Программа по патриотическому воспитанию детей старшего возраста
методическая разработка (старшая группа)

Куликова Юлия Сергеевна
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольников старшего возраста.

«Наша Родина – Россия»

Содержание.

Паспорт программы…………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………..4

Пояснительная записка…………………………………………………6

Актуальность……………………………………………………………..7

Проблематика…………………………………………………………….9

Содержание программы

Перспективное планирование………………………………………….14

Перспективный план работы………………………………………….16

Взаимодействие с родителями………………………………………….34

Организация развивающей среды направленной на воспитание патриотизма у воспитанников………………………………………….36

Мониторинг………………………………………………………………..37

Список литературы……………………………………………………….40

Паспорт программы.

Полное наименование Программы

Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольников старшего возраста.

«Наша Родина – Россия»

Цель программы

Создание единого образовательного пространства учреждения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через изучение истории, традиций и культуры русского народа, истории страны посредством обогащения опыта и знаний детей в музейной деятельности.

Задачи программы

*расширять представления у детей о своей малой родине (история города, люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю, городу, стране.

*формировать у детей интерес, представления о русской национальной культуре (традиции, обычаи, народное творчество), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своей страны и своей малой Родины.

* развивать у детей общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство патриотизма

*развивать компетенции необходимые для социализации подрастающей личности.

*воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране

*воспитывать уважение к труду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяйте эту любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С. Лихачёв.

Введение.

      Доступны ли детям 5-7 чувства патриотизма? Несомненно, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.

     Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

     В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

Пояснительная записка.

Дошкольный период можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует осуществлять радость этих открытий, наполняя сообразно идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать соответственно формированию таких основ как нравственность и чувство патриотизма исходя из этого чувство патриотизма не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работе в семье, в школе или дошкольном учреждении.

Непосредственно формирование представлений о Родине- работа трудная и сложная, требующая от педагогов большого влияния и вдохновения. Педагогический процесс должен быть систематическим и планомерным на протяжении всего учебного года. Поэтому педагог должен быть сам патриотом своей Отчизны и вдохновлять, и просвещать.

Любовь маленького человека к Родине начинается с отношения к самым близким и родным ему людям – маме, папе, бабушке, дедушкам, брату, сестре, с любви к своему дому, городу, району.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Из этой мудрости следует извлечь то, что, без знания своих корней, традиций своего народа невозможно воспитать полноценного человека, любящего свой дом, родных, свою страну.

Актуальность.

В настоящее время идет переосмысление самой сущности патриотического воспитания, сама идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение, не только с точки зрения общественности, но и становится задачей государственной важности. Главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы помочь юным жителям нашей необъятной страны России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем мире. Учить совершать полезные и добрые дела, воспринимать лучшие традиции своего народа, стать самостоятельным во всех начинаниях, вести активный и здоровый образ жизни.

Гражданское воспитание включает в себя задачи патриотического, духовно – нравственного, интернационального, правового воспитания.

Несомненно, гражданское сознание воспитывается с детства. Необходимо начинать работу по гражданскому воспитанию с создания для детей уютной теплой атмосферы. Каждый день ребенка должен быть наполнен радостными моментами, добрыми друзьями, приветливыми педагогами, которые помогут и выслушают, научат всему необходимому. Ведь с чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Программа «Наша Родина – Россия» соответствует организации нравственно-духовного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста 5-7 лет.

«Наша Родина – Россия направлена на формирование у детей дошкольного возраста нравственно - эстетических ценностей и патриотически чувств. Посредством ознакомления детей с родной страной, городом, районом, символикой, с историко-культурными, национальными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Так как самые яркие впечатления, которые мы получаем в детстве, нередко остаются у нас в памяти на всю жизнь.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений, направлена на углубление знаний детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностях. Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства). Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала. Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире 6 (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.

Проблематика.

Задачи воспитания патриотизма, решается традиционно в детском дошкольном учреждении. Иногда в результатах исследований показывают, что у детей наблюдается средний уровень знаний о родной стране и часто наблюдается отсутствие познавательного интереса. Исходя из статистики возникла необходимость в переработке и организации педагогического процесса по ознакомлению детей с символами России, традициям, с людьми, которые прославили и прославляют нашу страну, а также с народным творчеством. Решением данной проблемы является создание данной программы: «Наша Родина – Россия».

Педагогическая целесообразность.

Программа педагогически целесообразна, так как приобретение познаний о родном крае, в котором проживает ребенок является положительным моментом в организации жизнедеятельности детей, так же, как и расширение жизненного кругозора, уважительного отношения к старшему поколению, сверстникам и т.д.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.

Основная цель программы:

воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

*расширять представления у детей о своей малой родине (история города, люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю, городу, стране.

*формировать у детей интерес, представления о русской национальной культуре (традиции, обычаи, народное творчество), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своей страны и своей малой Родины.

* развивать у детей общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство патриотизма

*развивать компетенции необходимые для социализации подрастающей личности.

*воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране

*воспитывать уважение к труду

Принципы реализации программы.

Чтобы сформировать у детей познания по данной теме нравственно-духовного и патриотического воспитания следует использование следующих принципов.

- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.

- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

- Преемственность. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

- Культур сообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Методы и приемы реализации программы.

Практический метод используется, когда необходимо:

*организация продуктивной деятельности;

*проведение различных игр (строительные, дидактические, инсценировки и др.);

*оформление гербарий, альбомов;

*организация постановок сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей; участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,

*организация встреч с родителями (консультации, тематические досуги, чаепитие);

*изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

*чтения литературных произведений воспитателем;

*чтения стихотворений детьми, воспитателем;

*бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;

*ответов на вопросы педагога, детей;

*проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

*сообщение дополнительного материала воспитателем;

*загадывание загадок;

*рассматривание наглядного материала;

*рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

*разбор житейских ситуаций;

*проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Наглядный метод используется вовремя:

*чтения педагогом рассказов;

*экскурсий по селу, целевых прогулок;

*наблюдений;

*показа сказок (педагогом, детьми);

*рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

*проведения дидактических игр и др.

Условия реализации программы.

Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Виды детской деятельности: чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание), ситуативный разговор, рисование, лепка, аппликация, исследование; моделирование, игровая деятельность, творческие игры: — режиссерские (по мотивам литературных произведений); сюжетно-ролевые; игры-драматизации; театрализованные игры.

Этапы реализации программы:

Этапы реализации программы «Наша Родина – Россия»

Задачи

Подготовительный

  1. Исследование психолого-педагогического подхода изучения нравственно-патриотических чувств дошкольников.
  2. Разработка плана по реализации данной программы.

Диагностический

  1. Подборка и разработка методов воспитательного процесса.
  2. Мониторинг.

Практический

  1. Организация индивидуального подхода в работе с детьми.
  2. Организация работы с родителями по вопросам воспитания патриотизма у детей.

Аналитический

                     

Анализ созданных педагогических условий по развитию патриотизма.

Формы организации.

  1. Беседы, ситуативные разговоры, праздники, где происходит приобщение и формирование детей к культурному наследию, традициям, народно-прикладному искусству, народные игры, фольклор, устное народное творчество.
  2. Проведение экскурсий к достопримечательностям города (музей, картинная галерея, Дом Культуры. Игры путешествия «Квесты». Организация земледельческого труда (разведение огородов).
  3. Работы с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками, традициями, создание родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День Защитника Отечества, 9 мая и т.д..
  4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Ожидаемые результаты.

*наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;

*возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);

*воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания программы проводится в виде викторины с комплексом вопросов и заданий по данной тематике.

Содержание программы.

Перспективно-тематическое планирование.

Сентябрь.

1 неделя

диагностика

2 неделя

3 неделя

Семья

Семья

4 неделя

Детский сад

Детский сад. Профессии.

Октябрь

1 неделя

Игрушки

Игрушки. Знакомство с творчеством А.Л. Барто

2 неделя

Огород. Овощи

Овощи. Труд взрослых на огородах.

3 неделя

Сад. Фрукты

Фрукты. Труд взрослых в садах

4 неделя

Лес. Грибы, лесные ягоды

Осень. Грибы, ягоды

Ноябрь

1 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью

2 неделя

Одежда

Осенняя одежда, головные уборы, материал, из чего сделано.

3 неделя

Обувь

Осенняя обувь, Материал.

4 неделя

Домашние животные.

Домашние животные, их детёныши. Содержание домашних животных.

Декабрь

1 неделя

Домашние животные

Домашние птицы, их детеныши. Содержание домашних птиц.

2 неделя

Дикие животные

Дикие животные, их детеныши. Жизнь животных зимой.

3 неделя

Зима. Зимующие птицы

Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы.

4 неделя

Новый год. Зимние развлечения.

Новый год. Хвойные деревья

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2 неделя

Животные севера и юга

Животные севера и юга, их детеныши.

3 неделя

Грузовой и пассажирский транспорт. Профессии на транспорте. ПДД

Транспорт. Виды транспорта Профессии на транспорте. ПДД

4 неделя

Дом. Стройка.

Профессии строителей

Дом. Стройка.

Строительные профессии

Февраль

1 неделя

Город Данилов

Город Данилов

2 неделя

Мебель

Мебель

3 неделя

Наша Армия

23 февраля. День защитника отечества

4 неделя

Профессии

Профессии. Орудия труда. Инструменты.

Март

1 неделя

Весна. Приметы весны.

Мамин праздник

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы.

Мамин праздник

2 неделя

Комнатные растения.

Комнатные растения,

размножение, уход

3 неделя

Посуда

Посуда. Виды посуды.

Материалы, из которых сделана посуда

4 неделя

Продукты питания

Продукты питания

Апрель

1 неделя

Весенние работы на селе

Весенние работы на селе.

Профессии

2 неделя

Космос

Космос.

Солнечная система

3 неделя

Пресноводные и аквариумные рыбы

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы

4 неделя

Перелетные птицы

Перелетные птицы

Май

1 неделя

9 мая

2 неделя

Насекомые. Лето

3 неделя

Сказки А.С. Пушкина

4 неделя

Диагностика

Перспективный план работы в старшей группе.

Неделя

Тема

Программные задачи

Формы работы

Сентябрь

1 неделя

 «Праздник знаний»

Формировать у детей знания о празднике. День радостных встреч. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ.

Праздник «День знаний» НОД по ОО «Познание» "Наша Родина – Россия»" (флаг, герб, песня, стихотворения).

2 неделя

Диагностика

3 неделя

«Семья»

- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, формировать интерес к своей родословной, представления о семейных традициях.

-Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому.

-Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения в семье.

- Обсуждение пословиц разных стран о близких людях; этюды «Помоги брату», «Попроси маму, бабушку».

- Беседа «Род и родословная»

- Презентация для детей «Моя семья».

- Беседа с детьми о Международном дне мира, который отмечается 21 сентября «Что такое мир?»

НОД по ОО «Речевое развитие» «Моя семья»

4 неделя

«Детский сад».

-Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

- учить быть заботливыми, внимательными, благодарными по отношению к сверстникам и взрослым, находящимся в ближайшем окружении ребенка.

- Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

- Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

- Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

-Чтение рассказа Н.Саконской «Подружки» и разучивание правил дружбы.

- С/р игра «Детский сад».

- Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Октябрь

1 неделя

Игрушки.

- Создать условия для активной, разнообразной творческой деятельности, для развития сотрудничества в игре.

- Формировать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; развитие ролевого общения

- Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения

- ситуация общения «Давайте делать добрые дела», посвященная Дню пожилого человека, который отмечается 1 октября.

- Просмотр презентации «Игрушки наших предков».

- НОД по ОО «Познавательное развитие» «Русская матрешка»

2 неделя

Огород. Овощи.

- Сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру растений, реалистические представления о природе.

-Расширять знания и представления детей о русском народном празднике «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

- воспитывать дружелюбие, трудолюбие, заботливость

 Беседа ОБЖ «Вкусно и полезно», беседа о важности регулярного употребления овощей.

- Сит. разговор «14 октября - большой светлый праздник, который называется Покров. Традиции и обычаи, связанные с празднованием Покрова» Развлечение «Международный день девочек», отмечается 11октября.

3 неделя

Сад. Фрукты.

- Расширять представления детей о работе людей в саду осенью.

- Способствовать развитию знаний детей о многообразии плодовых деревьев, ягодах, фруктах своего родного края.

- Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

- Беседа: «Что растёт у Бабушки в саду?»

- Беседа на тему: «Вкусно и полезно».

- Сюжетно-ролевая игра «Поездка в Детский мир» (с распределением ролей по гендерному принципу: мальчики – шоферы, папа, сын; девочки – мама, дочь, продавец, кондуктор, кассир)

4 неделя

Лес. Грибы, лесные, ягоды.

-Дать первичное представление о грибах и ягодах, растущих на территории Волгограда и Волгоградской области.

- Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса.

- Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе

-Рассматривание репродукции картины Е.Зуева «Дары леса».

- Беседа «Грибы, какие они?». Рассказ воспитателя «О разнообразии грибов».

-С/Р игра: «Путешествие в лес». (умение использовать в играх личный опыт)

Ноябрь

1 неделя

Осень. Деревья осенью.

-Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

-Игра «Слушаем и размышляем» (педагог читает стихотворение и просит детей узнать времена года, ответы на вопросы).

-игра «Какие деревья спрятались на картинке?»

-Беседа «Листопад, листопад, засыпает старый сад».

- Ситуативный разговор:

«Мы идём помогать растениям»

2 неделя

Одежда.

- Развивать творческие и конструктивные способности детей.

- приучать детей к опрятности, вызывать желание беречь вещи, ухаживать за ними.

- Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

- Обогащать уголок ряженья, атрибутами одежды разных национальностей ко дню народного единства (кокошники, бусы, косынки и т.д.).

- Ситуация- общение «Мы умеем дружить?» -

-Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Цель: обратить внимание на одежду персонажей.

НОД по ОО «Познавательное развитие «Русский национальный костюм».

3 неделя

Обувь

- Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.

- Воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду; бережное отношение к обуви.

- 16 ноября – Международный день толерантности». Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране;

- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, уважения и доброго отношения к другим людям.

- Беседа (ОБЖ) «Как избежать неприятностей»

- Ситуативный разговор «Можно ли ходить зимой в летней обуви?». «Как ухаживать за обувью»

- Чтение стихотворения «Бабушкины руки» Г. Браиловская.

Беседа с детьми «Толерантность. Что это?»- 16 ноября Международный день толерантности.

- развлечение «Мы такие разные, но мы –вместе!»

4 неделя

Домашние животные.

-Воспитывать заботливое отношение к животным.

-Воспитывать уважения к труду людей, работающих в сельском хозяйстве

- Познакомить детей с праздником последнего воскресения месяца «День матери», воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание заботиться и помогать ей.

- Рассказ воспитателя «Какие бывают кошки»

- Беседа «Почему они домашние?»

- Беседа с рассматриванием иллюстрированного материала «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Декабрь

1 неделя

Домашние птицы.

- Формировать осознанно-правильное отношение к птицам, воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

- развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;

- формировать знания о том,  кто нуждается в добрых поступках - 3 декабря День инвалида.

- воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. 3декабря День неизвестного солдата

- Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно", «Дети-инвалиды – ангелы земли»

- Беседа с детьми ко Дню инвалида «Мир спасет доброта»

 Беседа «О неизвестном солдате»

рисование «Памятник Неизвестному солдату»

- НОД по ОО «Познавательное развитие «Русские народные промыслы». 

2 неделя

Дикие животные.

- Формировать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные.

- Воспитывать культуру поведения в лесу.

- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по защите прав человека; развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство  присуще всем людям.

-  воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

- Беседа: «Чувства животных и человека» (чувствуют изменения условий среды – подготовка диких животных к зиме, другие воздействия: человека, других зверей друг на друга и изменяют своё поведение).

- Знакомство детей с фольклором Волгоградской области. Чтение стихотворения В. Коршунова «Мой домашний зоопарк».

- Беседа «Что такое права человека?» - 10 декабря Международный день прав человека.

3 неделя

Зима. Зимующие птицы

- расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе;

-  познакомить детей с Международным днем помощи бедным, отмечается 19 декабря.
- Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним, желание помочь в трудной ситуации; познакомить с понятием «Милосердие»;

- Воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели

- Вводная беседа: «Что мы знаем о зиме?»

- беседа с детьми: «Как мы можем помочь зимующим птицам?»

- Воспитательный час «Бедным помочь может каждый». 

- книги для чтения и рассматривания: В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Бианки «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», Г. Скребицкий «Берегите птиц»

4 неделя

Новый год. Зимние развлечения

-Формирование первичных представлений о новогоднем празднике.

-Продолжить знакомить детей с русским народным фольклором, с традициями связанными с новогодними праздниками.

- Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях.

- Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

- Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

- Беседа Что за праздник «Новый год»?

- Чтение новогодних стихов и сказок напр., сказки В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович», Островского «Снегурочка» ит .д.

- Беседа на тему "Где живет Дед Мороз?".

- Беседа на тему "Правила поведения на морозе" (обсудить с детьми, как нужно вести себя в морозную погоду, чтобы не заболеть).

-Образовательная ситуация «Зимние спортивные увлечения моей семьи»

Январь

2 неделя

Животные севера и юга

-Воспитывать бережное отношение к природе, друзьям нашим меньшим. Воспитывать интерес к всему живому, любознательность, любовь к стихам, загадкам.

- Воспитывать духовно-нравственные чувства такие, как сострадание, желание подарить радость, милосердие к традициям православных праздников:

7 января Православный праздник Рождества Христова

19 января Православный праздник Крещения Господня

- Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?» (познакомить детей с белым медведем и его образом жизни)

- Беседа на тему «Как выживают животные? Что им помогает?»

- чтение произведений: «Серебряное копытце» П.Бажова

- Беседа «Рождественское чудо», «Крещенский вечерок»

- Развлечение «Рождественские посиделки».

Разучивание народных песен, частушек, колядок.

3 неделя

Грузовой и пассажирский транспорт. Профессии на транспорте. ПДД

- Уточнить и расширять знания о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

- Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

- Беседа с детьми "Что было бы, если б не было машин"

- Ситуативный разговор о правилах поведения в транспорте

- Свободное общение «Зачем знать правила дорожного движения»

4 неделя

Дом. Стройка. Профессии строителей.

1.Формировать у детей первичное представление о профессии «строитель».

-воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь

.- 30 января День деда Мороза и Снегурочки. Это древний языческий праздник. В этот день обычно рассказывают сказки и легенды о Деде Морозе и о Снегурочке

- Ситуативный разговор «Если бы на свете вообще не было б домов, то…»

- Беседа с детьми «Как строят дома? Кто строит дома?»

- Творческое рисование на тему "Моя будущая профессия".

- Ситуативный разговор «Опасности дома» Цель: воспитывать правила безопасного поведения.

- Беседа «Откуда пришёл Дед Мороз»,

Февраль

1 неделя

Город Данилов

- Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями2- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города.

- Воспитывать уважение к труду людей, создающих красивые города

- Беседа: «Мой город»

- Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»

- Знакомство с постаментом «Родина Мать зовёт!».

- Заучивание стихотворения А. Красильникова «Я живу в Волгограде

- Прослушивание «Волгоград» гр. «Андерсен», «Растёт в Волгограде березка», «Волгоград – город первой любви», «Волгоград» гр. «Штурман Джорж»

-Изготовление коллективно книжку-малышку «Прогулка по Волгограду».

2 неделя

Мебель

- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в совместной деятельности, инициативности и самостоятельности. - - ---Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.

- Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к предметам, сделанным их руками.

- Закреплять знания о видах мебели по мотивам русских-народных сказок.

- Рассказ об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития стола и стула)

- Ситуативный разговор о возможных травмах при неправильном обращении с некоторыми предметами мебели (безопасное обращение).

- Чтение худ.литературы «Мебель – это что такое» В. Васильев.  Чтение и обсуждение сказки «Три медведя»

 

3 неделя

Наша армия

обогащать социальный опыт детей, продолжать расширять представления о российской армии, дать знания о почетной обязанности защищать Родину

- Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

- Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины)

- Беседа о наступающем празднике 23 февраля: «А знаешь ли ты…»

- Беседа: «Что я  знаю об армии»,  

- Беседа «Защитники Родины»: Что такое Отечество (Родина)? Какое имя у нашей родины: Россия, Русь? Что такое Родина?

- Видео презентация «Наши мальчики – будущие солдаты Российской армии».

- Чтение стихотворений, посвященных 23 февраля.

- Прослушивание музыкальных произведений «Катюша», «Бескозырка белая», «Будущий солдат», Д.Б Кабалевского «Солдатский марш», муз. М. Качурбиной: «Марш».

-Спортивно-оздоровительное развлечение вместе с папами, посвященное Защитникам Отечества, «В здоровом теле – здоровый дух».

4 неделя

Профессии

- Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

. Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества.

- Воспитывать уважение к людям труда.

- Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. 

Познакомить детей с обрядовым праздником Масленица.

- Беседа «Героические профессии».

- Чтение стихотворений

Б. Заходера «Портниха», «Строители», «Шофер», «Сапожник», ДЖ. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Профессий много в мире есть».

- Размышления детей «Как выбрать себе профессию»

- Беседа "Все профессии важны, все профессии нужны". 

- Праздник «Веселая масленица»

Март

1 неделя

Весна. Мамин праздник.

- Прививать, воспитывать чувство любви и уважения к маме; -вызвать желание заботиться о ней, помогать в домашних делах;

- Развивать у детей доброе отношение и любовь к маме.

- Вызвать чувство гордости и радости за дела и  свои поступки, за помощь маме.

- Продолжать знакомить детей с русским фольклором о весне.

- Беседа: «О мамах родных и очень важных» 

- Д/и «Узнай по голосу». - - Чтение стихотворения Е. Благининой  «Посидим в тишине», И. Косякова «Все она», Ф. Гаврилова «Весна», рассказа Н. Некрасова «Дед Мазай»

- Ситуативная беседа: «Март –весне начало», предложить детям порассуждать о поговорке- Март и снегом сеет, и солнцем греет.

- Музыкальная игра «Веснянка»

2 неделя

Комнатные растения.

Расширять и обогащать представления о влияния тепла, солнечного света и воды на растения.

- Формировать элементарные навыки ухода за комнатными растениями.

- Способствовать развитию любознательности, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

- Чтение художественного произведения Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония». «Цветик-семицветик» А. Катаева. Обсуждение.

- Словесная игра «Я начну, ты - продолжай, дни недели называй».

- Экспериментальная деятельность: опыт «Свойства воды».

- Просмотр презентации о комнатных цветах.

3 неделя

Посуда

- Расширение знаний детей о посуде, уточнить представление детей о мире предметов.

- закрепить представления о профессиях, связанных с производством посуды;

- активизировать творческое воображение;

- 21 марта День Земли. ---Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором.

 Беседа с детьми «Такая разная посуда».

- Чтение: К.И. Чуковский « Федорино горе», Л.Лихачева « Уроки этикета». Загадки «Посуда». Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Рассказы Н.Носов «Мишкина каша». В. Осеева «Почему?»

- Беседа "Что может быть опасного на кухне?"

- Игровая ситуация «Как помочь планете Земля?»

- Беседа: «Экскурсия в «Русскую избу». Предложить рассмотреть предметы посуды, которая использовалась в русской семье для пищи.

4 неделя

Продукты питания

- расширять знания детей о профессиях людей, связанных с изготовлением и распространением продуктов.

- Воспитывать любовь к правильному питанию;

- Воспитывать уважение к труду взрослых. 

27 марта Международный день театра: объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства • активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств • создать атмосферу праздника

- Ситуативный разговор. «Что вы любите есть больше всего?», «В чем разница между «вкусным» и «полезным»?

- Беседа «Путь от зернышка до булки хлеба на столе»

- Ситуативный разговор «Можно ли бросать хлеб на улице?

- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», Н. Носов «Мишкина каша», Русские народные сказки: «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».

- Развлечение «Что такое театр?»

Апрель

1 неделя

Труд взрослых весной. Орудия труда.

- Прививать чувство благодарности и уважения к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом всё необходимое для жизни;

-познакомить детей с Международным днем птиц, который отмечается 1 апреля;

- воспитывать духовно – нравственную, всесторонне развитую личность, способную нести благо окружающей среде.

-– воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.
– учить быть заботливыми, добрыми, внимательными.

- Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

- Беседа «Если весну проспал, зимой голодать будешь"

- Беседа «1 апреля - День птиц», «Певчие вестники весны

- Чтение художественной литературы:

«Самый красивый наряд на свете», пер с яп. В. Марковой.; З. Александрова «Капель», «Весенняя уборка» Ю. Крутогорова, «Дождь из семян» Л. Некрасов, «Огородники» О. Высотская, В. Бианки «Чей нос лучше», «Кто как поёт»

- Просмотр презентации «Посевная».

- Театрализованная деятельность «Посадил дед репку».

2 неделя

Космос

- Познакомить детей с Российским праздником- День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.Гагариным.

- Дать представления о планете Земля, о Луне, Солнце.

- формирование у детей представления об основных планетах солнечной системы, о космосе,

о современной космонавтике и ее героях.

- Расширение и закрепление знаний по пожарной безопасности.

- Воспитание чувства гордости за свою страну

- Чтение художественной литературы: «Солнечная семья»,  «Первый в космосе» В.Бороздина, «Шаги над планетой» А. Леонова, «Как мальчик стал космонавтом» Л. Обухова

- Рассказ воспитателя «Белка и стрелка первые космические путешественники».

- Беседа с детьми на тему: «Наш дом во Вселенной»

- Ситуативный разговор на тему «Планета Земля – какая она?», «Первооткрыватели космоса»

- Прослушивание аудио энциклопедии «Полеты в космос». «Что такое космонавтика». 

3 неделя

Рыбы

- Воспитывать любовь к рыбкам и желание ухаживать за ними ; вызвать чувство восхищения красотой рыб.

- обобщение и систематизация знаний детей о воде, воспитывать бережное отношение к ней.

- -познакомить детей с православным праздником «Пасха», с его историей;

- воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

- Беседа с показом иллюстрации: «Что такое водный мир?»

- Д/и«Расскажи сказку про воду и водных обитателях» 

- Просмотр мультфильма «Подводная братва».

- Беседа «Что такое Пасха?», «Пасхаль

- Чтение стихотворений А. Блока «Вербочки», А. Майкова «Христос Воскрес», О.Максимова «Пасхальная сказка».

4 неделя

Перелётные птицы

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; желание помогать им, подкармливать зимой; расширять знания о птицах, их   внешнем виде и повадках;

- познакомить детей с понятием «Охрана труда» - 28 апреля.

-Воспитывать умение следовать правилам основ безопасности собственной жизнедеятельности и желание соблюдать их.

- Воспитывать находчивость, ответственность, сопереживание.

- Беседа "Перелетные птицы"

- Просмотр презентации «Детям о перелётных птицах»

Чтение худ. литературы: Г Снегирев: "Ласточка"Г. Юнусовой «Черный», Г. Тукай «Кот и соловей», В. Бианки «Сова».

Ситуация – разговор «Как правильно вести себя весной в лесу»

- Ситуативный разговор "Моя безопасность".

- -Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжет «Подготовка к празднику»

Май

1 неделя

9 мая

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

- Формировать у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.

- побудить детей к нравственным поступкам; - воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.

- 3 мая – «Всемирный день Солнца». Расширить знания детей о солнце, его значении для природы, людей. - дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека

- Просмотр презентации «Детям о войне».

- Чтение рассказов о войне Л. Кассиля, С. Алексеева «Ни шагу назад!», А.И. Семенцова «Героические поступки».  С. Алексеева «Первый ночной таран», «Дом».

- Беседа «День Победы»

- Беседа на тему «Что такое героизм».

- Ситуативный разговор «Расскажи о членах семьи, участвовавших в войне»

- С.р.игра «Офицеры»

- Беседа "Звезда по имени Солнце" с рассматриванием плаката "Солнечная система".

- чтение сказки "У солнышка в гостях".

- Конструирование "Солнышко лучистое (на палочке)" 

- открытое занятие «Россия – Родина моя!»

2 неделя

Насекомые

- Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни.

- Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека, воспитывать любовь к окружающей среде.

- Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-нибудь новое.

- Беседа с детьми на «Что мы знаем о насекомых?»»

- Игра по ОБЖ «Чем полезен мёд?»

- Чтение В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», Р. «Сказка про Комара-Комаровича» Д. Н. Мамина-Сибиряка.

- Беседа на тему «О пользе насекомых».

- Экологическое развлечение «Насекомые – наши друзья».

- Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

3 неделя

Сказки

воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.

- Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей младшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

- 20 мая – «День Волги». Расширять представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке России; воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

- 24 мая День славянской письменности и культуры.

Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой. 

- Беседа: «Чудеса и превращения в сказках»

-Составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»

- Беседа «Сказка – ложь, да в ней намёк».

- Чтение «Три золотых волоска Деда-Всеведа», «Серебряное копытце», Светланы Волковой «Дед Полешко» и др.

-Словесные игры «Что было дальше в сказке»

- "Дерево загадок" (загадки о названии сказок и их главных героях)

- экологическая акция «Наша Волга»

-Беседа с презентацией «День славянской письменности и культуры»

- Сочинение сказок «Расскажи по кругу»

Дидактические игры с матрешками: «Собери матрёшкину семейку», «Кто в мешочке?», «Какая матрешка лишняя», «Матрешка с сюрпризом», «Угадай, что в матрешке» 

4 неделя

ДИАГНОСТИКА

Взаимодействие с родителями.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.

 

1. Консультации, рекомендации, беседы и т.д. Консультации: «Расскажите детям о войне», “Обычаи и традиции русского народа”, «Что должен знать ребенок об армии», . «Принципы воспитания современного ребенка», «Традиции и обычаи, связанные с празднованием Покрова», «Красная книга Ярославской  области. Дикие животные», Буклет для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и т.д.

2. Анкетирование, тестирование

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Собирание материала и посещение улиц нашего города, названных в честь героев Сталинградской битвы. Фото детей и родителей на этих улицах.

4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».

7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.

Изобразительная деятельность

1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи, фотовыставки «Мой папа – защитник Отечества», «Моя мама на работе» и т.д.

Трудовая деятельность

1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: " Посади свое дерево", «Кормушка для зимующих птиц», «Подари цветок детскому саду», «Лучший участок", "Лучший Цветник" и т.д.

Образовательная деятельность.

1.Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты.

2. Участие в совместных проектах «Моя семья», Презентация проекта «Бережем планету вместе», посвященный Дню Земли, краткосрочный проект «История Деда Мороза и Снегурочки»

Социальное развитие

1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», "Семейные традиции", составление семейного генеалогического дерева, «Помогаем маме» и т.д.

2.  Создание альбомов, газет, портфолио.

Здоровье и физическое развитие

1.Составление правил безопасного поведения на улице, дома.

Музыка.

1. Проведение праздников: " Рождество Христово", "Масленица", «Мамин день», «День Защитников Отечества», "День Победы ". Экологический праздник «Что имеем – все храним!», развлечения для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «День театра»,

2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме, России, природе, защитников Родины.

 

Методическое обеспечение программы

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

художественная литература;

альбомы и фотографии с видами родного города, страны;

карты Волгоградской области, России;

символы города и государства (герб, флаг, гимн);

аудиозаписи гимна России;

снимки достопримечательностей города, области, страны;

фотографии известных людей города, области, страны;

иллюстрации и изделия народных промыслов;

картины с изображением родных пейзажей.

 

Организация развивающей среды, направленной на воспитание патриотизма у воспитанников.

Понятие “развивающая среда” означает создание необходимых условий для развития ребенка. Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать активность всех воспитанников в разных видах деятельности;

Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности. Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта.

Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей

 

Мониторинг развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Цель: определить уровень развития интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников патриотических чувств Задачи:

Определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Методы:

Игровые тестовые задания

Беседы

Анкетирование

Наблюдение

Эксперимент

Анализ продуктов деятельности

Результат критерий оценки и мониторинга оформляется в таблицах.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ф.И. ребенка

1. Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

3.история народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

4.Историко-географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)

Виды ландшафта (горы, равнина)

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких людях

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Используемая литература.

 

Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.

БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.

Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез, М: 2015г.

Виноградова Н. Ф. «Моя страна Россия: пособие для старших дошкольников».-М: Просвещение, 2005г.

Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и родителей. - М: Баласс, 2006г.

Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.

Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.

Дегтярев А. Я. «История российского флага: легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.

Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.

Кончаловская Н. «Наша древняя столица». –М: Воениздат, 1996г.

Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М: ТЦ Сфера, 2005г.

Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.

Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.

Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.

Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону, ИД “Валдис”, 2008.

Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.

«Знакомство детей с русским народным творчеством»; С.-П., изд. «Детство-пресс», 2001 г.

Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Сатка - моя малая родина"

Программа разработана для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО. Позволяет организовать работу по краеведению в ДОУ с учетом региональ...

Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Югорский край любимый!»

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников   «Югорский край любимый!».Цель Программы  Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства...

Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами музыки

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим...