ВУДЕН-ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по логопедии

Антонова Елена Вадимовна

Аннотация.  В статье раскрывается понятие «вуден-тренинг», представлены его основные дидактические положения, даются рекомендации по его использованию в качестве средства социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

 

Многолетний        опыт   работы    показывает,     что  25–30%   детей, посещающих   детские   сады   общеразвивающего   вида,   имеют   речевую патологию. Из них 30% дошкольников в возрасте от 3 до 6,5 лет – это дети с общим  недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)  в   условиях   ДОУ   –   особая   категория   детей,   у   которых   снижены мотивация к учебной деятельности, познавательная активность, отстает в развитии коммуникативная функция речи. У таких детей   часто   возникают   нарушения   эмоционально-волевой   сферы: эмоциональная         лабильность,     недостаточная       стрессоустойчивость, характеризующаяся тем, что в новой ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. Все это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной социализации, личностном развитии, развитии его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Поэтому   проблема   включения   (инклюзии)   таких   детей   в  систему   общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

Современное   состояние   проблемы   включения   детей   с   ТНР в   среду   нормально   развивающихся   сверстников   позволяет   искать новые и эффективные направления и подходы в коррекционной педагогике.[1, с.427] Одним из таких актуальных направлений является вуден-тренинг.

Вуден-тренинг (от англ. Wooden – деревянный) - интерактивный метод социально-психологического обучения и развития личности ребенка с ТНР посредством использования деревянных пособий и игрушек.

Деревянные пособия и игрушки обладают определенной энергетикой, они положительно настраивают ребенка, способствуют его гармоничному развитию; под их воздействием формируются  тактильные навыки, развивается мелкая моторика; исследование и осязание разных по форме и текстуре игрушек обогащает информационное поле ребенка.

Помимо этого, преимущества выбора деревянных игрушек заключаются в следующих качествах:

·  Экологичность. Такой продукт полностью безопасен для ребенка, даже если он попробует изделие на вкус.

·  Долговечность. Дерево тяжело поломать. Игрушки сохраняются много лет, не требуя особых условий хранения.

·  Простота в уходе. Для чистки изделия достаточно протереть его мыльным раствором или обычной влажной тряпкой.

·  Натуральность. Дерево позволяет чувствовать тепло, фактуру, структуру материала, оно имеет приятный запах.

·  Реальность. Ребенок познает окружающий мир на запах, вкус и ощущения. Плюсы деревянных игрушек в том, что они помогают почувствовать реальный вес изделия, его плотность [2].

Дети с тяжелыми нарушениями речи включены в среду ДОУ общеразвивающего вида в условиях полной инклюзии. Не всегда процесс социализации дошкольников с особыми образовательными потребностями протекает гладко. Сверстники замечают проблемы своих товарищей и по-разному реагируют на них. Часто, дети с ТНР находятся в вынужденной «самоизоляции»: они играют отдельно от сверстников, боятся высказать свое мнение, в сюжетно-ролевых играх занимают пассивные роли.

Вуден-тренинги в условиях инклюзивной группы содействуют сплочению детского коллектива, формируют у детей с ТНР необходимые личностные качества, способствуют преодолению замкнутости и чувства неуверенности.

Возрастная категория: дошкольники от 3 до 7 лет.

Цель вуден-тренига: преодоление социальных и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ТНР к общему образованию, введение в его в микромир сверстников, приобщение к жизни в группе.

Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослого в процессе вуден-тренинга.

Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.

Ожидаемый результат: получение ребенком с ТНР навыков коммуникации, выработка поведенческих функций, налаживание взаимодействия со сверстниками, педагогами.

Оборудование:

3-4 года: пирамидки, шнуровки, рамки-вкладыши, сортеры, лабиринты-серпантинки, бусы-шнуровки, игровые планшеты, матрешки, стучалки, разрезные картинки, кубики.

5-7 лет: мозаики, пазлы, лабиринты-серпантинки, игровые наборы-мастерилки, головоломки, наборы строительных блоков с деревянной корой, счетный материал, матрешки – герои сказок, логические игры, волчки, наборы для сюжетных игр.

Рекомендуемая продолжительность вуден-тренинга:

- для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут,

- для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут,

- для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут,

- для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Технология проведения:

Тренинговые занятия (вуден-тренинги), как и любая другая форма психолого-педагогической работы, требует привыкания, адаптации детей к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Поэтому желательно с самого первого их применения вводить определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаться их  на всем протяжении социально-психологического обучения. Нужно понимать, что введение каждой новой формы работы на некоторое время отвлекает детей  от содержания и переключает их силы на адаптацию к новой ситуации деятельности и общения.

Очень хорошо, если с самого начала предлагается определенная структура занятия, к которой дошкольники постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.

«Базовая» структура вуден-тренинга  может выглядеть следующим образом:

1. Организационный этап:

- Ритуал приветствия.

2. Мотивационный этап:

-Разминка.

-Введение в тему тренинга (в основное содержание).

3. Практический этап:

-Упражнения и игры, позволяющие освоить основное содержание тренинга.

4. Рефлексивный этап:

-Рефлексия прошедшего занятия.

-Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия и прощания – это психологическая «рамка» тренинга, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни участников. Второе не менее важно: с тренинга ребенок должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников тренинга. С ними не стоит обращаться вольно: ритуалы должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом вуден-тренинге.

В качестве ритуалов приветствия можно использовать: дыхательную, мимическую, артикуляционную, пальчиковую  гимнастику с подтекстом  приветствия.

Например, возможно использование такой пальчиковой гимнастики:

«Встреча»

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», (соединяются мизинцы)
Два щенка: «Ав-ав!», (соединяются безымянные пальцы)
Два жеребенка: «Иго-го!», (соединяются средние пальцы)
Два тигренка: «Р-р-р!», (соединяются указательные пальцы)
Два быка: «Му!». (соединяются большие пальцы)
Смотри, какие рога. (загибаем все пальцы на руке, кроме указательного и среднего и прокручиваем руку туда-сюда).

или мимической гимнастики:

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

   И играть с собой возьмем!

«Брови домиком»

Дети поднимают высоко брови, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Брови домиком стоят

  Там живут мои друзья

  И бельчата, и ежата

  И лисята, медвежата!

«Колобок нахмурился»

Дети собирают брови у переносицы, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок нахмурился

  Он увидел лужицу.

  Так хотел он погулять,

  Нам цветочки показать!

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале тренинга, но и между отдельными упражнениями в случае, если педагог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние участников. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в группе?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в группе?».

Введение в тему текущего вуден-тренинга может быть осуществлено на этапе тематической разминки, либо это может быть самостоятельный этап занятия. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения детей тему и основную задачу тренинга (во что будем играть?), но и замотивировать их совместную игру (как мы будем играть? – вместе, дружно, не обижаясь и не обижая, помогая друг другу). На этом этапе возможно использование загадок, логических простейших задач, игр с «чудесным мешочком», рассматривание иллюстраций, чтение небольших отрывков литературных произведений (во что будем играть?), небольших по времени двигательных упражнений на сплочение и взаимопонимание, таких как «Атомы», «Гусеница», «Клубок»  (как мы будем играть?)

Игры и упражнения, направленные на освоение основного содержания тренинга- это разнообразные социо-игровые действия с использованием деревянных пособий и игрушек. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста детей, с опорой на реализуемую программу, и решают следующие задачи:

·  Младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации (игры с пирамидками, шнуровками, рамками-вкладышами, сортерами, лабиринтами-серпантинками, бусами-шнуровками).

·  Средняя группа - обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами (игры с планшетами, матрешками, стучалками, разрезными картинками, кубиками).

·  Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с педагогом игры (игры с мозаиками, пазлами, лабиринтами-серпантинками, игровыми наборами-мастерилками, головоломками, наборами строительных блоков).

·  Подготовительная группа - поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм – фантазированиям (игры с головоломками, наборами строительных блоков, счетным материалом, матрешками – героями сказок, волчками, наборами для сюжетных игр).

Формы осуществления социо-игровой активности в ходе тренинга могут быть следующими:

- Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации («Пройди по лабиринту»).

- Игры-соревнования («Кто быстрее соберет пирамидку?»).

- Игры-драматизации («Покажи сказку с матрешками»).

- Режиссёрские игры («Поиграем со счетными палочками»).

- Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Больница» с дидактическими наборами).

- Сказкотерапия («Придумай сказку»).

- Куклотерапия («Поиграем с матрешкой»)

-Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности («Помоги собрать головоломку»).

- Самопрезентация («Я люблю играть с…»).

В качестве примера рассмотрим применение элементов куклотерапии в процессе реализации вуден-тренинга на примере игр с деревянной матрешкой.

Матрешка – любимая игрушка детей, причем очень полезная игрушка, однако, в последнее время,  незаслуженно забытая.

Прежде всего, это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, матрешка  заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с матрешкой формируют правильную  речь, развивают зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

В совместной деятельности с дошкольниками всех возрастов широко применяется эта национальная игрушка в русской  или  другой национальной интерпретации.

При реализации технологии куклотерапии в ходе вуден-тренинга  проводятся следующие виды игр:

-речевые: «Матрешки», «Матрешка, где ты? », «Матрешки идут за грибами», «Расскажи сказку», «Посчитай и повтори», «Угадай, кто спрятался в матрешке?»;

-дидактические: «Найди свой домик», «Собери матрешку», «Больше, меньше», «Найди пару»;

-сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек», «Построй по росту», «Включение в ряд»;

-игры с математическим содержанием: «Одна и много», «Помоги матрешке найти свои игрушки»;

-пальчиковые игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Раз матрешка, два матрешка»;

-игры – эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая - тяжелая», «Твердая – мягкая»;

-конструктивные: «Матрешки ходят в гости», «Домик для матрешек», «Мебель для матрешек»,  «Ворота для большой и для маленькой матрешки»;

-подвижные: «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Кто быстрее соберет матрешку»;

-игры-драматизации с заучиванием стихотворений о матрешках.

Особого внимания заслуживает национальная матрешка. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством через знакомство с народной матрешкой – одно из незаменимых средств становления начал национального самосознания личности ребенка-дошкольника.

Особо популярны в коррекционно-педагогическом процессе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями матрешки – герои сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. Дошкольники с большой заинтересованностью пересказывают текст знакомой сказки, манипулируя сказочными  героям, подражая их голосам. А трансформация сказочных образов с опорой на предметную наглядность позволяет параллельно реализовывать технологию ТРИЗ.

Классическая матрешка в русском или национальном костюме служит средством составления описательного рассказа по заданному плану.

Использование игрушки в процессе  формирования произносительных навыков у дошкольников значительно повышает  эффективность коррекционной работы. Тексты стихотворений и загадок  о матрешках насыщены шипящими звуками, что позволяет автоматизировать данные звуки в речи детей. А спрятанные внутри матрешки мелкие предметы или картинки на заданный звук вызывают огромный интерес у детей и стремление правильно произносить звуковые единицы в соответствии с поставленными целями коррекционного воздействия.

Необходимо помнить, что основной целью практического этапа вуден-тренинга является не манипулятивное действие с деревянными предметами, а формирование игровой деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе совместных игр со сверстниками с целью его позитивной социализации.

В конце тренинга, перед ритуалом прощания, проводится рефлексия психо- эмоционального состояния участников по типу упражнения «Погода настроения» (мое настроение похоже на: солнышко, тучку, тучку с дождиком). 

Рефлексия занятия в старшем дошкольном возрасте предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

В качестве ритуалов прощания целесообразно  использовать разнообразные речевки:

Например (старший дошкольный возраст):

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Таким образом, ожидаемый  эффект от  внедрения  вуден-тренингов  в инклюзивное пространство дошкольных образовательных организаций  предполагает:

-   развитие   у   здоровых   детей   терпимости   к недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи положительного отношения  к сверстникам и адекватного социального поведения; реализацию их  потенциала развития в обучении и воспитании; обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

 

 

 

Список  литературы

 

[1] Добрынина Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную среду  //  Инклюзивное          образование:        преемственность     инклюзивной  культуры      и  практики:     сборник     материалов      IV   Международной научно-практической          конференции /  гл.  ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С.427-430.

[2] Польза деревянных игрушек для детей. - https://www.grimmstoys.ru/blogs/blog/polza-derevyannyh-igrushek-dlya-detey (22.11.2018)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vuden.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Слайд 2

Вуден-тренинг как средство социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Вуден-тренинг (от англ. Wooden – деревянный) – коммуникативная инновационная методика развития ребенка дошкольного возраста с ТНР посредством использования деревянных пособий и игрушек ( вуден-тренажеров ).

Слайд 3

Преимущества применения деревянных тренажеров: Экологичность . Долговечность. Простота в уходе. Натуральность. Реальность.

Слайд 4

Возрастная категория : дошкольники с ТНР от 3 до 7 лет. Цель вуден-тренига : создание условий, открывающих возможности для социализации, развития личности, инициативы и креативных способностей ребенка на основе общения со взрослыми и сверстниками. Модель организации образовательного процесса : двусторонняя продуктивная деятельность детей и педагога в процессе вуден-тренинга . Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.

Слайд 5

Ожидаемый результат: приобретение ребенком способности к коммуникации, выработка поведенческих функций, налаживание взаимоотношений с товарищами, педагогами. Рекомендуемая продолжительность вуден-тренинга : - для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, - для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, - для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, - для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Слайд 6

Технология проведения: Организационный момент ПРИВЕТСТВИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"

В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования

С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. В статье раскываются особенноости музыкального обуче...

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования...