюме своей национальности, демонстрируя его.

    Переход от станции «Дружба народов» до станции «Уголок  родного            края»     осуществляется с помощью ходьбы приставным шагом, руки на          поясе.

      №2Станция» Уголок родного края» -

     - чтение стихотворения;

-посещение объекта  «Садик ароматов» (здесь у нас представлены ароматные травы, которые растут на территории Самарской области.)

-посещение объекта «Сад ощущений» (Здесь мы предлагаем вам путешествие по бесценным природным  достопримечательностям Самарской земли, представлен природный материал, привезенный из разных уголков Самарского края)

- посещение «Дерева желаний» с  соблюдением  старинного обряда (завязывают ленточки на дубе - “дереве желаний”)

Переход от станции «Уголок  родного края» до станции «Игры народов Поволжья» осуществляется с помощью бега «змейкой» друг за другом.

 №3 Станция «Игры народов Поволжья»:

-Чтение стихотворения

-Татарская народная игра «Продаем горшки»;

-Чувашская народная игра «Голова и хвост»;

-Русская народная игра «Плетень»;

Переход от станции «Игры народов Поволжья» до станции  «Знаменитые Самарские спортсмены» осуществляется с помощью спокойной ходьбы с восстановлением дыхания. Приближаясь к станции  «Знаменитые Самарские спортсмены» переход на ходьбу, с высоким подниманием колена.

№4 Станция «Знаменитые Самарские спортсмены»:

- игра «Назовите, кто изображен на фотографиях» - соединяя фотографии спортсменов Самарской области с видами спорта, в которых они добились успеха.

      Переход от станции «Знаменитые спортсмены»  до станции  «Самарский хоровод» осуществляется с помощью подскоков на правой и левой ноге, с продвижением вперед. 

№5 Станция «Самарский хоровод»:

 - заключительный танец «Самарская губерния крылья страны»

 4 этап – итог

Пройдя все станции, участники мероприятия делятся своими впечатлениями о путешествии. Все задания успешно выполнены. Участники терренкура получили массу положительных эмоций, и  пополнили свои знания о родном крае и ощутили приятную усталость от двигательной деятельности.

…Пират 1: Нам очень понравилось путешествие по вашему родному краю. Хоть и не нашли сундуков с золотыми слитками. Мы, именно здесь, у вас,  наконец, поняли…

Золотой запас Самарской губернии – это люди, традиции, обычаи. У вас очень красивый край, с уникальной природой, животными и растениями.

Пират 2: Я будто попал в другой мир, добрый, приветливый, прогретый любовью, созданный только для меня. И стало тепло-тепло, и крылья выросли, я понял: вот оно, счастье.

Пират 1:Так хочется у вас остаться, но пора возвращаться домой, на обратном пути мы всем будем рассказывать о вашем крае. До свидания ребята, до новых встреч.  

    Заключение

     Таким образом, эта инновационная технология позволила в увлекательной и игровой форме решить задачи всех образовательных областей, а также задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников, пополнить и углубить знания взрослых и детей о Самарской губернии.

     Список литературы:

- О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект».  Изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

- О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие  для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

- Чепракова Н. В. Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 67-70.

Давыдова О.И. «Формируем предметно развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада»/Справочник старшего вроспитателя № 11, 2015 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Терренкур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Подготовка дошкольника к закаливающей процедуре по контрастному обливанию ног"

Вариантов психологического воздействия на ребенка дошкольного возраста в педагогической практике достаточно, применять их нужно в завимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка....

Методические рекомендации для педагогов "Особенности организации и проведения коммуникативных игр"

Данные методические рекомендации содержат также картотеку игр на сплочение детского коллектива...

Рекомендации для педагогов Методика подготовки и проведения выставок

Рекомендации для педагоговМетодика подготовки и проведения выставок Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, персональные.Этапы организации и проведения выставки:1. опр...

Сценарий образовательного терренкура для детей и родителей по территории ДОО: «Золотой запас Самарской губернии»

   Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При прохождении этого маршр...

Методические рекомендации для педагогов ДОО «Подготовка и проведение квест-игры с элементами геокешинга «Сызрань – город сокровищ» с родителями и детьми старшего дошкольного возраста»

    Геокэшинг (англ. geocaching от греч. γεο- — Земля + англ. cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахожд...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для педагогов по подготовке к аттестации

Рекомендации и примерные материалы для педагогов по подготовке к аттестации...