Сценарий образовательного терренкура для детей и родителей по территории ДОО: «Золотой запас Самарской губернии»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Устинова Евгения Борисовна

     Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При прохождении этого маршрута педагоги одновременно решают задачи оздоровления и закаливания детей, а также воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:

- реалистические знания;

- закрепляют определённые навыки и умения;

- проявляют творчество и фантазию;

- удовлетворяют двигательную активность;

- взаимодействуют с окружающим миром;

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, движения.

     Перед прогулкой воспитатель вместе с дошкольниками определяет тему терренкура. Затем педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура с учетом сезона и возраста детей. Дошкольники выбирают станции, которые они хотели бы посетить, и воспитатель прокладывает терренкур - оформляет карту-схему маршрута или использует готовую, расположенную на баннере детского сада. В соответствии с темой прогулки педагог подбирает инвентарь, переносные макеты и соответствующие возрасту детей виды деятельности, игры, упражнения на дыхание, физические упражнения, которые они будут выполнять в пути и на станциях терренкура.

      Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности:

     - варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки,  познавательного содержания, интересов детей;

      - перед прогулкой проводится инструктаж детей по технике безопасности, берется аптечка;

      - оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с временами года и погодными условиями;

     - прогулки предусматривают контроль за сохранением оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути;

     - одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_zapas_samarskoy_gubernii.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №26

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №53,

расположенное по адресу: 446012, Самарская область, город Сызрань, ул.Хвалынская, дом 85

Сценарий образовательного терренкура

для детей и родителей по территории ДОО:

«Золотой запас Самарской губернии»

Авторы педагоги СП «Детский сад №53» ГБОУ СОШ №26 г. Сызрани:

Устинова Евгения Борисовна, инструктор по физической культуре

Долганова Татьяна Николаевна, методист

г.Сызрань, 2021г.

    Введение

     Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При прохождении этого маршрута педагоги одновременно решают задачи оздоровления и закаливания детей, а также воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

     Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материала, дети в игровой форме получают:

- реалистические знания;

- закрепляют определённые навыки и умения;

- проявляют творчество и фантазию;

- удовлетворяют двигательную активность;

- взаимодействуют с окружающим миром;

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, движения.

     Перед прогулкой воспитатель вместе с дошкольниками определяет тему терренкура. Затем педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура с учетом сезона и возраста детей. Дошкольники выбирают станции, которые они хотели бы посетить, и воспитатель прокладывает терренкур - оформляет карту-схему маршрута или использует готовую, расположенную на баннере детского сада. В соответствии с темой прогулки педагог подбирает инвентарь, переносные макеты и соответствующие возрасту детей виды деятельности, игры, упражнения на дыхание, физические упражнения, которые они будут выполнять в пути и на станциях терренкура.

      Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности:

     - варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки,  познавательного содержания, интересов детей;

      - перед прогулкой проводится инструктаж детей по технике безопасности, берется аптечка;

      - оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с временами года и погодными условиями;

     - прогулки предусматривают контроль за сохранением оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути;

     - одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

     Цель: воспитание патриотических чувств и любви к Родине через двигательную активность.

     Интеграция образовательных областей:  «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

     Задачи:

     ОО «Физическое развитие»:

- способствовать развитию психофизических качеств (ловкость, быстрота, гибкость), координации движений, умения ориентироваться на территории детского сада;

- развивать интерес  к народным подвижным играм, осознанно относится к выполнению правил игры;

- поддерживать интерес к спорту и достижениям спортсменов Самарской области.

     ОО «Познавательное развитие»:

- продолжать формировать умение «читать»  простейшую графическую информацию, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);

- поддерживать интерес детей к природе родного края;

- продолжать знакомить детей с растительным миром, закреплять знания некоторых растений и природных достоприменчательностях Самарской области;

- продолжать формировать представление о народах населяющих Самарскую губернию.

     ОО «Развитие речи»:

- продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворение.

     ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

- знакомить с национальными плясками и элементами национальных костюмов (русские, татары, таджики) некоторых народов населяющих Самарскую губернию.

     ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине;

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

     Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций о природе Самарской области;

- беседы о растительном мире Самарского региона; о выращивании ароматных растений, их пользе для человека;

- использование ЭОР: «Самарская губерния в спортивных красках», «Самарские олимпийцы в Токио»;

- разучивание стихотворений о Самарской губернии;

- организация фотовыставки «Моя малая родина»;

- виртуальные экскурсии по природным местам нашего края;

- организация познавательно-исследовательской деятельности в  «Уголке родного края»;

- рассматривание альбома «Народы Поволжья», беседы о народах разных национальностей проживающих в Самарском крае;

- знакомство дошкольников с подвижными народными играми.

     Аудитория: дети подготовительной к школе группе (6-7 лет) и их родители.

     Музыкальное оформление:

1. Минус песни «Ах, Самара - городок» (слова и музыка – народные);

2. Музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря» (авторы: Клаус Бадельт, Ханс Циммер, Джеф Дзанелли);

3. музыкальный микс - «Дружба народов»;

4. аудиозапись - звуки природы «Лес и птицы»;

5. «Олимпиада 80» (музыка Давида Тухманова, слова Роберта Рождественского);

6. татарская народная мелодия;

7. чувашская народная мелодия;

8. Песня «Кадриль» (автор: слова: Темникова Е., муз. Виктор Темнов);

9. Песня «Самарская губерния крылья страны» (исполнители:  Катя Куйбышева и Павел Павлов).

     Оборудование: карта (маршрутный лист); колонка, аудиозаписи, телефон; костюмы народов Поволжья (для детей), костюмы для пиратов (родителей);  фотографии спортсменов (Алексей Немов, Кирилл и Антон Бородачевы, Андрей Юдин, Анастасия Лагина, Олег Саитов и видов спорта (спортивная гимнастика, фехтование, батутист, гандбол, боксер), стойка для фотографий; фото «Природные достопримечательности Самарской области» (Муранского  бора, Жигулевских гор, реки Волги, поля села Пестравка, Голубого озера, Ведьминого озера), природный материал (щепа, сено, трава, песок, камни мелкие, камни крупные), стойки для ящиков с душистыми травами, цветные ленты.

     Практическая часть:

     Звучит песня «Ах Самара городок», выходят дети…

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, а что бы узнать куда,  нам нужно отгадать  загадки.

1.Здесь родился, живёшь,

   Уезжаешь и скучаешь.

    Как зовут эти места, ты знаешь?

                                              (Родина)

2.Территории страны,

    Вы, ребята, знать должны,

    Чтобы письма всем писать

     И посылки отправлять.

     Есть Московская, Тверская,

      А у вас она, какая?

                                (Самарская область)

Ведущий: Молодцы, загадки отгадали. И сегодня мы отправимся в путешествие по Самарской области, по маршруту, который мы с вами выбрали ранее. Ну, а что ждет нас впереди, мы скоро узнаем.

(Звучит музыка, появляются пираты)

Пират: Эй, полундра! Все наверх!!

               Что за шутки? Что за смех?

                Мы веселья не выносим,

                Что хотим – берем, не просим.

                 Спорить с нами, мало толку,

                 Нет преград морскому волку.

                 Знаем клады всех морей

                 В трюмах разных кораблей.

                 Неспроста приплыли к вам.

                Слышали, что здесь у вас,

                Припрятан золотой запас.

Все пираты: КЛАСС!!!

Ведущий: Кто вы? Что вам надо?

Пират: Мы пираты. Приплыли издалека. Ищем золотой запас Самарской губернии. По преданиям старейших, где-то здесь в Самарской губернии он и находится.

Ведущий: О золотом запасе мы не слышали…, но если хотите, вместе с нами отправляйтесь в путешествие по Самарской области, может вместе, мы что-нибудь и найдем.

Пират: Хорошо, уговорили,  мы отправляемся с вами…

Ведущий: И так, давайте посмотрим наш маршрутный лист, на какую же станцию и каким способом, мы с вами отправимся в первую очередь.

     Станция №1 «Дружба народов»

Ребенок: Пусть мы такие разные -

                У нас одна семья.

                 Ведь дружба народов

                 Не просто слова,

                Дружба народов навеки жива.

     Танец «Дружба народов»

Ведущий: В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, цыгане и др. Самарская губерния это многонациональный регион, в котором каждый народ занимает определенное пространство и вносит свой вклад в развитие региона.

     Представление национальных костюмов:

Ведущий: А сейчас мы приглашаем детей:

     - в русских национальных костюмах;

     - татарских национальных костюмах;

     - таджикском национальном костюме.

 (Дети рассказывают о костюме своей национальности.)

Ребенок: Давайте дружить, давайте любить,

                Давайте друг другу улыбки дарить.

                Добром за добро не стесняться платить

                 И в гости почаще друг к другу ходить

Ребенок: Давайте смеяться, давайте играть,

                Давайте друг другу во всем доверять.

             Мы будем дружить как большая семья

              И станет счастливей родная Земля!

     Переход от станции «Дружба народов» до станции «Уголок  родного края» осуществляется с помощью ходьбы, с высоким подниманием колен.

     Станция №2«Уголок  родного края»

Ведущий: О природе Самарского края много сложено стихов. Наши ребята прочтут нам стихотворение  Никоновой Алены.

Ребенок 1: Все говорят: в Европе хорошо!

                    Цивилизация, природа,

                    Зеленые деревья и кусты

                    Цветут в любое время года.

                    Там нет заносов, нет морозов,

                    Но вы подумайте, друзья,

                    Там нет ни кленов, ни березок,

                    Везде одни лишь тополя.

                    Их холят и лелеют в парках,

                    За ними тщательный уход,

                    Пылинки с листиков сдувают,

                    За это там и платный вход.

Ребенок  2: Друзья, я ездила в Европу!

                     Я видела природу там,

                     Но предпочтенье отдаю я

                     Самарским рекам и лесам.

                     Вот Волга-матушка неспешно

                     Течет, раскинув берега,

                     А за рекою же, конечно,

                     Прекрасные цветущие луга.

Ребенок  3: А Сок, сын Волги, чем он хуже?

                     Везде такая красота!

                     Есть рощи, ежевика, рыба,

                     Великолепные места!

                    Курумоч, лес сосновый дикий,

                    Там лоси ходят меж елей,

                    Следов там лисьих вереницы

                    Зимой, а летом много там ежей.

                    Да мало ль мест еще в Самаре?

                    (В самарской области,

                     Уж если быть точней)

                    Где так прекрасно солнышко сияет,

                    Где много водится зверей.

Дети вместе: Мы долго думали об этом,

                         И все же, как тут ни крути,

                         Хоть обойди весь белый свет ты,

                          А края лучше не найти!

Ведущий: Глубокими корнями связан человек со своей родной землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. В памяти человека, на долгие, долгие годы сохраняются картины родных мест. Мы с вами пришли на станцию «Уголок  родного края», где вспомним, покажем и расскажем своим гостям, о природных достопримечательностях  родного края.

      «Садик ароматов», здесь у нас представлены ароматные травы, которые растут на территории Самарской области. Ароматные травы, помогают расслабиться, успокаивают головную боль и создают атмосферу отдыха. Сейчас ребята  расскажут о некоторых из них.

Ребенок 1: Душица обыкновенная растёт на территории Самарской области на полянах, опушках, среди кустарников, на сухих открытых травянистых местах, по склонам холмов. Многолетнее травянистое растение, обладающее приятным запахом. Эту лечебную травку использовали с давних времен как успокаивающее средство.

Ребенок 2: Мята в природе  растение дикая мята произрастает практически на территории всех лиственных лесов мира. Многие жители Самарской области выращивают мяту  на приусадебном участке или возле дома. Мята  используется: в медицине,  приготовлении пищевых продуктов и в косметике.

Ребенок 3: Шалфей в природе  Самарской области шалфей представлен несколькими  видами. Используют его в медицине и кулинарии. В Красную книгу Самарской области включён шалфей клейкий.

Ребенок 4: Тимьян (чабрец)  в Самарской области представлен несколькими видами, некоторые из них включены в Красную книгу Самарской области. Широко используется, как в народной медицине, так и в кулинарных рецептах, нередко он используется для украшения сада.

Ведущий: А теперь вашему вниманию представляем второй объект станции «Уголок родного края», называется он «Сад ощущений». Здесь мы предлагаем вам путешествие по бесценным достопримечательностям Самарской земли:

     - щепа в наш сад была привезена из  Муранского  бора. Муранский бор существует со времен последнего ледникового периода. Это кусочек северной природы, небольшой таежный лес. Здесь растут сосны-великаны возрастом 100-160 лет; 

     - камни (крупные) появились у нас с  Жигулевских гор. Именно здесь по преданиям обитает Хозяйка Жигулевских гор. Эта добрая волшебница, по рассказам местных жителей, проживает в подземном замке под горами;

     - желтый и теплый песок был собран с берегов реки Волги. Не каждый город может похвастаться такими шикарными водными угодьями, такими рыбными запасами и конечно такими пляжами как наш;

     - ароматное сено  было приготовлено из высушенной скошенной травы в солнечную погоду в селе Пестравка. Сено  - это важнейшая составляющая качественных рационов для повышения продуктивности животных. Все мы с вами пробовали молочную продукцию Пестравского маслозавода (Самарская область);

      - мелкая галька с Голубого озера. С  детства все помнят русские народные сказки, где мертвая вода заживляет раны, а живая воскрешает организм.  Древняя легенда гласит, что если окунуться в воды Голубого озера, то душа и тело человека оздоравливаются;

     - зеленая трава до того как попала в наш сад росла на  Ведьмином озере. На территории Самарской области близ села Бахилово находится «Ведьмино озеро». Издавна к этому озеру приходили люди за целебными травами.

     Местные жители, до сих пор, поклоняются деревьям и соблюдают языческие обряды - завязывают ленточки на дубе - “дереве желаний”. Считается, что любая заветная просьба или желание, загаданные таким образом, обязательно исполнятся. Давайте и мы с вами загадаем желание и повяжем ленточки на веточки нашего дерева. Может, и наши желания исполнятся.

     Переход от станции «Уголок  родного края» до станции  «Знаменитые спортсмены» осуществляется с помощью прыжков, с продвижением вперед.

      Станция №3 «Знаменитые спортсмены»

Ведущий: Ребята, многие наши земляки, оставили свой след в спортивной истории нашей области, приумножая славу государства Российского. Сегодня некоторых из  них мы с вами вспомним.

     Игра «Назовите, кто изображен на фотографиях»  

     Соедините  фотографии спортсменов  Самарской области с видами спорта, в которых они добились успеха.

1. Алексей Немов (спортивная гимнастика)

2. Кирилл и Антон Бородачевы (фехтование)

3. Андрей Юдин (батутист)

4.Анастасия Лагина (гандбол)

5.Олег Саитов (боксер)

     Переход от станции «Знаменитые спортсмены»  до станции  «Игры народов Поволжья» осуществляется с помощью бега приставным шагом. 

      Станция №4 «Игры народов Поволжья»

Ведущий: Ребята, мы узнали, что у нас в детском саду есть представители разных национальностей. Вы все вместе дружно живёте: играете, гуляете, ходите в детский сад. Скажите, а что больше всего любят делать все дети?

Конечно же, играть! Игра - это любимое занятие детей всех народов.

Ребенок: Дарит нам игра веселье,

                 Поднимает настроенье

                 Будем мы сейчас играть

                 И здоровье поправлять.

      Татарская народная игра «Продаем горшки»

       Правила игры: Играющие разделяются на две группы: Дети - горшки, родители (пираты) -хозяева. Дети - горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий (родитель) стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

      Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей), касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

     Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

     Чувашская народная игра «Голова и хвост».

     Правила игры: Игроки, дети и взрослые (пираты) встают друг за другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.

     Голова ловит хвост за условленное время, пока звучит музыка. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны крепко держать друг друга за пояс.

     Русская народная игра «Плетень» 

     Правила игры. Делимся на две команды.  Команды  стоят шеренгами напротив друг друга, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку игроки первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют члены второй команды, третьей и четвёртой шеренги.
     По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя под музыку танцевальные  движения.

     По команде «Плетень» (музыка останавливается) все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.       Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

     Переход от станции «Игры народов Поволжья» до станции  «Самарский хоровод» осуществляется с помощью бега  «змейкой». 

      Станция№5 «Самарский хоровод»

     Танец «Самарская губерния крылья страны»

Ведущий: Ну что же, ребята, наше путешествие подошло к концу. (Обращаясь к пиратам) А вы, нашли то, что искали? Понравилось ли вам, путешествовать с нами по Самарской губернии?

Пират 1: Нам очень понравилось путешествие по вашему родному краю. Хоть и не нашли сундуков с золотыми слитками. Мы, именно здесь, у вас,  наконец, поняли…

Золотой запас Самарской губернии – это люди, традиции, обычаи. У вас очень красивый край, с уникальной природой, животными и растениями

Пират 2: Я будто попал в другой мир, добрый, приветливый, прогретый любовью, созданный только для меня. И стало тепло-тепло, и крылья выросли, я понял: вот оно, счастье.

Пират 1:Так хочется у вас остаться, но пора возвращаться домой, на обратном пути мы всем будем рассказывать о вашем крае. До свидания ребята, до новых встреч.  

Рефлексия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в _подготовительной_группе по теме (Золотая осень)

Автор конспекта ННОД:  Семенова Маргарита Анатольевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, МБДОУ детский сад «Солнышко» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие ...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме Золотая осень.

Вводный организационный момент- Собрались все дети в круг,Я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Золотая рыбка»

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группепо теме «Золотая рыбка»Автор конспекта непрерывной образовательной деятельности ( далее – НОД):Шевченко Алена Валентиновна, в...

Мастер-класс для детей и родителей, посвященный дню матери. Народная кукла Тульской губернии «Тульская колыбельная»

Мастер-класс детей и родителей – это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и его мама, бабушка. Это дает возможность не т...

Познавательная викторина для родителей воспитанников «Что мы знаем о Самарской губернии»

Цель: раскрыть творческий потенциал родителей воспитанников, мотивировать на активное участие в жизни ребенка в детском саду.Задачи:формировать положительные взаимоотношения между родит...

Методические рекомендации для педагогов ДОО «Подготовка и проведение образовательного терренкура для детей и родителей по территории ДОО: «Золотой запас Самарской губернии»

laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент – это патриотизм.Мы, как бы долго ни обсуждали,что может быть фундаментом,прочным моральным основанием для нашей стр...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет "Дикие животные Самарского края"

Знакомство с дикикми животными. Дети учатся беречь и уважительно относится к животному миру.Задания и упражнения по теме: " Дикие животные и их детёныши".Как правильно наблюдать за животными...