Программа кружка "Дружные ребята" по этикету в средней группе
рабочая программа (средняя группа) на тему

Захаревич Наталия Викторовна

 

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями. Данный план предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по этикету 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

         

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1.Давайте знакомиться

2.Моя семья

3.Мамочку свою, очень сильно я люблю

4.Добрые поступки, добрые дела

1.Детский сад- второй твой дом

2.Как вести себя в детском саду

3.Профессии разные, профессии важные

4.Мой внешний вид

1.Путешествие в мир сказок

2.Добрые сказки

3.Страна волшебных слов

4.Страна Вежливости

1.Знакомство с героями: Хорошей и Плошей

2.Что такое хорошо и что такое плохо

3.Знакомство с  этикетом

4.Правила этикета малышам

Учить детей осознавать, что семья, родители самые близкие люди. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Учить детей приветливости, проявлению внимания к окружающим. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться

Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить сочувствию.

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:

доброжелательности, честности, правдивости.

Учить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников.

                 

         

             

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Дошколята - дружные ребята

2.Правила дружбы

3.Хорошим быть приятно

4.Мир спасет доброта

1.Дружат в нашей группе мальчики и девочки

2.Играем вместе

3.Дразнилки, мирилки

4.  Правила нашей группы

1.Телефонный разговор

2.Общаемся друг с другом. Правила общения

3.Если мы в гостях

4.Как вести себя на природе

1.Старших надо уважать

2.Как вести себя в общественных местах

3.Что такое комплимент

4.Правила, которые нужно знать каждому

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Знакомить дошкольников с правилами дружбы

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение  вести себя в гостях и правила этикета .

Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Закреплять с детьми  правила поведения  в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте

                « Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»

                                                                                                                          Л. Н.Толстой

                                    Пояснительная записка

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями. Данная программа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.

Данная программа направлена на формирование личности ребенка-дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.

                                             

Цель:

1.Познакомить детей с правилами  общения с взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах, транспорте, за столом.

2.Развивать представления у детей о взаимоотношениях между людьми, способах поведения.

3.Создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе. 

Воспитание через обучение и обучение через игру.

4. Обеспечение взаимосвязи работы кружка с другими видами деятельности.

5. Формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.

Задачи:

1.ознакомление  детей с речевым этикетом

2.воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатию, бережного отношения к чувствам    других людей;

3.способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

4.формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

5. Формирование у дошкольников разнообразных форм словесной вежливости.

6. Совершенствование умения понимать состояние сверстников и взрослых по мимике и жестам, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих.

7. Совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт)

8. Активизировать и расширять словарь детей:

- использование разных частей речи;

- интонационная выразительность речи;

- культура речи.

9. Развитие наблюдательности, логического мышления.

10. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение детей.

Поставленные цели и задачи реализуются при создании условий:

-использование методической литературы, аудиозаписи, наглядных пособий, показ презентаций

-использование дидактических игр, набор картинок и иллюстраций

-выбор методов, форм и средств работы.

Оснащение:

1.Наглядные пособия:

-иллюстрации для рассматривания и бесед с детьми(что хорошо, что плохо; безопасное поведение в саду и дома; эмоции)

-плакаты для рассматривания(этикет для малышей; хорошие манеры; правила дорожного движения)

- дидактические игры (мама, пап и я; лото  «основы хорошего воспитания»; наши поступки; лото «что такое хорошо и что такое плохо»)

-книги для чтения «Правила поведения для воспитанных детей», «Уроки вежливости»

2. Технические средства обучения: ноутбук, проектор.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие у дошкольников самосознания.

2. Сформированность умений налаживания контакта с другими людьми.

3. Знание правил поведения в обществе, в детском саду, дома

4. Развитие нравственных качеств (вежливость, тактичность, доброта, чуткость) ; произвольных познавательных процессов (память, внимание, восприятие, любознательность) .

5. Умение адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневанный -постараться понять причину) .

 

                                         

                                         

 Литература:

1.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»- М.Просвещение 1985 г.

2.Курочкина О.Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение, 2007 г.

3.Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду»- М.:ТЦ Сфера, 2011г.

4.Шипицына Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»- Детство-Пресс,2010 г.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: « Генезис», 2007.

6. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. программа социально-эмоционального развития дошкольников.- М.:Мозаика-Синтез,2005.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Этикет в средней группе"

Беседа «Правила этикета»Знают люди с детских лет,«Что такое – этикет».Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружел...

Конспект занятия по этикету в средней группе «Будем дружбой дорожить»

Конспект занятия по этикету в средней группе «Будем дружбой дорожить» Цель: содействие нравственному развитию детей. Задачи: - формировать представления о нормах и правилах поведения между де...

Статья "Этикет в средней группе"

Этикет это одна из главных првил жизни человека поэтому его нужно закладывать с ранних лет. Представленная сатья даетмнение для представлений  в средне возрасте что такое Этикет....

План самообразования «Этикет в средней группе»

План самообразования «Этикет в средней группе»...

Конспект открытого мероприятия по этикету в средней группе «Утенок» «Хорошие поступки»

Беседы о дружбе, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о доброте, разучивание песен....