Статья "Этикет в средней группе"
статья (средняя группа)

Степанова Ксения Викторовна

Этикет это одна из главных првил жизни человека поэтому его нужно закладывать с ранних лет. Представленная сатья даетмнение для представлений  в средне возрасте что такое Этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_etiket.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста.

Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, т. е. умениями говорить и слушать других.

Основа культуры общения – это выполнение  этических норм речевого поведения. В большом  смысле – это  правила поведения говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В малом  смысле – это речевые правила, которые  использует этикетные формулы, т. е. слов и выражений, закрепленных за теми или иными ситуациями общения: приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ.

Правила речевого поведения сильно  связаны с общими этическими нормами, в которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим, скромность, уважительное отношение друг к другу.

 Обучение детей речи ведется нами в двух направлениях:

1) введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов (вежливых слов);

2) формирование умения выбирать нужную формулу с учетом конкретной ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Самое главное –  это освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

При обучении ребят правилам речевого этикета в средней группе используем различные методы и приемы: чтение стихотворений, рассказов, сказок; вопросы воспитателя к детям; беседы ,дидактические игры.

 Знакомство с речевым этикетом начинали с чтения стихотворения А. Степанова «Что такое этикет?»:

Что такое этикет?

Это – можно, это – нет…

Этикет, как этикетка,

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике –

У людей на языке…

Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

Этикет – это умение людей общаться между собой.

 Рассказы воспитателя на темы:

«Кто живет в волшебной стране вежливости?» (волшебные слова и поступки);

Беседы на темы:

«Здравствуйте» - что это означает- «До свидания» - что это означает?», «Другие слова прощания» (до встречи, всего хорошего, всего доброго, счастливо);

«Слова просьбы, слова извинения, слова благодарности, слова отказа» (скажите, пожалуйста; будьте добры, разрешите, можно Вас попросить; извините, простите, я виноват, я не хотел этого; большое спасибо, я тебе очень признателен, благодарю; к сожалению, я не могу выполнить твою просьбу, потому что. и др.);

-"Поведение в общественных местах" (в подъезде, на улице, в лесу и на пляже, в музее, в театре, в кино);

-"Мы - пешеходы" (какой стороны придерживаются при ходьбе, правила перехода проезжей части дороги);

-"Поведение в семье, дома" (отношение к членам семьи) и др.

4. Вопросы воспитателя:

- Ребята, как вы считаете, зачем нужно быть вежливым?

- Кто из героев стихотворения был более вежливым? Почему вы так думаете

- Как девочка вначале обращалась к печке, яблоньке, речке? А как потом? Какие слова помогли девочке? (Русская народная сказка «Гуси – лебеди»);

- Как могут помириться подруги? (стихотворение А. Барто «Поссорились»);

- Вежливо ли мальчик попросил у дедушки прощения? (стихотворение А. Барто «Попал я в дедушку мячом») А как вы извинитесь?;

- Кому легче общаться с другими людьми: воспитанному человеку или грубому, невоспитанному? И почему? и др.

5. Рассматривание картинок «Хрюша – задира»: описание проблемной ситуации, ее обсуждение.

Игра "Кто больше знает слов приветствия и прощания"

Дети образуют круг. В середине круга воспитатель с мячом. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен сказать слова приветствия или прощания. Слова не должны повторяться, повторяющий выбывает из игры.

Художественные произведения,используемые в работе с детьми:

- А. Барто «Медвежонок – невежа»,«Поссорились»«Попал я в дедушку мячом», "Два снежка","Любочка";

- Е. Благинина "Посидим в тишине";

- С. Капутикян "Слушай хорошенько";

- С. Михалков "Лифт и карандаш";

- В. Нестеренко «Учимся быть вежливыми»;

- В. Осеева «Волшебное слово», "Печенье";

- С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;

- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;

- В. Сухомлинский «Скажи человеку «Здравствуйте»

- Л. Яхнин «Бегемотик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....