Программа «Патриотическое воспитание детей с применением новейших технологий»
рабочая программа

Брагина Елена Аркадьевна

Паспорт программы

 

Наименование

Основание

1

 

 

Наименование программы

 

 

Основание разработки программы

 

 

Заказчик программы

«Патриотическое воспитание детей с применением новейших технологий»

 

Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации; СанПиН 2.4.3648-20 »Санитарно – эпидемиологические  требования  к организации  воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав МДОУ детский сад №1 «Улыбка»             

 Родители (законные представители) воспитанников

2

Организация и исполнитель

программы

МДОУ детский сад №1 «Улыбка»             

3

Целевая группа

Дети в возрасте 3-7 лет

4

Цель программы

Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

5

Задачи программы

1. Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию.

2. Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.

3. Совершенствование предметно-развивающей среды.

4. Создание  условий  для  развития 

 у  ребенка  патриотических  чувств,  

любви  и  привязанности  к  своей  семье,  

дому,  Родине,    дать  детям  возможность

почувствовать  себя  участником   жизни

современного  социума.

5. Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей (ознакомление родителей с основами патриотического воспитания) формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.

6.  Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.

7. Формирование  уважения и признания  к себе и к другим людям

6

Ожидаемые результаты

1.Создание  уголков по патриотическому воспитанию в группах.

2. Развитие  у  ребенка  гражданско – патриотических чувств,  любви  и привязанности к  своей  семье , к дому, Родине.

3. Развитие  гражданской  позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему

 и будущему своей страны.

4.Создать мини музей по патриотическому воспитанию.

5. Способствование  повышению  активной 

жизненной позиции  родителей в  нравственном

воспитании  детей.

6. Сотрудничество с краеведческим музеем, домом культуры, школой и библиотекой.

7

Срок реализации

3 года

                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskogo_vosptaniya_2022.docx81.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

На заседание педагогического

совета протокол №1

 от «26» августа 2022г.

«Утверждаю»

Заведующая МДОУ детский сад

№1 «Улыбка» р.п.Озинки

Приказ № 52 от «29» августа2022г

_________ Филипповой  Р.Д.

.

Программа

«Патриотическое воспитание детей с применением новейших технологий»

2022 год

Паспорт программы

Наименование

Основание

1

Наименование программы

Основание разработки программы

Заказчик программы

«Патриотическое воспитание детей с применением новейших технологий»

Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации; СанПиН 2.4.3648-20 »Санитарно – эпидемиологические  требования  к организации  воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав МДОУ детский сад №1 «Улыбка»             

 Родители (законные представители) воспитанников

2

Организация и исполнитель

программы

МДОУ детский сад №1 «Улыбка»             

3

Целевая группа

Дети в возрасте 3-7 лет

4

Цель программы

Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

5

Задачи программы

1. Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию.

2. Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.

3. Совершенствование предметно-развивающей среды.

4. Создание  условий  для  развития 

 у  ребенка  патриотических  чувств,  

любви  и  привязанности  к  своей  семье,  

дому,  Родине,    дать  детям  возможность

почувствовать  себя  участником   жизни

современного  социума.

5. Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей (ознакомление родителей с основами патриотического воспитания) формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.

6.  Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.

7. Формирование  уважения и признания  к себе и к другим людям

6

Ожидаемые результаты

1.Создание  уголков по патриотическому воспитанию в группах.

2. Развитие  у  ребенка  гражданско – патриотических чувств,  любви  и привязанности к  своей  семье , к дому, Родине.

3. Развитие  гражданской  позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему

 и будущему своей страны.

4.Создать мини музей по патриотическому воспитанию.

5. Способствование  повышению  активной 

жизненной позиции  родителей в  нравственном

воспитании  детей.

6. Сотрудничество с краеведческим музеем, домом культуры, школой и библиотекой.

7

Срок реализации

3 года

                

        Пояснительная записка

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1«Улыбка» имеет социально-личностную направленность. Стержнем воспитания является нравственность и патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к еѐ истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С.Лихачѐв. В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (4 ноября - «День народного единства», 12 декабря – «День Конституции РФ», 12 июня – «День независимости России», 22 августа – «День Российского флага»), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается  взаимо отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников 5 ценный ресурс страны, залог ее будущего

Актуальность:

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже
представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Не смотря на то, что в последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной  улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Гипотеза, цель и задачи реализации программы

 Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель: Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

 1. Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию.

2. Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.

3. Совершенствование предметно-развивающей среды.

4. Создание  условий  для  развития у  ребенка  патриотических  чувств,  

любви  и  привязанности  к  своей  семье,  дому,  Родине,    дать  детям  возможность

почувствовать  себя  участником   жизни современного  социума.

5. Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей (ознакомление родителей с основами патриотического воспитания) формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.

6.  Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.

7. Формирование  уважения и признания  к себе и к другим людям

Принципы и подходы к формированию Программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

- принцип тематического планирования материала  предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной поселок, родная страна;

- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенно системе;

- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;

- краеведческий – используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.

Программа:

  • строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (НОД, при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Планируемые результаты

  • При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети  будут уважать традиции семьи;
  • положительно относиться к родному городу;
  • испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
  • интересоваться историей своего поселка, страны;
  •  проявлять заботу о  природных и культурных ценностях своего народа;
  • у детей сформируются коммуникативные качества;
  • будут любознательны, инициативны и уверены в себе;
  • проявлять самостоятельность и творческую активность, участвовать в различных видах деятельности.

Оценка качества образовательной деятельности по программе

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития   детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Педагогический диагностика (мониторинг) осуществляется с помощью наблюдений за детьми во время обычных видов деятельности в детском саду и включает в себя:

  • сбор информации;
  • регистрацию полученных данных;
  • интерпретацию полученных результатов.

Основными методами сбора информации являются:

  • структурированное        наблюдение,        которое        отличается        от        обычного наблюдения, прежде всего тем, что имеет конкретную цель;
  • беседы с детьми;
  • вопросы и поручения;

-       сохранение и анализ продуктов детской деятельности;

Индивидуальная диагностика (мониторинг) и перспективы развития    детей фиксируются в таблицы по блокам («Родная семья», «Родная природа», «Родной поселок», «Родная страна», «Родная культура»)

Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

  • показатель сформирован (достаточный уровень) — ребенок имеет осознанные и полные знания, представления и понятия (в соответствии с возрастом) о своем поселке, России, государственной символике, ее природе, культуре;
  • показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному) – знания, представления и понятия ребенка (в соответствии с возрастом) не вполне осознанные и фрагментарные (ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого)
  • показатель не сформирован (недостаточный уровень) — ребенок не имеет осознанных и полных знаний, представлений и понятий о своем городе, России, государственной символике, ее природе, культуре.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», проводится индивидуальная работа с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем.

  • По результатам педагогической диагностики составляются индивидуальные рекомендации родителям ,и ведется индивидуальная работа  с воспитанником.
  • Педагогический мониторинг проводится   - два раза в год: в начале года и в конце учебного года.

Описание образовательной деятельности в соответствии  с  направлениями работы.

Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.

1 блок «Родная семья»

2 блок «Родной поселок»

3 блок «Родная страна»

4 блок «Родная природа»

5 блок «Родная культура»

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной поселок. Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, районных зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной к школе группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни

Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

Работа по реализации программы осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей: непосредственно образовательную деятельность, в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей.

В совместной деятельности воспитатели используют интегрированные, игровые – занятия по блокам. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций, дидактических игр, игр-инсценировок, экскурсий, целевых прогулок. Воспитатели организуют исследовательскую, проектную деятельность, наблюдение. Часть занятий блоков по ознакомлению с родным городом, природой, культурой проводится в форме сетевого взаимодействия с краеведческим музеем.

В совместной деятельности в ходе режимных моментов воспитатели оформляют фотоальбомы, мини-музеи, организуют выставки предметов детского творчества.

Для эффективного воздействия на ребенка используются изобразительная деятельность, прослушивание литературных и музыкальных произведений, праздники, утренники, массовые мероприятия.

Организация образовательной деятельности предусматривает

Игровую деятельность

  • дидактические игр (игры-беседы, игры-путешествия);
  • театрализованные игры;
  • сюжетно-ролевые.

Коммуникативную деятельность

— познавательные беседы;

—совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.

Продуктивную деятельность

— творческие задания, предполагающие организацию

изобразительной деятельности детей

Музыкальную деятельность

  • выступление на праздниках;
  • прослушиванию музыкальных произведений, песен (народных, о ВОВ)

Восприятие  художественной

литературы

— знакомство с книжной культурой,

детской литературой

Двигательную деятельность

  • подвижные народные игры;
  • спортивные состязания

Трудовую деятельность

—        общественно-полезный труд

(помощь        взрослому;        педагогам украсить группу к празднику)

В рамках реализации программы педагоги используют современные    технологии

организации образования

Технология проектной

деятельности

Дошкольники, совместно с педагогами и родителями, разрабатывают и реализуют познавательно -

исследовательские, игровые и творческие проекты

патриотической направленности по всем пяти блокам   программы

Технология

исследовательской деятельности

Педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: коллекционирование, путешествие  по карте

Технология музейной педагогики

Воспитание и образование детей, осуществляется

через мини-музей в группе, и участие в их создании   детей и родителей.

Технология Квест

Педагоги в игровой форме формируют (закрепляют) необходимые знания, умения и навыки при выполнении заданий патриотической направленности

Информационно – коммуникационные технологии

Педагоги используют информационно -

коммуникационные технологии (ИКТ) в целях повышения эффективности образовательного процесса: подбор иллюстративного материала,

дополнительного познавательного материала к НОД, презентации, видеоматериалы

Технология интегрированного обучения

В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается  несколько  задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации

тематические, итоговые мероприятия.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями  воспитанников

Одним из важнейших условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие и воспитание ребенка. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу по реализации программы.

Цель сотрудничества: создание условий для активных взаимоотношений, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей (законных представителей) в области гражданско- патриотического воспитания.

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.

Форма

взаимодействия

Цель

Мероприятия

Анкетирование

- получение ответа на

важные вопросы

«Патриотическое

воспитание ребёнка»

Родительское собрание в форме аукциона родительских идей

  • объединение семьи и ДОУ в создании условий для воспитания;
  • обмен мнениями по проблемам воспитания

«Роль семьи в воспитании у ребёнка нравственно-

патриотических качеств»

Мастер-классы

- непосредственное вовлечение родителей в образовательную

деятельность

«Как составить генеалогическое     древо»

«Народная кукла- оберег»

Папки- передвижки

- ознакомление родителей с вопросами воспитания

«Как воспитать патриота»

«Как знакомить детей с символикой страны».

«Как рассказать детям о войне»

Участие в проектах

- подключение к

выполнению определенной части   общего задания

«Профессии

родителей»

«Покормите птиц         зимой»

Участие в создании мини-музеев, коллекций

- подключение к выполнению определенной части общего задания

по плану

образовательной деятельноссти

Выставки совместного творчества родителей и детей:

- рисунков;

- природного материала

- укрепление детско- родительских отношений

«Малая родина – Озинки»

«Этот День Победы»

«Сказки осени».

Выставка работ родителей

-повышение статуса женщины, раскрытие      творческих

способностей мам

«Золотые руки наших  мам»

Выставки фотографий

- укрепление

сотрудничества между семьей и детским садом

«Я в родном городе»

«Мама, папа я – вместе дружная семья»

«Мы помощники для дедушки и бабушки»

Совместные праздники,

развлечения, досуги

- сближение родителей, детей и

педагогов

«Вместе с папой».

«8 марта»

Конкурсы

- привлечение семей к творческому

сотрудничеству

«Зимняя сказка»

«Наши деды – герои Победы»

Экскурсия детей с родителями /Маршрут выходного дня

- формирование познавательных потребностей,

социального опыта

«Любимый город изучаю, когда с родными я гуляю»

«Я поведу тебя в музей»

Мини-отчеты

(оформление детьми и родителями альбомов, мини-газет)

- укрепление детско- родительских отношений,

формирование приятных воспоминаний

«Как я провел лето»

«Наш зимний отдых»

«Поездка в другой  город»

Сетевая форма реализации программы и социальное партнерство

Для повышения качества образования и углубленного изучения трех блоков («Родной поселок», «Родная природа», «Русская культура») обеспечена сетевая форма реализации программы с   Озинским историко- краеведческим музеем. Сетевая форма реализации программы осуществляется на основании договора. Такая форма совершенствует образовательную деятельность дошкольного учреждения по гражданско- патриотическому воспитанию и дает детям возможность знакомства с историей малой Родины, природой, культурой и бытом русского народа.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами (МОУ СОШ р.п. Озинки; МОУ детская школа искусств Озинского  района; детская районная библиотека; Дом культуры) позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников.

Такое расширение образовательного пространства дошкольной организации позволяет не только передавать детям опыт предшествующих поколений, но и создавать условия для интеллектуального, духовно – нравственного, социально – коммуникативного, художественного и музыкального развития дошкольников.

 Ожидаемые результат

  • Создание  уголков по патриотическому воспитанию в группах.
  • Развитие  у  ребенка  гражданско – патриотических чувств,  любви  и привязанности к  своей  семье , к дому, Родине.
  • Развитие  гражданской  позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
  • Создать мини музей по патриотическому воспитанию.
  • Способствование  повышению  активной  жизненной позиции  родителей в  нравственном воспитании  детей.
  • Сотрудничество с краеведческим музеем, домом культуры, школой и библиотекой.

Положение
об инновационной деятельности в детском саду

1. Общие положения

1.1. Данное Положение об инновационной деятельности в ДОУ (детском саду) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и инновационную деятельность.
1.2. Настоящее
Положение об инновационной деятельности в ДОУ определяет порядок разработки и реализации инновационной деятельности в детском саду, ее этапы, приоритетные направления развития, формы распространения инновационного опыта и его финансирование.
1.3.
Инновационная деятельность представляет собой организованный процесс внедрения в практику научных разработок в области педагогики и психологии. Инновационная деятельность в ДОУ – это целенаправленная комплексная деятельность по созданию (разработке), освоению, использованию и распространению новшеств НОД, вносящая в развивающуюся образовательную среду новые, устойчиво эффективные и стабильные элементы.
1.4. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
1.5. Реализация инновационной деятельности является одним из механизмов повышения эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения и улучшения качества воспитания дошкольников.
1.6. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ ДОУ.
1.7. Участниками инновационной деятельности могут быть педагогические работники дошкольного образовательного учреждения.
1.8. Педагоги, принимающие участие в реализации вышеуказанной деятельности, обязаны соблюдать Устав учреждения, настоящее Положение и иные акты законодательства.
1.9. Не допускается реализация в ДОУ инновационной деятельности, в ходе которых может быть нанесен моральный или физический ущерб здоровью воспитанников и педагогов.
1.10. Не допускается реализация в ДОУ инновационной деятельности не соответствующей ФГОС ДО.

2. Цель и задачи инновационной деятельности в ДОУ

2.1. Основной целью инновационной деятельности ДОУ является достижение высокой эффективности образовательной работы с воспитанниками на уровне современных требований через максимальную реализацию возможностей и образовательного потенциала ДОУ.
2.2.  
Задачи инновационной деятельности ДОУ являются:  

способствовать формированию у педагогического коллектива инновационного мышления, восприятия и использование их в профессиональной деятельности, развивать способности адекватно воспринимать педагогические новшества;

формировать инновационный потенциал педагогических кадров ДОУ — совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность, вносить новые идеи, моделировать их в своей практической деятельности;

формировать необходимые для инновационной деятельности личностные качества (высокая работоспособность, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальные качества (использование новых технологий и методов обучения), аналитические способности;

мотивировать педагогов к нововведениям через формирование потребности: в повышении профессионального статуса в педагогическом коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность как специалиста, в расширении возможности профессионального самоутверждения и самореализации;

совершенствовать материально-техническую базу дошкольного образовательного учреждения за счет распространения инновационного педагогического опыта.

3. Приоритетные направления развития инновационной деятельности

3.1. Инновационная деятельность направлена на решение педагогическим коллективом определенных актуальных проблем, с целью обновления процессов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС, развития ДОУ в целом.
3.2. Направления инновационной деятельности находятся в сфере изменения содержания образования и внедрения новых технологий обучения локального масштаба, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы, совершенствование учебно-методического, правового, финансово-экономического, кадрового обеспечения системы образования.
3.3.
В качестве приоритетных направлений  инновационной деятельности В ДОУ можно выделить следующие:

  • обновления развития образовательной практики с целью выполнения муниципального заказа;
  • создание новых образцов образовательно-воспитательной практики (новые предметы, введение специалистов, предоставление дополнительных услуг);
  • разработка новых принципов, методов, средств, технологий, направленных на развитие творческих способностей личности, умственной деятельности;
  • освоение нового содержания дошкольного образования;
  • повышение качества дошкольного образования;
  • совершенствование здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений;
  • включенность ДОУ в лице наиболее творческих педагогов в разработку нового содержания образовательной деятельности;
  • развитие систем инновационной деятельности, освоение новых форм контроля.

3.4. Приоритетные направления развития инновационной деятельности ДОУ могут изменяться в соответствии с годовыми задачами деятельности ДОУ.
3.5. Инновационный процесс определяет необходимость стратегического планирования и обоснования инновационных практик, социальным требованиям, кадровому потенциалу, уровню методического обеспечения, что позволяет реально планировать систему мероприятий, корректировать деятельность педагогов, соотносить полученные результаты с исходными условиями, анализировать развитие своей инновационной практики, и прослеживать собственную, индивидуальную траекторию развития. Осмысление индивидуальной траектории развития инновационной практики позволяет определить оптимальный механизм, с помощью которого осуществляется управление инновационной деятельностью.
3.6. Развивающаяся инновационная деятельность в масштабах ДОУ является важным компонентом системы непрерывного профессионального развития педагогов и повышения их профессиональной компетенции.
3.7. Эффективность внедрения новшества в практику определяется промежуточными результатами инновационной деятельности, через разработанную педагогами и проектной группой систему диагностики результатов, соответствующую педагогическим целям и задачам определенного этапа инновации, направленных на реализацию целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.
3.8. Проектные, проблемные, творческие объединения педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность.

4. Мотивация педагогов к инновационной деятельности

4.1. Моральное стимулирование: выдвижение для участия в профессиональных конкурсах на районном, городском, федеральном уровнях, повышение квалификации, участие в методических объединениях, мастер-классах, издание материалов инновационного опыта работы, систематическое обучение педагогических кадров через систему экспериментальной, методической работы в соответствии с их потребностями, проблемами, интересами.
4.2. Материальное стимулирование: система стимулирующих выплат педагогам- новаторам.
4.3. Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности ДОУ премируются в соответствии с
Положением о премировании и материальной помощи в ДОУ.

5. Этапы инновационной деятельности в ДОУ

5.1. Диагностический этап (информационно-аналитическая функция). На основе результатов мониторинга обучения и воспитания выявить наиболее проблемные участки педагогической деятельности, требующие новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. На основе педагогического анализа деятельности педагогов выявить основные направления совершенствования профессиональной компетентности.
5.2.
Этап выработки единых задач и установок (функция целеполагания). В выработанном направлении научного поиска сформировать общественное мнение педагогического коллектива, при этом необходимо, чтобы каждый педагог понимал важность решения конкретных исследовательских задач, исходя из общего направления работы.
5.3.
Этап изучения проблемы (прогностическая функция). Глубокое изучение проблемы, анализ передового инновационного педагогического опыта, работа над ведущими научными идеями и самостоятельное применение этих идей на практике. Определение рамок возможности эффективного педагогического творчества.
5.4.
Этап разработки и апробации (организационно-методическая функция). Разработка Программы экспериментальной деятельности в ДОУ и оказание помощи педагогам в организации научно-исследовательской работы, проведение мониторинга развития инноваций и на его основе корректировка экспериментальных проектов.
5.5.
Этап гласности (коммуникативная функция). Организация и проведение общественных экспертиз продуктов экспериментальной деятельности ДОУ, широкое обсуждение промежуточных и конечных результатов.
5.6.
Этап признания (стимулирующая функция). Представление результатов экспериментальной деятельности педагогической общественности. Распространение продуктов экспериментальной деятельности ДОУ.

6. Порядок разработки и реализации инновационной программы

6.1. Инновационная деятельность осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах.
6.2. Коллектив ДОУ может осуществлять инновационную деятельность по одному или нескольким направлениям
6.3. В дошкольном образовательном учреждении создается  инновационная программа, которая имеет следующую структуру:

  • обоснование актуальности инновации для ДОУ в части обеспечения целевой линии развития;
  • формулирование темы инновации;
  • определение миссии ДОУ, стратегических линий развития;
  • формулирование цели, задач, принципов;
  • создание содержательных модулей инновационной программы;
  • определение сроков и этапов инновационной деятельности (календарный план или график выполнения);
  • предполагаемый состав участников реализации инновационного проекта;
  • критерии и показатели, по которым будет определяться качество реализации проекта;
  • описание методического, учебно-нормативного и образовательного обеспечения;
  • результаты освоения программы;
  • прогнозирование дальнейшего развития.

6.4. Инновационная программа может включать в себя один или несколько инновационных проектов, которые представляет собой документальное оформление целей и задач инновационной работы, описание ее содержания, программы реализации и условий, необходимых для ее проведения.
6.5. Документы инновационной деятельности разрабатываются и представляются педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения в методический кабинет ДОУ.
6.6. Основанием для начала реализации инновационного проекта является приказ заведующего дошкольным образовательным учреждением о проведении инновационной работы.
6.7. Ход и результаты инновационной деятельности представляются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ.
6.8. Общее руководство и решение организационных вопросов по реализации инновационных проектов возлагается на заместителя заведующего по методической работе (методиста/старшего воспитателя).
6.9. Эффективность внедрения новшества в практику определяется результатами инновационной деятельности. Оценка эффективности инновационной деятельности ДОУ основывается на принципах открытости и доступности и может осуществляться экспертами разных уровней: педагогический коллектив, администрация, представители структур управления образованием и др.
6.10. Результаты инновационной деятельности предоставляются в форме письменного анализа эффективности осуществляемой работы.
6.11. Реализация инновационной деятельности может прекращаться в следующих случаях:  

  • завершения плановых сроков реализации инновационной деятельности;
  • выявления в ходе реализации проекта существенных недостатков в его нормативном, образовательном и методическом обеспечении, делающих невозможным достижение целей инновационной деятельности;
  • выявления в ходе проверки реализации инновационной деятельности нарушений актов законодательства и настоящего Положения.

6.12. Выходить с инициативой о прекращении инновационной деятельности может руководитель инновационной деятельности или педагогический совет ДОУ.

7. Документация и отчетность

7.1. Инновационная деятельность предусматривает оформление документов:

  • инновационная программа (программа реализации инновации);
  • план работы на текущий год;
  • продукты инновационной деятельности (педагогические проекты, календарно-тематические планы, дидактико-методические, контрольно-диагностические разработки, методические рекомендации, информационные буклеты и иное);
  • анализ эффективности осуществляемой работы, подтвержденный результатами мониторинга знаний, умений, навыков воспитанников.

7.2. Анализ эффективности инновационной деятельности представляются заведующему в конце учебного года в виде отчета и приложений к нему.

8. Формы распространения инновационного опыта

Распространение инновационного опыта осуществляется в следующих формах:
8.1. Выступления на семинарах, педагогических советах, методических совещаниях в целях транслирования инновационного опыта по вопросам апробации инновации, обеспечивающей реализацию целевой линии развития ДОУ.
8.2. Оказание консультативной помощи педагогам в процессе подготовки и внедрения инновации.
8.3. Открытые занятия, мультимедийные презентации и другие педагогические мероприятия.
8.4. Публикация инновационных проектов на профильных интернет-сайтах, сайте ДОУ.

9. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение об инновационной деятельности является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение об инновационной деятельности принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"...

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»

программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России....

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.

В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....