план инновационной темы на 2023-2024 учебный год
методическая разработка (младшая группа)

Кожевникова Юлия Владимировна

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_metodicheskoy_temy_kozhevnikova_yu.v.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по методической теме

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: Формирование сенсорной культуры посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Создать систему поэтапного, последовательного сенсорного развития дошкольников;
  2. Улучшить методическое обеспечение по сенсорному развитию;
  3. Составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию согласно возрасту детей.

Задачи для обучающихся:

  1. Образовательные: совершенствовать умения сравнивать предметы по основным свойствам ( цвет, форма, размер)
  2. Развивающие: стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, осязательного.
  3. Воспитывающие: воспитать коммуникативные навыки. Способствовать воспитанию творческой активности, аккуратности.

Актуальность для педагога: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Актуальность для обучающихся: сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и др. Ознакомление дошкольника с предметами и явлениями окружающего мира обеспечивает познавательную активность и является условием умственного роста. В течение дошкольного детства сенсорные процессы развиваются и совершенствуются, что в дальнейшем оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, особенно его мышления и речи. Для полноценного сенсорного развития дошкольника необходима специально организованная деятельность педагога, то есть сенсорное воспитание.

Предполагаемый результат:

Сроки реализации проекта:

1 этап – организационный: сентябрь- октябрь

2 этап – практический : ноябрь-февраль

3 этап – обобщающий: март-май

Содержание каждого этапа: (описывать этап, который будете реализовывать в 2023-2024 учебном году)

  1. этап  –  начальный  (констатирующий)  –  сентябрь  2023г.  –  октябрь 2023 г.. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме на основе  диагностики  сенсорного развития детей.

  1. Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
  2. Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
  3. Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
  4. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
  5. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  6. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
  7. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
  8. Каралашвили  Е.А. ,  Антоненкова   О.В. , Малахова Н.Е . «Организация  сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
  9. Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
  10. М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
  11. Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html

13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405

14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html

    2 этап – основной  (формирующий) – ноябрь 2023г. – март 2024г. На данном этапе,  мной был разработан перспективный план работы с детьми по  проблеме,  намечены  мероприятия  по  сенсорному развитию детей.  Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

тей младшего дошкольного возраста»

 

Срок

Методическая работа

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

изучения литературы

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

 

Консультация для

родителей на тему

«С чего начинать обучения цветам ребенка»

Октябрь

Оформить в группе центр «Сенсорики»

«Подбери по форме»

 

Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

Ноябрь

 

Д.И.«Назови геометрическую фигуру»

Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

 

Декабрь

 

«Прыг – скок по дорожке»

Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

 

Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика»

Январь

 

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

Цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

 

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

 

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике»

 

Март

 

1. «Воздушные шары»

 Цель:Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

2. «Поможем мишке разложить игрушки»

Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

 

Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?»

Апрель

 

1. «Ткани»

 Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

 2. «Что лежит в мешочке?»

Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

 

 

Май

Самоанализ деятельности

1. «Сделаем куклам бусы»

 Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 2. Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.

 

 

      3 этап: На заключительном этапе будут подведены  итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

          3. Взаимодействие с социальными партнерами

Продукты: дидактические игры по сенсорному развитию младших дошкольников.

Участие в конкурсах:

- обучающиеся  во всероссийских , региональных конкурсах

- педагог во Всероссийских, Международных конкурсах.

Диссеминация опыта: представление опыта на педчасе в МАДОУ.

Информация в интернете: выкладывание информации по инновационной теме в вк мессенджер, нспортал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

Доклад по инновационной теме на 2023-2024 г.

laquo;Развитие мелкой моторики через театрализацию сказок с использованием метода схематизации»....

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....

План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе

План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...