Программа кружка "Веселый этикет"
рабочая программа (подготовительная группа)

Чухарева Ирина Михайловна
Рабочая программа представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дополнительных занятий является игра. Цель: • продолжать знакомить детей с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); Задачи: • развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета; • воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей; • дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства. • способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам. • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»). • научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть. Форма занятий: совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_etiket_2023-2024.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ачитского городского округа

«Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Малышок»

 

 

РАССМОТРЕНО:

На педагогическом совете

Протокол № ____от ________________2023г

Принято  

С учетом мотивированного Мнения родителей

«____» _______________ 2023г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»

 «_____» _____________2023 г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО

формированию культуры общения

«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1год

 

Руководитель: Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

п. Уфимский, 2023

Содержание

  1. Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

4

  1. Содержательный раздел

5

Перспективный план

5

Содержание программы

6

  1. Организационный раздел

10

Расписание

10

Методическое обеспечение

10

Материально-техническое обеспечение программы

10

Литература

11

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребёнка.

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами общность, община. Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результата.

По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента: перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание чувств других людей), коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом) и интерактивный (заключающийся в умении организовывать взаимодействие между людьми). Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и тем более взаимодействовать или влиять на кого-то.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6-7 лет является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Общая характеристика занятий:

Рабочая программа представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дополнительных занятий является игра.

Цель:

• продолжать знакомить детей с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);

Задачи:

• развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета;

• воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;

• дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

• научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Форма занятий: совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.

Планируемый результат

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

• Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

  1. Содержательный раздел

Перспективный план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел I.  Диагностика. «Почему говорят, «Здравствуй»

4

2

2

Опрос, беседа, игра

2.

Раздел II. «Фея учит вежливости»

4

2

2

Игра, беседа

3.

Раздел III. «Как дети могут заботиться о взрослых».

4

2

2

Игра, беседа

4.

Раздел IV. Все о друзьях.

4

2

2

Игра, беседа

5.

Раздел V. «Надо вещи убирать, не придётся их искать».

2

1

1

Игра, беседа

6.

Раздел VI. С чего начинается дружба?

4

2

2

Игра, беседа

7.

Раздел VII. «Что такое бескорыстная помощь?»

4

2

2

Игра, беседа

8.

Раздел VIII.  Тайное всегда становится явным.

4

2

2

Игра, беседа

9.

Раздел IX. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Диагностика.

4

2

2

Игра, беседа

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Сентябрь

Тема: «Почему говорят, «Здравствуй»

Диагностика

Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все»

Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»

Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»)

Задачи:

  • Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
  • Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
  • Познакомить с новыми формами приветствия.

 

Октябрь

Тема: «Фея учит вежливости»

Обсуждение произведения В. Маяковского «Что

такое хорошо и что такое плохо»

 

Практическая игра «У меня зазвонил телефон»

Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка»

Задачи:

  • Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: честности, доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
  • Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.
  • Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.

Ноябрь

Тема: «Как дети могут заботиться о взрослых»

Беседа «Что такое бескорыстная помощь»

Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным»

Драматизация сказки «Репка»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Задачи:

  • Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
  • Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
  • Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах

Декабрь

Тема: Всё о друзьях

Беседа «Кто кого обидел?»

Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана 

«Снежки»

Упражнение «Мой подарок тебе», игра «Двойной подарок»

Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями

      Задачи:

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
  • Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
  • Правильное восприятие подаренных подарков

Январь

Тема: «Надо вещи убирать, не придётся их искать»

Просмотр видеоматериала по произведению

К.Чуковского 

«Федорино горе»

Упражнение – практикум «Сервировка стола»

Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» 

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
  • Напомнить о необходимости беречь своё время.

 

Задачи:

  • Умение следить за порядком в своих шкафчиках.
  • Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
  • Умение сервировать стол.

Февраль

Тема: «С чего начинается дружба?»

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой»

Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.

Игра «Мой Дом дружбы».

Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья».

Просмотр и обсуждение мультфильма 

«Фунтик».

Задачи:

  • Учить приветливости, проявлению внимания. 
  • Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.
  • Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
  • Создавать эмоциональное настроение.

Март

Тема: «Что такое бескорыстная помощь?»

Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек

Просмотр мультфильма 

«Дядя Стёпа»

Прослушивание записи песен о дружбе.

Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.

Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»

      Задачи:

  • Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный», «доброжелательность».
  • Объяснить: настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
  • Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.

Апрель

Тема: «Тайное всегда становится явным»

Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского

«Тайное всегда становится явным».

Придумывание историй на  тему «Тайное всегда становится явным»

Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».

Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу».

   Задачи:

  • Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна.
  • Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
  • Осознание детьми необходимости всегда говорить правду.
  • Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

 

Май

Тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Рисование рисунков об одной из профессий.

Игра «Я хочу стать…»

Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть»

Итоговая диагностика

       Задачи:

  • Пополнить знания дошкольников о различных профессиях.
  • Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей.
  • Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе.
  • Быть внимательными к своим близким.

 

 

 

  1. Организационный раздел

 Занятия проводятся:

• 1 занятие в неделю

• 4 занятия в месяц

• Период с 01.09.23 г. по 31.05.24 г.

Всего 34 занятия

Количество детей в группе – 15 человек.

Длительность одного занятия – 25-30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Расписание

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

-

1500

-

-

-

Методическое обеспечение программы

  Программа включает в себя разнообразные методы и формы работы.

 Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы работы: Беседы-диалоги. Целевые прогулки. Чтение литературы. Игровые тренинги. Обыгрывание ситуации по этикету детей и взрослых. Викторины. Дидактические игры.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

  • картотека с проблемными ситуациями;
  • картотека сюжетных картинок;
  •  атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • настольные игры;
  • плакаты по теме этикет;
  • методическая литература для воспитателей; учебная литература для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Балинская И. «Забавный этикет для юных леди и джентльменов», М. «Олма-пресс», 2002 г.

2. Белая К.Ю. «Беседы о поведении ребенка за столом», ООО «ТЦ

Сфера», 2020 г

3. Василюк Ю.С. «Правила этикета», М. «Эскимо», 2020

4. Крутецкая В.А. «Правила хорошего поведения», СПб ИД «Литера», 2011 г

5. Петрова В.И. «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет», М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г

6. Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет», ООО «ТЦ

Сфера», 2023 г

   

Пособия

  1. Обучающие карточки «Уроки этикета в гостях»
  2. Обучающие карточки «Приятного аппетита»

Приложение 1

Диагностика

«Уровень сформированности культуры общения детей 6-7 лет»

Фамилия, имя ребенка

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

НГ

КГ

Итоговый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Всего детей по списку: _______ детей                  Всего обследуемых детей: _________ детей

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень _______________ детей _____________%

Низкий уровень _______________ детей _____________%

Анализ, комментарии

Приложение 1

Диагностика

«Уровень сформированности культуры общения детей 6-7 лет»

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

• Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Речевой этикет"

Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста...

Рабочая программа кружка "Речевой этикет"

Программа рассчитана на два года обучения...

Программа "Весёлый этикет"

Программа  социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет"....

Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста

В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....

Экспертное заключение на программу "Этикет"

Экспертное заключение на дополнительную образовательную программу "Этикет"...

Программа кружка "Дружные ребята" по этикету в средней группе

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок ...

Дополнительная рабочая программа по этикету

Данная программа рассчитана на знакомство детей старшего возраста с вежливыми словами, с правилами гостеприимства и застольного этикета, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми...