Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования
статья (подготовительная группа)

Соловьёва Л.А.

В статье говорится о коррекции и развитии всех структурных компонентов учителем-логопедом через патриотическое воспитание дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_ovz.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования

В нашей дошкольной образовательной организации разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

        Цель данного комплекса – формирование любви к Родине, бережного отношения к её природе, знакомство с историей страны у детей с ОВЗ. В работе, помимо традиционных форм работы, используются и такие, как кейс-технологии, музейная педагогика, квесты, метод проектирования, коучинг-сессии для родителей.

        Особое внимание в работе со старшими дошкольниками с ОНР уделяется развитию всех структурных компонентов речи, в том числе и связной. Поэтому любое мероприятие, проводимое в рамках патриотического воспитания дошкольников, включает в себя словесное творчество воспитанников.

        С детьми старшего дошкольного возраста был проведён квест «Путешествуя по России», в ходе которого воспитанники с ОНР не только знакомились с животным и растительным миром России, но и выполняли лексико-грамматические задания, составляли небольшие рассказы с опорой на схемы.

        Одной из задач патриотического воспитания является формирование бережного отношения к родной природе. После предварительно проведённой работы создана книга, куда вошли сказки и рассказы, сочинённые детьми, такие как « В царстве Грибов», « Как воробьишка друзей искал», «Лесная школа», «Осень в лесу». Некоторые из воспитанников придумали по данной теме чистоговорки для автоматизации звуков в стихотворной форме.

        В нашем учреждении регулярно выпускается газета «Золотая рыбка». Один из выпусков посвящён мероприятию, на котором дети знакомились с государственной символикой России. Помимо информации о флаге, гербе, гимне нашей страны в издании были опубликованы творческие рассказы детей «Россия будущего».

        В работе ДОУ активно используется музейная педагогика. В ходе знакомства с историей родной страны, сотрудниками учреждения созданы две экспозиции: «Россия в прошлом» и «Российские народные промыслы». Детям с ОНР при посещении музея предлагалось не только послушать рассказ об экспонатах, но и  выполнить некоторые задания. Например, «Дед Всевед» предложил воспитанникам при помощи народных музыкальных инструментов разделить на слоги заданные слова.

        В условиях инклюзивного образования особое значение имеет взаимосвязь педагогов и родителей воспитанников. Только совместная работа всех участников образовательного процесса позволяет успешно реализовать основные цели и задачи. Особое место в работе по патриотическому воспитанию занимает взаимодействие с семьёй.

        Некоторые из воспитанников старшего дошкольного возраста в течение последнего года вместе с родителями совершили путешествия в города России. После поездок семьи оформили фотоотчёты о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга и Волгограда, а также дети подготовили небольшие репортажи об этих городах.

        В старшей и подготовительной к школе группах вместе с родителями реализован проект «Моя Россия». В ходе данного проекта дети не только знакомились с многонациональной Россией, её историей, многообразием природы, но и представили родителям музыкально-театрализованную постановку башкирской народной сказки «Благодарный заяц». Проведен конкурс  на лучшую книжку-малышку о предметах русского старинного быта, а также художественные выставки «Русская деревня», «Славянские буквы».

        Патриотическое воспитание невозможно без формирования у детей любви к малой Родине, бережного отношения к родной природе (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Дошкольники знакомятся с произведениями уральских писателей и поэтов, таких как П.П. Бажов, Д.Н. Мамина-Сибиряк, Г.В. Сапгир, а также художников и композиторов. Изучение работ таких живописцев, как А.К. Денисов-Уральский, Д.С.Щеглов, Е.А.Мальцев позволяет осуществлять и работу по развитию речи с детьми с ОНР: по картинам составляются описательные рассказы, как с опорой на план-схему, так и без неё.

Результатом реализации комплекса проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию у дошкольников с ОВЗ явилось:

  1. количество детей, интересующихся природой России и знающих особенности её  растительного и животного мира ,   выросло на 19%, что выявлено в ходе педагогических наблюдений;
  2. количество детей, проявляющих интерес к истории страны, увеличилось на 24%;
  3. запас общих знаний о родной стране, её столице, о родном городе, а также о государственной символике России и своего региона повысился у 17% детей.

Сравнительное анкетирование, проведённое с родителями воспитанников, показывает, что дети стали бережнее относиться к родной природе, проявляют больший интерес к познавательным передачам и фильмам об истории России, о животном и растительном мире нашей страны, а также в общении с взрослыми проявляют инициативу, любознательность, задают вопросы, охотно делятся впечатлениями и новой информацией. Это говорит о положительной динамике речевого развития дошкольников, в частности, детей с ОНР.

        Таким образом, реализация данного комплекса мероприятий способствует патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.        

Информационные источники:

1.Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе  // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.

2.Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.

3.Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

ВУДЕН-ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.  В статье раскрывается понятие «вуден-тренинг», представлены его основные дидактические положения, даются рекомендации по его использованию в качестве средства социализации...

Нормализация условий воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 21.01.2021 г.

Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этог...

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»

Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностя...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования

Патриотическое воспитатние детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования...