Проект "Ноты памяти"
проект (старшая группа)

Кальницкая Елена Николаевна

Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет. Патриотический проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО  РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «БЕЛОЧКА»

Патриотический проект

«Ноты памяти»

Авторы:

Кальницкая Е.Н.

пгт. Федоровский

2020 год

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Патриотический проект «Ноты памяти» появился не случайно. В его реализации были заинтересованы все участники образовательных отношений –педагоги, воспитанники, родители (законные представители), специалисты и администрация детского сада. Масштабные мероприятия подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне по всей стране не обошли вниманием и наш коллектив детей и взрослых. Мотивационный прецедент был обеспечен массовым информационным полем. Познавательный интерес воспитанников к тем далеким героическим событиям был огромен, и желание больше узнать о жизни нашего народа в годы военных лихолетий подтолкнуло нас искать приемлемые средства, формы и материал максимально доступный пониманию, восприятию дошкольников. На наш взгляд, привлечение внимания к событиям военных лет, наиболее доступно через восприятие музыкальных произведений, написанных именно в военное время. Песни войны, как живые свидетели тяжелых, героических и самоотверженных дней, помогают дошкольникам проникнуться чувством сопричастности к прошлому целой страны, всего народа. Данный проект позволил не только обогатить интеллектуальный багаж детей, но и создать условия для поиска точек соприкосновения между поколениями –дедушками, бабушками, мамами и папами с их детьми. Идея единства памяти о тех военных годах, которая должна продолжаться из поколения в поколение, позволила объединить усилия всех участников проекта для достижения самого главного результата – память о прошлых бедах и трагедиях не позволит им повториться в будущем.Проект реализуется в старших  возрастных группах. Особенностью реализации его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Познавательный интерес детей к песенному творчеству военных лет активировал поиск решения несоответствия познавательным запросам детей и имеющемуся содержанию образовательной программы ДОУ.

Как показывает анализ нашей программы на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» по редакцией Н.Е. Вераксы, в содержании художественно-эстетической образовательной области отсутствуют в примерном музыкальном репертуаре песни военных лет. Но в то же время рамочные цели образовательной программы позволяют решить данную дилемму, используя в качестве нетрадиционной формы организации детской деятельности проект. Тем более, что в программе особое внимание уделяется развитию личности ребенка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям. Проект, как организация творческих и познавательных направленностей дошкольников, позволил решить множество значимых для становления личности ребенка задач. Проект, как целенаправленное решение насущных задач и разрешение появившихся противоречий, позволяет без особых затрат привлечь и объединить усилия всех участников образовательных отношений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Данная проблема определила цель нашего проекта:

Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет.

Задачи:

1.Формировать познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет.

2. Формировать информационный багажа об авторах музыкальных произведений, истории создания песен.

3. Воспитывать у дошкольников такие качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание проекта будет реализовываться через комплекс  мероприятий  в совместной деятельности воспитанников и взрослых. В каждой группе темы определенные маршрутом будут иметь свою специфику, в зависимости от возраста детей, их интересов. Последовательность  в актуализации тем также определяется совместно  детьми  и взрослыми.

Основные темы проекта:

1. Песни военного времени

2. Поэты и композиторы -  авторы музыкальных произведений

3. Истории создания песен

РЕСУРСЫ

Для реализации проекта потребуется  заинтересованное участие всех педагогов ДОУ, родителей (законных представителей). Временные затраты составят 4месяца. Потребуются информационные ресурсыдля  повышения педагогической компетентности ( современные технологии деятельностного подхода, знание проектных методов). Важен  «административный» ресурс, как связующее звено в организации, планировании, осуществлении взаимодействия между всеми участниками проекта. Дополнительные материально-технические ресурсы потребуются при изготовлении альбома песен времен войны. В каждой группе в наличии интерактивные доски, позволяющие наглядно представлять информацию о военных событиях, музыкальных произведениях и их прослушивании.

ПАРТНЕРЫ

  МБОУ СОШ №5, библиотека, МКУ КМЦ «Резерв», национальные диаспоры поселения, традиционные конфессии.

ЦЕЛЕВАЯ  АУДИТОРИЯ

В проекте принимают участие воспитанники старших групп с 4 до 7 лет, педагоги и специалисты ДОУ, родители (законные представители). Предполагаемое количество участников 64 ребенка, 15 педагогов, 50 родителей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1 этап – организационный (09.01.2020 -17.01.2020)

дети

Совместно с родителями и педагогами принимают участие в информационном поиске, обогащении развивающей среды по теме проекта, посещение музея боевой славыМКУ КМЦ «Резерв»

педагоги

Изучение информационных источников, подготовка развивающей среды, сообразно теме проекта, разработка вариативных планов

родители

Принимают участие в  информационном поиске, обогащении развивающей среды по теме проекта, оказывают информационную и практическую поддержку детям и педагогам

2 этап – практический (20.01.2020 -01.04.2020)

Тема – «Песни военного времени»

дети

Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание

Просмотр видеозаписей песен

Рисование по мотивам услышанных песен

Коллективное творчество (аппликация «Салют Победе!»

Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание

Просмотр видеозаписей песен

Рисование по мотивам услышанных песен

Изготовление поделок индивидуальных и коллективных на военную тематику

Коллективное творчество (рисование, аппликации, инсталляции)

Разучивание  и пение полюбившихся песен

Ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры «Военно-полевой концерт», «Военный оркестр»

Знакомство с музыкальными произведениями, их прослушивание

Просмотр видеозаписей песен

Рисование по мотивам услышанных песен

Изготовление поделок индивидуальных и коллективных на военную тематику

Коллективное творчество (рисование, аппликации, инсталляции)

Разучивание  и пение полюбившихся песен

Ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры «Военно-полевой концерт», «Военный оркестр», «Песни для фронта»

педагоги

Организационно-направляющая деятельность, равноправные партнеры в играх, источники и навигаторы информации

Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в играх, практической деятельности, источники и навигаторы информации

Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в играх, практической деятельности, источники и навигаторы информации

родители

Равноправные партнеры в играх, источники и навигаторы информации

Поддерживающие партнеры в практических пробах, играх,  источники и навигаторы информации

Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

Тема- «Поэты и композиторы -  авторы музыкальных произведений»

дети

Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография)

Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография)

Изготовление альбомов об известных композиторах и поэтах

Организация выставки, посвященной поэтам и композиторам военных песен

Знакомство с поэтами и композиторами военных песен (портрет, краткая биография)

Изготовление альбомов об известных композиторах и поэтах

Составление карты с отметками мест рождения известных поэтов и композиторов

Организация выставки, посвященной поэтам и композиторам военных песен

педагоги

Разработка конспектов, сценариевмероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность

Разработка конспектов, сценариев мероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность   по продуктивным видам деятельности

Разработка конспектов, сценариев мероприятий по ознакомлению дошкольников с поэтами и композиторами военных песен организационно-направляющая деятельность   по продуктивным видам деятельности

родители

Участникимероприятий,  источники и навигаторы информации

Участники мероприятий, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации

Участники мероприятий, консультанты в практических  видах деятельности, навигаторы и источники информации

Тема – «Истории создания песен»

дети

Знакомство с историей создания песен военных лет

Просмотр видеоматериалов  о военных песнях

Знакомство с историей создания песен военных лет

Просмотр видеоматериалов  о военных песнях

Составление устных рассказов «Моя любимая песня»

Рисование «Военная история в песне»

Знакомство с историей создания песен военных лет

Просмотр видеоматериалов  о военных песнях

Составление устных рассказов «Моя любимая песня»

Рисование «Военная история в песне»

Коллективное сочинение «Зачем солдату песня»

педагоги

Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, источники и навигаторы информации

Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации

Подготовка материала, методических разработок по теме Организационно-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических видах деятельности, источники и навигаторы информации

3 этап – обобщающий (02.04.2020-25.04.2020)

дети

Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти»

Участие в праздничном концерте

педагоги

Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти»

Участие в праздничном концерте

Организационно-направляющая деятельность, поддержка детских инициатив, подведение итогов

родители

Участие в подготовке коллективного альбома «Ноты памяти»

Участие в праздничном концерте

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И  СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Результатами-продуктами проекта будут коллективный альбом «Ноты памяти», представляющий ретроспективу песен военных лет, конспекты и методические разработки мероприятий с детьми, рисунки детей, поделки, инсталляции, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Кроме этого результатами-продуктами станут, презентации родителей «Семейные традиции», информация на сайте ДОУ. Итоговый праздничный концерт также будет результатом продуктом, по его итогам будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте нашего образовательного учреждения.

Самым важным результатом-эффектом должен стать новый уровень  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок к приобщению дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет. А это станет возможным через формирование познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет, через обогащение знаний воспитанников об авторах музыкальных произведений, истории создания песен и как следствие, отражение в воспитанниках таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.

        Конкретные показатели эффективности проекта – это возрастание познавательного интереса детей на 10%, обогащение знаний на 2%, показателей сформированности у воспитанников таких качеств, как патриотизм,  уважение к традиционным ценностям на 9%.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

При положительный результатах реализации проекта он может быть возобновлен в следующем году, при условии инвентаризации его содержания, методов и форм работы с детьми и взрослыми, под углом познавательных запросов и инициатив детей. Кроме того, данный проект может быть использован другими образовательными учреждениями дошкольного образования, так как он прост в воспроизведении и предусматривает творческую интерпретацию наполнения содержания проекта, отдельных его тем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексей Фатьянов. Стихи и песни — М.: Сов. писатель, 1962. — С. 264.

2. Беккер Мих. Поэт развертывающейся жизни // «На литературном посту», 1926, III.

3. Беккер М. Творческий путь Лебедева-Кумача/ В книге М. Беккер. О поэтах. М.: 1961.

4. Блантер М. И. / Зак В. И. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).

5. Борисов Г. И песня, и стих… Л., 1973.

6. Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия. Т. I. — М.: ГИЗ, 1928.

7. Вольпе Л. М. Жаров, Александр Алексеевич // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Стб. 920.

8. Воронский А. К. Литературные типы. — 2-е изд. — М., 1927.

9. Г. Соболева  Россия в песне   Музыкальные страницы для детей среднего и старшего школьного возраста "Музыка", 1976г.

10. Дашкевич Т. Фатьянов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — («ЖЗЛ»).

11. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973. С.214-215.

12. Долматовский Е. А. Певец комсомольской юности // «Огонёк». — 1954. — № 15.

13. Жаров, Александр Алексеевич // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).

14. Жаров, Александр Алексеевич / Перемышлев Е. В. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 736. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.

15. Исаковский Михаил. На Ельнинской земле: Автобиографические страницы. — Москва: Советский писатель, 1975. — 576 с.

16. Казак В.  Лексикон русской литературы XX века = LexikonderrussischenLiteraturab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

17. Кежун Бр. О творчестве А.Чуркина // День поэзии. Л., 1985. С.320-324.

18. Константин Симонов в воспоминаниях современников / сост. Е. А. КацеваЛ. А. ЖадоваС. Г. Караганова. — М.Сов. писатель, 1984. — 608 с.

19. Крайнев М. Певец юности // «Комсомольская правда», 1957, 22 янв., № 18.

20. Крылов В. Композитор Александров. Под небом рязанским рождён. — Литера, 2013. — ISBN 978-5-906008-02-2.

21. Левашев Е. М. Судьба песни // Архив наследия — 2000 / Сост. и науч. ред. В. И. ПлужниковРоссийский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2001.

22. Лелевич Г. О пролетарском литературном молодняке. — М., 1926;

16. Листов Константин Яковлевич // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 307. — 672 с. — ISBN 5-85270-033-9.

23. Львов М. Поэт Алексей Фатьянов (1919—1959) / Фатьянов Алексей. Избранное. — М.: Худ. лит., 1983. — С. 3—10.

24. Малахов С. А. Жаров, Александр Алексеевич // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 4. — М.: Издательство Коммунистической Академии, 1930. — Стб. 157—159.

25. Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики / ред. Н. К. Пиксанова. — 4-е изд. — М.: ГИЗ, 1928.

 26. Мокроусов Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

27. Осетров Е. И. Человек-песня. — М., 1979.

28. Осокин В. Песни негасимой юности. // Жаров А. Взвейтесь кострами! — М., 1964.

29. Пахомова М. Карелия в творчестве советских писателей. Петрозаводск, 1974. С.22-28.

30. Писатели современной эпохи. Т. I. / Под ред. Б. П. Козьмина. — М.: Издательство ГАХН, 1928.

31. Пономарёв Б. Литературный Архангельск: события, имена, факты. Архангельск, 1982. С.102-106.

32. Прокофьев А. Песня в полете // Прокофьев А. СС. Т.4. Л., 1980. С.356-358.

33. Прокофьева А.Г.  А. Фатьянов и Оренбургский край // XIX Уральские Бирюковские чтения: Культура и образование в регионах: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2010. - С.312 – 317.

 34. Соловьёв-Седой Василий Павлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

35. Сохор А. Соловьев-Седой В. П. Песенное творчество. Л, 1952; Русская советская песня. Л., 1959.

36. Сурков Алексей Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

37. Тарасенков А. К. Русские поэты XX века. 1900‒1955. Библиография. — М., 1966.

38. Тищенко А. Константин Листов. — М.: Советский композитор, 1987. — 128 с. — (Портреты советских композиторов).

39. Турков А. М.  Сурков Алексей Александрович // Русские писатели. XX век. Биографический словарь: А-Я / Сост. И. О. Шайтанов. — М.: Просвещение, 2009. — 623 с. — ISBN 978-5-09-017151-9.. — С. 514.

40. Фогельсон С. Мой друг — поэт Александр Чуркин // День поэзии. Л., 1988. С.196-198.

41. Шкерин М. Р. Александр Жаров. — М., 1980.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:                Ноты памяти

Наименование МОО:            МБДОУ д/с «Белочка»

Авторы:  педагогический коллектив

Руководитель:   Кальницкая Елена Николаевна  

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:   4-7 лет

Объект проектирования:    альбом песен военных лет

Материал изготовления (указывается при необходимости):

Время на выполнение проекта:    4 месяца

Тип проекта:  познавательно - исследовательский

Цель проекта: Приобщение дошкольников к исторической памяти военных событий на основе музыкального и песенного творчества военных лет.

Задачи проекта: 1. Формировать познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет.

2. Формировать информационный багаж об авторах музыкальных произведений, истории создания песен.

3. Воспитывать у дошкольников такие качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.

Результаты и выводы: Результатами-продуктами проекта стали коллективный альбом «Ноты памяти», конспекты и методические разработки мероприятий с детьми, рисунки, поделки, презентации родителей «Семейные традиции», праздничный концерт, по  итогам которого будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте ДОУ. Результатом-эффектом стал новый уровень  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок к приобщению дошкольников к исторической памяти военных событий. А это стало возможным через формирование познавательного интереса детей к песенному и музыкальному творчеству военных лет, через обогащение знаний воспитанников об авторах музыкальных произведений, истории создания песен и как следствие, отражение в воспитанниках таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям на основе сопереживания и сопричастности событиям военных лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.

 Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....

Книга памяти "Согреем памятью сердца"

Книга памяти, созданная педагогоми и родителями детского сада, посвящённая Дню Победы...

Акция "Свеча памяти- День памяти и скорби"

Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотизм, уважение к подвигу наших дедов и прадедов....

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»

ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....